Нетарифные методы внешнеторговой политики означают применение различных инструментов регулирования внешней торговли, отличных от таможенной пошлины.




К ним относятся:

1. Квотирование - ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени.

Выделяются квоты:

- Общая квота определяется для государственных нужд;

- Естественная квота - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

- Исключительная квота - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

- Тарифная квота представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.

- Экспортная квота ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.

- Импортные квоты ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.

2. Лицензирование - ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций.

В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием.

Основными видами лицензий являются:

- разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

- генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

- глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

- автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Механизмы распределения лицензий разнообразны. В мировой практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену; аукционная продажа позволяет внести конкуренцию в процесс распределения лицензий, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов.

В Российской Федерации распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты.

3. Добровольное ограничение экспорта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Политика добровольного ограничения экспорта достаточно распространена. Известны случаи ограничения ввоза японских автомобилей в США (примерно 1,8 млн автомобилей в год) или во Францию (3% рынка). Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в ЕС определенных видов продукции; например, автомобилей, некоторых станков, грузоподъемников, шарикоподшипников, телевизоров, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зеландии, Канады. Существуют соглашения России с ЕС о добровольном ограничении нами экспорта некоторых видов черных и цветных металлов, химической продукции, текстильных изделий.

Такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной: как правило, оно навязывается путем убеждения или угрозы применения санкций.

4. Экспортная субсидия - оказание государством финансовой помощи отечественным предприятиям и отраслям экономики, связанным с экспортом.

Различают несколько видов субсидий:

– прямые, непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных формах:

– выплата надбавок (премий) за экспорт,

– возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами (если первая выше),

– финансирование государством некоторых затрат экспортера (на исследование внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ, льготные транспортные тарифы и др.);

– косвенные, предоставляемые посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании.

5. Демпинг – продажа товара на зарубежном рынке по цене ниже нормальной стоимости товара (т.е. ниже продажной цены этого же товара на местном рынке) в целях вытеснения конкурентов.

Виды демпинга:

1) Спорадический (случайный) демпинг – эпизодическая продажа товара на зарубежном рынке в течение короткого периода времени по цене ниже его цены на внутреннем рынке, либо ниже издержек производства. Как правило, является результатом перепроизводства товаров, ошибок в планировании производственной деятельности фирмы и проч.

2) Преднамеренный (хищнический) демпинг – временная продажа товаров на зарубежном рынке по ценам ниже издержек производства, характеризуемая четко поставленной целью вытеснения с этого рынка местных производителей. После устранения конкурентов зарубежные производители, оказавшись в монопольном положении, резко поднимают цены, компенсируя потери, которые они понесли в результате снижения цен.

3) Постоянный (устойчивый) демпинг – это продажа товара на зарубежном рынке в течение продолжительного периода времени по цене более низкой, чем цена этого же товара на внутреннем рынке, или более низкой, чем издержки производства. Именно этот вид демпинга в международной торговой практике выступает весьма разрушительным для местной промышленности, и именно он вызывает необходимость ее защиты.

6. Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго (trade embargo) -запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров.

7. Распространенной формой административных мер контроля внешней торговли являются декларации, визы, разрешения. В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

 

- 2 -

Международная миграция рабочей силы - процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.

Международная трудовая миграция (МТМ) представляет собой единство иммиграции, эмиграции, реэмиграции.

Иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.

Эмиграция - выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

Миграционное сальдо (нетто-миграция, чистая миграция, миграционный прирост) - разность между числом прибывших (иммигрантов) на какую-либо территорию (в страну) и числом выбывших (эмигрантов) из нее за определенный период (год).

Реэмиграция (репатриация) - возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

Международную миграцию высококвалифицированных кадров, не находящих применения своим способностям, не востребованных в стране проживания, называют «утечкой мозгов».

В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:

1. Переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства.

2. Работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране.

3. Профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования.

4. Нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью.

5. Беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

I. По направлениям:

1.Миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь.

2. Миграция между промышленно развитыми странами в большей степени связана с неэкономическими факторами, чем с экономическими.

Однако и для этих стран характерно такое явление как «утечка умов». Например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40-50 годов, когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.

3. Миграция между развивающимися странами. Главным образом, между «новыми индустриальными странами» и странами арабских эмиратов, странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами с другой.

Например, особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах-импортерах рабочей силы.

4. Миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны.

В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.).

II. По территориальному охвату:

1. Межконтинентальная. Нынешнее негритянское население США, Канады и других стран американского континента в основе своей является потомками рабов, которых насильственно вывозили в свое время из Африки работорговцы. После отмены рабства новый поток переселенцев хлынул из Старого света в Новый. На протяжении десятилетий миллионы людей из Европы направлялись в обе Америки и Австралию. Население таких стран, как США, Канада и Австралия целиком сформировалось за счет иммигрантов.

2. Внутриконтинентальная.

III. По времени:

1. Безвозвратная (постоянная) - окончательная смена постоянного места жительства.

2. Возвратная - это перемещение на достаточно длительный, но ограниченный срок:

- сезонная - перемещение в определенные периоды года к местам временной работы и жительства с правом возвращения на прежнее место жительства. Своеобразной разновидностью сезонной международной миграции является кочевничество, широко распространённое в прошлом и сохранившееся до наших дней в Западной Африке и на Ближнем Востоке;

- маятниковая - ежедневные или еженедельные поездки людей от места жительства до места работы и обратно, расположенные в разных населенных пунктах. Мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами. Частью маятниковой миграции является приграничная миграция. Приграничные работники, работая у зарубежного работодателя, сохраняют своё обычное место жительства в данной стране и возвращаются туда каждый день или, по крайней мере, раз в неделю. К приграничным работникам относятся также жители другой страны, ежедневно приезжающие на работу в данную страну и возвращающиеся к своему месту жительства;

- эпизодическая миграция – деловые, туристические поездки, характеризующиеся своей нерегулярностью и несовпадением по своим направлениям. Считается, что по своим масштабам этот вид миграции превосходит все остальные, хотя по своей значимости, особенно демографической, существенно им уступает;

- челночная миграция – связана с коммерческой деятельностью и является непосредственным следствием появления рыночной экономики. К этому виду трудовой миграции можно отнести осуществляемые с разной периодичностью стихийные территориальные перемещения индивидуальных предпринимателей в пределах и за пределы страны с целью приобретения товаров широкого потребления.

IV. По степени законности:

1. Легальная - нахождение в стране на законных основаниях;

2. Нелегальная - незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством.

V. По мотивам:

1. Добровольная - обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции;

2. Вынужденная - вызвана военными, политическими событиями, преследованиями на этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства.

3. Принудительная - насильственные переселения людей, организованные государством (депортации).

Причины миграции рабочей силы:

1. Неравенство между богатыми и бедными странами.

2. Дисбаланс населения.

Промышленно развитые страны сейчас имеют низкие уровни рождаемости и смертности, население эти стран «стареет», т.е. увеличивается доля людей старших возрастов. Напротив, развивающиеся страны имеют высокий уровень рождаемости, который, на фоне снижения уровня смертности (в результате улучшения санитарии и здравоохранения), приводит в среднесрочной перспективе к росту населения, а следовательно, к увеличению предложения труда и снижению уровня заработной платы. Таким образом, в развивающихся странах наблюдается избыток рабочей силы, в то время как в развитых - ее дефицит, который покрывается за счет миграционного прироста.

3.Экономический рост.

Можно было бы предположить, что экономический рост в бедных странах, повышая уровень жизни населения, приведет к сокращению миграции. Но в реальности наблюдается обратное: экономический рост развивающихся стран создает более мобильные и квалифицированные трудовые ресурсы, которые ориентированы на работу за рубежом. Возможно, это связано с тем, что при крайне низком уровне экономического развития страны (а следовательно, и при низком уровне доходов) работник, желающий эмигрировать, просто не может себе этого позволить. При повышении уровня жизни доходы населения растут. Люди уже могут позволить себе уехать в другую страну, а стимулы к этому по-прежнему сохраняются: за рубежом работники могут обеспечить себе более достойную жизнь (неравенство в заработной плате, условия жизни, высокий уровень наделенности общественными благами - все эти факторы делают работу за рубежом по-прежнему более привлекательной для работников из развивающихся стран).

4. Связь между посылающими и принимающими странами.

Страны, имеющие колониальное прошлое, и сейчас сохранили культурные и экономические связи с бывшими колониями. С точки зрения теории человеческого капитала это уменьшает издержки мигрантов (например, связанные со знанием языка, с адаптацией и т.п.). К тому же снижению издержек миграции способствует сохранение на территории ранее осуществлявших принудительный импорт рабочей силы колониальных империй сообществ людей из бывших колоний (общин черных иммигрантов во Франции или индусов в Великобритании). С этой точки зрения становится понятным, почему основной приток рабочей силы в Россию обеспечивается за счет украинцев, азербайджанцев и уроженцев Казахстана.

5. Развитие телекоммуникаций и СМИ.

Этот фактор значительно повлиял на обеспеченность работника информацией о спросе на труд в других странах. Это означает, что люди стали более подвержены «давлению» информационных структур, которые создают дополнительные стимулы для трудовой миграции. Кроме того, рост телекоммуникационных сетей снижает моральные издержки, связанные с миграцией: семья мигрантов находится от них на расстоянии телефонного звонка, что позволяет поддерживать контакты.

6. Формирование глобальных бизнес-структур демонстрируется расширением деятельности ТНК. ТНК оказывают неоднозначное влияние на развитие миграционных процессов. С одной стороны, их содействие созданию новых рабочих мест в странах размещения филиалов сдерживает эмиграцию. С другой же, способствуя модернизации экономики и социальных отношений, совершенствованию профессиональных навыков работников филиалов, установлению более тесных связей между странами, где они действуют, ТНК благоприятствуют миграционной мобильности населения.

7. К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия.

Последствия миграции:

Для принимающих стран:

Плюсы:

1. Занятость вакансий, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны.

2. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку.

3. Снижение издержек производства фирм, пользующихся иностранной рабочей силой, поскольку зачастую уровень заработной платы иностранных работников ниже.

4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям.

5. Увеличение ВВП. Увеличение населения на 1% в связи с миграцией повышает ВВП на 1%.

6. Создание банковской и правовой инфраструктуры в районах концентрации иностранных рабочих. Необходимость открытия банковских филиалов диктуется потребностью иммигрантов переводить часть заработанных денег на родину. Естественно, что служащими банка выступают местные профессионалы. Аналогичная потребность, скажем, в юридических услугах может стать причиной появления новых правовых структур, работать в которых могут только лицензированные отечественные юристы.

7. Миграционное движение оказывает значительное влияние на демографические характеристики принимающих стран. Миграционный прирост в эпоху глобализации становится фактором, вносящим существенный вклад в общий рост населения принимающих стран. Иммигранты омолаживают структуру трудовых ресурсов развитых стран, имеющих тенденцию к старению.

Минусы:

1. В стране может расти уровень социальной и национальной напряженности, увеличивается преступность.

2. Наблюдается перенаселенность, могут вырасти расходы государства на содержание безработных иностранцев и их семей.

3. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы.

Для выпускающих стран:

Плюсы:

1. Снижается безработица.

2. Растет уровень заработной платы и благосостояния, сокращаются расходы государства на социальную поддержку.

3. Приобретение работником новой квалификации.

4. Увеличиваются валютные поступления за счет переводов из-за границы.

5. Мигранты поддерживают производительные виды деятельности в их странах происхождения посредством передачи технологии, репатриации с повышенной квалификацией и знакомству с лучшими практиками работы и управления.

Минусы:

1. Потеря работников в трудоспособном возрасте приводит к старению трудовых ресурсов.

2. Теряются затраты на образование и профессиональную подготовку кадров.

3. Происходит «утечка умов».

Для мигрантов:

Плюсы:

1. Высокая заработная плата.

Минусы:

1. Потери, связанные с переездом и устройством на новом месте.

2. Проблемы адаптации и языковые проблемы.

Для мира:

Плюсы:

1. Сокращение уровня безработицы.

2. Увеличение мирового выпуска продукции.

3. Сближение культур и народов.

Государственная миграционная политика

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика.

Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

Большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики.

В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х годах, усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, в 199З г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям мигрантов, работающих по контракту, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

Регулирование МТМ осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений, которые определяют численность мигрантов, их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др.

Одним из методов государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование (ограничение численности мигрантов). Так, в США по закону об иммиграции с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. чел. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих из США в поисках работы, – 140 тыс. чел. в год. В России квоты для внешней миграции ежегодно снижаются: 2007 г. – 6 млн. чел., 2010 г. – 1,5 млн. чел.

Развитые страны также реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применяются либо денежные выплаты иммигрантам при отъезде их на родину, либо профессиональная подготовка иностранных работников, которая позволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и престижную работу на родине.

Международные организации по регулированию миграции:

1) Международной Организацией Труда — МОТ,

2) Экономический и Социальный Совет ООН — ЭКОСОС,

3) Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев — УВКБ,

4) Международная организация по миграции — MOM.

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная Миграционная Служба.

- 3 -

Иностранные инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли.

Прямые иностранные инвестиции - зарубежные вложения, которые позволяют инвестору участвовать в управленческом контроле над объектом вложения. Доля прямого инвестора в капитале фирмы, дающая контроль над предприятием, может быть различной. Формально в США такой границей считают 10%.

Портфельные инвестиции - вложения в иностранные ценные бумаги, которые не дают инвестору права участия в управлении объектом вложения. К ним относятся инвестиции в акции (менее 10 %), облигации, векселя, депозиты, казначейские билеты, свопы, и другие долговые обязательства.

Роль иностранных инвестиций в развитии экономики любой страны заключается в:

1) интернационализации и глобализации мировых хозяйственных связей;

2) стабилизации и подъеме национальной экономики;

3) организации различных форм международных экономических отношений, создании стратегического партнерства, межфирменного слияния.

 

Привлечение иностранных капиталов может оказывать на национальную экономику как положительные, так и отрицательные последствия.

Положительные последствия использования иностранных инвестиций:

- увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;

- повышение уровня занятости, квалификации рабочей силы;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции;

- сокращение валютных расходов на оплату импорта;

- повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

- развитие инфраструктуры и сферы услуг;

- усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

- повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов.

 

Отрицательные последствия иностранных инвестиций:

- репатриация капитала;

- усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

- игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

- возможная деформация структуры национальной экономики;

- усиление социальной напряженности, в частности за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях;

- ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну "грязных" производств и нерациональное использование местных ресурсов.

Принимающая страна должна внимательно оценивать сложившуюся ситуацию по привлечению иностранного капитала, проводить разумную политику по регулированию иностранных инвестиций, которая позволила бы в полной мере использовать все положительные моменты и минимизировать недостатки инвестиционного процесса.

 

Как правило страны проводят политику привлечения иностранных инвестиций.

Инвестиционная политика государства - комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Инвестиционная политика зависит от внутренней и внешней конъюнктуры - состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же - на год или несколько месяцев.

Основными отраслями по привлечению иностранных инвестиций являются: нефтедобывающая и нефтеперабатывающая, машиностроение, металлургия и добыча различных полезных ископаемых. Необходимо привлекать также инвестиции и в другие, особенно в инновационные отрасли: IT-индустрию, нанотехнологии и пр.

 

- 4 -

Валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Девальвация — понижение курса валюты.

Ревальваци я — повышение курса валюты.

В условиях открытой экономики, глобализации и интеграционных процессов валютный курс является фактором, который оказывает значительное влияние на экономику страны. Изменение валютного курса влияет на внутренние цены, на экспорт и импорт, движение капиталов, государственный бюджет, денежную систему, на реальный сектор экономики.

В связи с этим валютный курс является одним из инструментов государственной экономической политики.

Валютная политика — совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых в области валютных отношений.

Для регулирования валютного курса государство использует следующие инструменты:

1. Валютная интервенция — вмешательство ЦБ в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты.

