Теппинг-тест (Е.П.Ильин)




Методики изучения темпераментальных свойств

Опросник Я.Стреляу

Описание:

Опросник Я. Стреляу предназначен для диагностики основных свойств нервной системы: силы по возбуждению, силы по торможению и подвижности нервных процессов.

Концепция, положенная в основу тест-опросника, вытекает из учения И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, согласно которому указанные свойства нервных процессов образуют определенные комбинации - типы нервной системы.

В зависимости от силы нервного возбудительного процесса различают сильный и слабый типы. По соотношению силы возбудительного и тормозного процессов сильные типы нервной системы делятся на уравновешенные и неуравновешенные. Сильные уравновешенные делятся на подвижные и инертные типы.

Для получения количественной характеристики оцениваемых свойств нервной системы в состав опросника включены три диагностические шкалы:

·уровень процессов возбуждения (В);

·уровень процессов торможения (Т);

·уровень подвижности нервных процессов (П).

Интерпретацию шкал автор дает в духе павловской традиции.

Шкала "В" отражает способность нервной системы выдерживать длительное и интенсивное воздействие различных раздражителей, не обнаруживая запредельного торможения. Эта способность проявляется в интенсивной реакции индивида на внешние раздражители, длительном сохранении высокой эффективности деятельности в экстремальных условиях.

Шкала "Т" отражает способность нервной системы к выработке тормозных условных рефлексов, к блокированию произвольных и импульсивных действий в условиях запрета.

Шкала "П" отражает способность нервной системы к быстрой перестройке реакций при переделке знаков раздражителя, столкновении с новой ситуацией, готовность и стремление к взаимодействию с новыми объектами и явлениями.

Инструкция:

Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «незнаю» (затрудняюсь ответить), «нет».

Теппинг-тест (Е.П.Ильин)

Методика предназначена для диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных отраслях психологии. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Кроме того, они трудоемки. Поэтому на протяжении ряда лет ведутся поиски экспресс-методов. Именно такие экспресс-методы для определения силы нервной системы, а также подвижности и уравновешенности нервных процессов по психомоторным показателям разработаны Е. П. Ильиным.

Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов.

- выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек. работы; в последующем, к 25-30 с, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии испытуемого сильной нервной системы;

- ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

- нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-сек. отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;

- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся также к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Стандартные условия проведения эксперимента:

Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283 мм), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш. Заготовленная форма для протокольных записей.

Инструкция испытуемому: "По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 сек.) Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка."

Экспериментатор подает сигнал: "Начали!", а затем через каждые 5 сек. дает команду: "Перейти в другой квадрат". По истечении 5 сек. работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: "Стоп".

 

ОСТ, ОФДСИ В.М.Русалов

Первая методика Русалова - ОСТ (опросник структуры темперамента) созданная им в конце 70-х годов 20 в. на основе подходов, разрабатываемых в отечественной школе дифференциальной психофизиологии Теплова - Небылицина.

Исследования, проведенные в этой школе показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.

Назначение методики

Опросник структуры темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов. Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста.

ОСТ содержит следующие шкалы:

1. Предметная эргичность - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

2. Социальная эргичность - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

3. Пластичность - содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.

4. Социальная пластичность - содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

5. Темп или Скорость - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

6. Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

7. Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.

8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

9. «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

Позже Русалов на основе ОСТ разрабатывает вторую методику - "Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (1997).

Методика предназначена для диагностики свойств "предметно-деятельностного" (психомоторная и интеллектуальная сферы) и "коммуникативного" аспектов темперамента.

В основе опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека В.М.Русалова как частный вариант теории функционально-системной о рганизации работы мозга П.К.Анохина (функционально-системный подход в психофизиологии).

В.М. Русалов выделяет четыре базальных свойства нервной системы:

1. Эргичность - выносливость человека, как в умственном, так и в физическом плане.

2. Пластичность - способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах). Противоположность - ригидность.

3. Скорость - темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы.

4. Эмоциональность - впечатлительность, импульсивность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.

ОФДСИ позволяет оценить особенности темперамента не только в предметно-моторной и коммуникативной сферах, но и в умственной - главной сфере

проявления психической активности человека. Новый метод имеет 12 шкал первичных (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в психомоторной, коммуникативность и интеллектуальных сферах поведения человека) +

6 производных (суммарные) + контрольная шкала. Всего 19.

Личностный вопросник по классификации Q-L-T относится к Q-данным.

Тест предназначен для психологических, педагогических и медицинских исследований людей в возрасте 18 до 60 лет.

Надежность ретестовая (81 человек 1 месяц) = 0,6-0,8.

Внутренняя согласованность (альфа - кромбоха) = 0,7-0,9.

Кросс-культурная валидность (США и Россия) на студентах университета. Нормы - медиальные нормы (среднее и стандартное отклонение). Опросник содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-х бальной шкале, и позволяет получить значения по 12 свойствам. Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается. Измеряемые параметры могут принимать высокое, среднее и низкое значение.

Измеряемые параметры:

Эргичность психомоторная - психомоторная деятельность, стремление к

физическому напряжению, мышечная работоспособность.

Эргичность интеллектуальная - уровень интеллектуальных возможностей,

умственное напряжение, вовлеченность в умственные процессы.

Эргичность коммуникативная - потребность в общении, круг контактов,

установление новых социальных связей.

Пластичность психомоторная - переключение с одних форм двигательной

активности на др., стремление к разным формам активности.

Пластичность интеллектуальная? гибкость мышления, переход с одной

формы интеллектуальной деятельности на др.

Пластичность коммуникативная - готовность к вступлению в новые соци-

альные контакты, импульсивность в общении.

Скорость психомоторная - скорость выполнения двигательных операций.

Скорость интеллектуальная - скорость умственных процессов и осущест-

вление интеллектуальной деятельности.

Скорость коммуникативная - речевая активность, вербализация.

Эмоциональность психомоторная - ощущение спокойствия, уверенность в

себе, чувственность к неудачам.

Эмоциональность интеллектуальная - эмоциональность переживаний, уве-

ренность в себе в процессе социального взаимодействия.

Эмоциональность коммуникативная - чувствительность к неудачам в обще-

нии, уверенность, раздражительность в ситуации общения.

Контрольная шкала - испытуемые с высокими значениями по данной шкале

из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная

оценка поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: