ГУ ДО ЛНР «Свердловская станция юных техников»




Основные направления и особенности организации образовательного процесса в дополнительном образовании

Валащук Наталья Евгеньевна,

Методист

ГУ ДО ЛНР «Свердловская станция юных техников»

Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества и способности.

Вопросы воспитания, творческого развития, гражданского становления юного поколения в последние годы вновь живо обсуждаются в обществе: на уровне законодательной и исполнительной власти, среди специалистов в педагогическом сообществе, общественных организациях, семье. Воспитание должно закладывать основы нравственных идеалов и ценностей, постоянно оживляя их и побуждая к активной деятельности. Оно должно давать веру в жизнь и развивать глубокомысленное отношение к ней, помогающее переносить возможные неудачи, преодолевать проблемы и конфликтные ситуации. Важно помочь нашим детям научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуется школа, общество, государство в широком понимании этого слова.

В современных условиях развития социальной сферы возрастает роль учреждений дополнительного образования детей, которые являются основной частью системы образования и одним из образовательно-воспитательных институтов социума.

ГУ ДО ЛНР «Свердловская станция юных техников» – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, которое реализует программы дополнительного образования в интересах личности, общества и государства, развивающее мотивацию личности к познанию и творчеству.

Процесс образования носит вариативный характер и основывается на следующих принципах:

- формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

- системность и целостность;

- ориентация на реализацию коллективных творческих дел.

- социализация и духовно-нравственное развитие личности;

- становление личности в духе патриотизма и гражданственности; воспитание любви к Родине, окружающему миру, семье, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека;

- бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным традициям.

Ведущие принципы реализации содержания обучения и воспитания в СЮТ:

- Многообразие и динамичность образовательного процесса, гибкая, мобильная его адаптация к социальным явлениям, возрасту и уровню развития ребёнка;

- Демократизация образования, внедрение педагогики сотрудничества и сотворчества, накопление опыта нравственных отношений, развитие самоуправления, стимулирование педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств, методик, форм, технологий;

- Предоставление каждому ребёнку возможности реализации способностей в условиях индивидуальной развивающей среды, соблюдении при этом приоритета добровольности выбора форм самореализации;

- Интеграция содержания образования, реализуемого в различных интегрированных программах, способствующих формированию целостной картины мира, умений системно оценивать явления, продуктивно использовать время.

В нашем учреждении было проведено изучение «социального заказа», определившего приоритеты в воспитательной деятельности педагогического коллектива, причем учитывались не только пожелания детей, родителей и педагогов, но и реальные условия и возможности организации. Наиболее востребованными и работоспособными оказались многопрофильные, метапредметные детские объединения, способные дать ребенку профессиональную подготовку в избранном виде технического творчества и обеспечить его разностороннее развитие.

Выбор направленностей в формировании системы дополнительного образования в ГУ ДО ЛНР «СЮТ» основывается на уже сложившихся (традиционных). Таковыми направленностями являются:

· научно-техническое

· спортивно-техническое

· художественно-техническое

Разнообразие направленностей способствует формированию и развитию у детей эстетического вкуса, способности к визуально-пространственному, геометрически-образному мышлению, проектно-конструкторской деятельности, а также овладению современными информационными технологиями, позволяющими лучше адаптироваться в современном мире, укреплению и совершенствованию физического здоровья, воспитывает в детях трудолюбие и самостоятельность.

 

В ГУ ДО ЛНР «Свердловская станция юных техников» обучение основывается на искреннем согласии детей и подростков сотрудничать с педагогом. Нельзя заставить детей посещать занятия, участвовать в общих делах, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам. Посещение СЮТ позволяет ребенку максимально реализовать себя и самоопределиться профессионально и личностно. Очень важно, что дети самостоятельно и ответственно выстраивают свой путь образования и развития и активны в этом процессе. Результаты обучения в нашем образовательном учреждении доступны, привлекательны, реальны, что позитивно сказывается на развитии личности ребенка, стимулирует его творчество и усиливает воспитательный эффект.

Таким образом, взаимодействие и продуктивное сотрудничество педагога с детьми, их стремление к активному творческо-созидательному освоению мира во взаимодействии с социумом, позволяет успешно реализовывать педагогический процесс в СЮТ в органичном и неразрывном единстве всех его составляющих.

Прежде всего, обучение в учреждении осуществляется в процессе освоения содержания ребенком дополнительной общеобразовательной программы (далее — программа). Именно программа является тем гибким инструментом, который позволяет определять воспитательные задачи и планируемые результаты в соответствии с образовательными потребностями детей, занимающихся на станции, а также их родителей. Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен. А содержание программ технического направления несет в себе воспитательный потенциал, перекликаясь с теми ценностями, которые лежат в основе моделирования и конструирования, знаний основ компьютерной грамотности и 3-д моделирования или иной деятельности, выбранной ребенком или его родителями.

Дополнительное образование предполагает, прежде всего, работу с разновозрастными группами учащихся и ориентировано на создание условий для неформального общения ребят разного возраста и направлений деятельности. Включение обучающихся станции в созидательную деятельность (познавательную, научно-исследовательскую, трудовую, художественно-творческую, поисковую, спортивную и др.) – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании, профессиональном самоопределении и в воспитании подрастающего поколения. Работа в кружках имеет выраженную социально-педагогическую и воспитательную направленность (беседы, экскурсии, трудовые и волонтерские акции, праздники, соревнования, выставки, показательные выступления). Организаторами этой многообразной работы являются руководители объединений и администрация станции юных техников.

И все же образовательный процесс не ограничивается только занятиями по программе, а главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм. Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки и другие формы. За пределами учебного времени дети участвуют в воспитательных мероприятиях объединений, структурных подразделений (авиа-, 3-д, ракето- моделирование, и др), всей организации, способствующих формированию внутриколлективных и межличностных отношений детей, педагогов, родителей. Привлекательность для детей и подростков творческой деятельности достигается, в том числе, посредством участия в ярких, эмоционально окрашенных мероприятиях и событиях — конкурсах, фестивалях, открытых показах и выставках, соревнованиях. Традиционные ежегодные мероприятия, на наш взгляд, служат не только пространством для демонстрации достижений, но и для осмысления ценностей, знакомства с идеями и правилами, социальными нормами, погружения в профессию. Немаловажно, что в подготовке воспитательных мероприятий и их проведении активное участие принимают сами дети и родители.

Еще одно направление воспитания в СЮТ – это работа с родителями. Здесь роль родителей несколько другая, чем в школе, они выступают заказчиками, основываясь на собственных предпочтениях и потребностях, выбирают для ребенка направленность, объединение и педагога. Важно дать понять и почувствовать родителям, что занятие техническим творчеством – комфортная и уютная среда развития ребенка. Ребенок здесь не только обучается какой-либо деятельности, но учится дружить, ценить, общаться, творить. Выстраивание партнерских отношений с родителями заключается в формулировании взаимных интересов, достижении и реализации договоренности. В этих рамках ведется просвещение родителей — объясняются смыслы и цели занятия техническим творчеством, его возможности в процессе саморазвития и самореализации ребенка.

Организация образовательно-воспитательного процесса в нашем учреждении – это открытая среда взаимодействия с окружающим социумом, способствующая воспитанию социальной активности ребенка. Добровольческая и общественно значимая деятельность разной направленности, в которой участвуют дети и подростки, дает возможность продемонстрировать полученные в процессе освоения программы знания, умения, мастерство, а также личное отношение к людям, знаменательным событиям района и республики. Проведение акций – хорошая традиция, в основу которой положено формирование потребности в совершении добрых дел, позитивном отношении к другим. И в условиях дистанционного обучения, для поддержания привлекательности творческой деятельности, педагоги нашего учреждения привлекают обучающихся к участию в международных конкурсах. Так за прошлый учебный год ребята приняли участие в международных конкурсах, проводившихся в дистанционном формате:

- Международный краеведческий конкурс «Мой край. Моя страна» из 30 участников - Лауреат 1 степени (12), Лауреат 2 степени (7), Лауреат 3 степени (2), 1м (3), 2м(4), 3м(2)

- Международный конкурс «Осени счастливые моменты» из 54 участников - Лауреат 1 степени (5), Лауреат 2 степени (6), Лауреат 3 степени (5), 1м (7), 2м(8), 3м(5);

- Международный конкурс рисунков «Герои сказок и стихов С.Я.Маршака» из 10 участников - 1м (7);

- Международный конкурс «Рождественская 2021» из 17 участников - Лауреат 1 степени (2), Лауреат 2 степени (2), Лауреат 3 степени (1);

- Международный конкурс «Наши руки не знают скуки» из 10 участников - 1м (8), 2м (2).

Семь педагогов СЮТ приняли участие в международном конкурсе руководителей кружков «Золотые руки» в дистанционном формате - Лауреат 1 степени (4), Лауреат 2 степени (1), Лауреат 3 степени (1), 1м (1).

В ГУ ДО ЛНР «СЮТ» с годами сложился особый стиль отношений между педагогами и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны, и стремление педагога быть значимым для ребенка, с другой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: