Направление моей педагогической работы «
Целью данного направления является: развитие эстетического вкуса, приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения орнаментального искусства татарского народа, воспитание уважения к национальному искусству, любви к народу, создавшему самобытные художественные ценности, развитие художественных способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Для решения этой цели, в своей работе, наметила следующие задачи:
- Углублять и расширять знания детей о татарском народном искусстве, учитывая возрастные особенности детей.
- Познакомить детей дошкольного возраста с национальным орнаментом.
- Научить украшать национальным орнаментом одежду, посуду, предметы быта.
- Изображать в рисовании эпизоды из знакомых татарских сказок; сказочных персонажей.
- Развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с народным искусством.
- Воспитывать у детей любовь к своему родному краю, народному искусству, уважение к труду народных умельцев.
В подготовительном этапе был собран материал по соответствующей теме:
- Альбомы “Татар милли киемнәре(татарские народные костюмы)”, “Татар милли бизәкләре (татарский национальный орнамент)”,“Татар халык уеннары альбомы (альбом татарские народные игры)”;
- цветные иллюстрации с элементами татарского костюма;
- предметов быта (самовар, сундук, полотенца, скатерти, посуда);
- методические пособия по данной теме «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду».
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.
Ребенок от природы — творец, все дети видят окружающий мир по-своему.
Практическая
Оказывается рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Я заметила,что нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрепощает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
В своей работе я используюточечная роспись. Это уникальная техника рисования, пришедшая к нам из сакральной живописи австралийских аборигенов, народов Африки и Индонезии. Сегодня, сохраняя вековые традиции, она превратилась в модное и востребованное искусство.
В группе организовала выставку со своими работами, провела мастер класс с родителями, ознакомила их с данной техникой рисования.
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования я начала с 1-й младшей группы, тем более что для них пока еще трудно рисовать кистью, поэтому использовала рисование пальчиками.
Детям постарше даю задания сложнее. Увеличиваю количество цветов.Детям в возрасте 4-5лет для рисования ватными палочками предлагаю заготовки для декорирования в виде силуэтов кухонной утвари — кувшинов, чайников, разделочных досок, тарелочек, чайных чашек и т. д.А так же использую не только ватные палочки, маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелиевые ручки. Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.
В групповой комнате в доступном для детей месте имеется татарский уголок, где находятся книги татарских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах.
Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему.
После прочтения одной из сказок, я предложила детям раскрасить изображения героев с использованием ватных палочек. Полученный результат навел меня на мысль создать совместный альбом с родителями. Дети с родителями дома,используя точечную технику, создавали свои альбомы из иллюстраций к сказокам.
В нашем детском саду создан музей. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. В музее представлена небольшая экспозиция, знакомящая детей с элементами татарского костюма. Дети с удовольствием рассматривают узоры на одежде, скатерти,полотенце. Знакомлю с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты использую для занятий, развлечений.
Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов .В музее проводятся игры «Чего не стало?», «Музейные загадки», «Из бабушкиного сундука», «Яшерәм я урым”, “Йозек салыш”.
Когда у детей сформировался некоторое представление о национальном орнаменте, провела занятие по рисованию,мы выбрали фартук – алъяпкыч, а именно вышивка на фартуке.На следующих занятиях по рисованию, дети украшали тюбетейки, тарелки, чашки,использовали новый вид орнаментов. На каждом занятии по рисованию знакомила с новыми предметами быта, одежды, рассказывала их историю, применения, с использованием наглядных материалов.
В группе так же есть уголок с татарскими дидактическими играми.
Дидактические игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости.
Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным калоритом: “Тәти киемнәр(татарская одежда)” игра знакомит детей с татарской народной одеждой,развивает речь; “Күңелле домино, татар халык орнаменты”,предназначена для знакомства детей с татарским народным орнаментом”; кубики, по мотивам татарских сказок, знакомит с народными сказками; “Сложи одежду”; “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно).Несложные по содержанию и способам выполнения дидактические игры дошкольники старшей и подготовительной к школе группы изготавливают сами под руководством педагога. В изготовлении дидактических игр огромную помощь оказали родители нашей группы.“Укрась одежду национальным узором”,“Сортируй узоры”, «Четвертый лишний», «Найди пару». «Домино». При помощи родителей дети участвуют в процессе создания игры,дошкольники в деятельной форме познают и отражают элементы этнокультуры, у них развивается эстетический вкус, эстетическое восприятие, образное мышление, воображение.
С родителями провожу систематически мастер классы по ознакомлению с точечной росписью, по украшению сувениров. Родители принимают участие в пополнении и обогащении предметно – развивающей среды в группе (наглядные пособия,подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)
Свой опыт работы распространяю, выступая на методических объединениях, семинарах и других открытых мероприятиях.
Дети научились ориентироваться в различных видах росписи, оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. У детей появился интерес к народному искусству, понимание его ценности.
В последующем будет вестись работа в том же направлении, будем пробовать усложнять узоры, включатьновые новые элементы, использовать материал с которым мы еще не работали, пробовать расписыватьне привычные для детей листы бумаги, а заготовки из пластика,дерева, кожи.
Я убеждена, что та любовь к искусству, которую я стараюсь привить своим подопечным в детстве, пройдет через всю жизнь, обогащая её яркими, позитивными эмоциями.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв