Методики изучения темпераментальных свойств
Опросник Я.Стреляу
Описание:
Опросник Я. Стреляу предназначен для диагностики основных свойств нервной системы: силы по возбуждению, силы по торможению и подвижности нервных процессов.
Концепция, положенная в основу тест-опросника, вытекает из учения И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, согласно которому указанные свойства нервных процессов образуют определенные комбинации - типы нервной системы.
В зависимости от силы нервного возбудительного процесса различают сильный и слабый типы. По соотношению силы возбудительного и тормозного процессов сильные типы нервной системы делятся на уравновешенные и неуравновешенные. Сильные уравновешенные делятся на подвижные и инертные типы.
Для получения количественной характеристики оцениваемых свойств нервной системы в состав опросника включены три диагностические шкалы:
·уровень процессов возбуждения (В);
·уровень процессов торможения (Т);
·уровень подвижности нервных процессов (П).
Интерпретацию шкал автор дает в духе павловской традиции.
Шкала "В" отражает способность нервной системы выдерживать длительное и интенсивное воздействие различных раздражителей, не обнаруживая запредельного торможения. Эта способность проявляется в интенсивной реакции индивида на внешние раздражители, длительном сохранении высокой эффективности деятельности в экстремальных условиях.
Шкала "Т" отражает способность нервной системы к выработке тормозных условных рефлексов, к блокированию произвольных и импульсивных действий в условиях запрета.
Шкала "П" отражает способность нервной системы к быстрой перестройке реакций при переделке знаков раздражителя, столкновении с новой ситуацией, готовность и стремление к взаимодействию с новыми объектами и явлениями.
Инструкция:
Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «незнаю» (затрудняюсь ответить), «нет».
Теппинг-тест (Е.П.Ильин)
Методика предназначена для диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям.
Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных отраслях психологии. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Кроме того, они трудоемки. Поэтому на протяжении ряда лет ведутся поиски экспресс-методов. Именно такие экспресс-методы для определения силы нервной системы, а также подвижности и уравновешенности нервных процессов по психомоторным показателям разработаны Е. П. Ильиным.
Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов.
- выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек. работы; в последующем, к 25-30 с, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии испытуемого сильной нервной системы;
- ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
- нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-сек. отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;
- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся также к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Стандартные условия проведения эксперимента:
Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283 мм), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш. Заготовленная форма для протокольных записей.
Инструкция испытуемому: "По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 сек.) Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка."
Экспериментатор подает сигнал: "Начали!", а затем через каждые 5 сек. дает команду: "Перейти в другой квадрат". По истечении 5 сек. работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: "Стоп".
ОСТ, ОФДСИ В.М.Русалов
Первая методика Русалова - ОСТ (опросник структуры темперамента) созданная им в конце 70-х годов 20 в. на основе подходов, разрабатываемых в отечественной школе дифференциальной психофизиологии Теплова - Небылицина.
Исследования, проведенные в этой школе показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.
Назначение методики
Опросник структуры темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов. Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста.
ОСТ содержит следующие шкалы:
1. Предметная эргичность - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
2. Социальная эргичность - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
3. Пластичность - содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.
4. Социальная пластичность - содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
5. Темп или Скорость - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
6. Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
7. Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
9. «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
Позже Русалов на основе ОСТ разрабатывает вторую методику - "Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (1997).
Методика предназначена для диагностики свойств "предметно-деятельностного" (психомоторная и интеллектуальная сферы) и "коммуникативного" аспектов темперамента.
В основе опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека В.М.Русалова как частный вариант теории функционально-системной о рганизации работы мозга П.К.Анохина (функционально-системный подход в психофизиологии).
В.М. Русалов выделяет четыре базальных свойства нервной системы:
1. Эргичность - выносливость человека, как в умственном, так и в физическом плане.
2. Пластичность - способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах). Противоположность - ригидность.
3. Скорость - темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы.
4. Эмоциональность - впечатлительность, импульсивность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.
ОФДСИ позволяет оценить особенности темперамента не только в предметно-моторной и коммуникативной сферах, но и в умственной - главной сфере
проявления психической активности человека. Новый метод имеет 12 шкал первичных (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в психомоторной, коммуникативность и интеллектуальных сферах поведения человека) +
6 производных (суммарные) + контрольная шкала. Всего 19.
Личностный вопросник по классификации Q-L-T относится к Q-данным.
Тест предназначен для психологических, педагогических и медицинских исследований людей в возрасте 18 до 60 лет.
Надежность ретестовая (81 человек 1 месяц) = 0,6-0,8.
Внутренняя согласованность (альфа - кромбоха) = 0,7-0,9.
Кросс-культурная валидность (США и Россия) на студентах университета. Нормы - медиальные нормы (среднее и стандартное отклонение). Опросник содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-х бальной шкале, и позволяет получить значения по 12 свойствам. Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается. Измеряемые параметры могут принимать высокое, среднее и низкое значение.
Измеряемые параметры:
Эргичность психомоторная - психомоторная деятельность, стремление к
физическому напряжению, мышечная работоспособность.
Эргичность интеллектуальная - уровень интеллектуальных возможностей,
умственное напряжение, вовлеченность в умственные процессы.
Эргичность коммуникативная - потребность в общении, круг контактов,
установление новых социальных связей.
Пластичность психомоторная - переключение с одних форм двигательной
активности на др., стремление к разным формам активности.
Пластичность интеллектуальная? гибкость мышления, переход с одной
формы интеллектуальной деятельности на др.
Пластичность коммуникативная - готовность к вступлению в новые соци-
альные контакты, импульсивность в общении.
Скорость психомоторная - скорость выполнения двигательных операций.
Скорость интеллектуальная - скорость умственных процессов и осущест-
вление интеллектуальной деятельности.
Скорость коммуникативная - речевая активность, вербализация.
Эмоциональность психомоторная - ощущение спокойствия, уверенность в
себе, чувственность к неудачам.
Эмоциональность интеллектуальная - эмоциональность переживаний, уве-
ренность в себе в процессе социального взаимодействия.
Эмоциональность коммуникативная - чувствительность к неудачам в обще-
нии, уверенность, раздражительность в ситуации общения.
Контрольная шкала - испытуемые с высокими значениями по данной шкале
из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная
оценка поведения.