Продавая иностранную валюту и покупая национальную, ЦБ способствует повышению курса национальной валюты. И наоборот.

Интервенции на валютном рынке могут иметь неблагоприятные макроэкономические последствия: предложение денег растет — растут цены, предложение денег падает — сокращается совокупный спрос.

2. Стерилизованные валютные интервенции (стерилизация) — ЦБ проводит валютные интервенции, но параллельно с этим изменяет объемы кредитования правительства и коммерческих банков (методами денежно-кредитной политики) для того, чтобы не менялось предложение денег.

Так, при продаже иностранной валюты, количество национальной валюты уменьшается, что приводит к сокращению денежной массы и совокупного спроса. Если при этом ЦБ увеличит размеры внутреннего кредита, то предложение денег не изменится.

Однако политика стерилизации может быть лишь временной мерой. К примеру, ЦБ хочет не допустить девальвации национальной валюты, для чего продает иностранную валюту и покупает национальную. При этом он проводит политику стерилизации и увеличивает размеры внутреннего кредита. Но возросшие ресурсы коммерческих банков в скором времени могут оказаться на валютном рынке, что приведет к обесценению национальной валюты.

3. Валютные ограничения — система нормативных правил, устанавливаемых в административном или законодательном порядке и направленных на ограничение операций с иностранной валютой.

4. ЦБ может устанавливать для коммерческих банков разные нормы обязательных резервов по депозитам в национальной и иностранной валюте.

К примеру, повышение нормы обязательных резервов по депозитам в иностранной валюте увеличивает спрос на нее со стороны коммерческих банков и при прочих равных условиях может привести к обесценению национальной валюты.

5. Режим конвертируемости национальной валюты.

Конвертируемость валюты — способность валюты обмениваться на другую валюту.

Режим конвертируемости валюты также оказывает влияние на макроэкономические процессы: регулирует конкуренцию между отечественными и зарубежными производителями, потоки международного движения капиталов и пр.

6. Множественные обменные курсы (МОК) — режим дифференцированных валютных курсов, предполагающий применение разных валютных курсов по различным видам экономических операций.

МОК применяются для стимулирования одних операций и ограничения других. Тем самым МОК заменяют налоги и субсидии.

Программы макроэкономической стабилизации.

Многие страны сталкивались с проблемами высоких темпов инфляции, крупных бюджетных дефицитов, кризисом доверия иностранных и отечественных инвесторов и т. п.

Для решения этих проблем существует две альтернативных стратегии макроэкономической стабилизации.

1. Ортодоксальная программа ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов - либерализацию цен при ограничениях роста заработной платы, либерализацию хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает особенно жесткие условия для отечественных предприятий. Действия государства ограничиваются проблемами сбалансированности бюджета (прежде всего за счет сокращения государственных расходов). Предполагается, что рынок сам восстановит макроэкономическое равновесие, а проведение рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жесткие монетарные меры позволят снять излишек совокупного спроса и снизить уровень инфляции. Обычно ортодоксальная программа проводится методом «шоковой терапии».

Ортодоксальные программы, в основном, базируются на использовании денежной массы в качестве «номинального якоря» для внутренних цен.

«Номинальный якорь» - макроэкономический показатель, который фиксируется на определенном уровне при осуществлении макроэкономической стабилизации.

2. Гетеродоксная программа стабилизации и борьбы с инфляцией предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной деятельности сопровождается активной регулирующей политикой государства. Предусматривается сохранение контроля над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для народного хозяйства, либо особую социальную значимость. Государство оставляет за собой также внешнеэкономический и валютный контроль. Стремление к сокращению дефицита государственного бюджета не носит самодовлеющего характера. Постепенная либерализация не приводит к резкому всплеску инфляции, а значит, не требует ответных жестких ограничений со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает угрозу глубокого спада в экономике. Восстановление макроэкономического равновесия становится возможным не только на фоне снижения инфляции, но и при повышении роста производства и занятости.

Гетеродоксная программа в качестве «номинального якоря» использует валютный курс.

- 5 -

Платежный баланс (ПБ) — систематизированная запись всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром в течение определенного периода времени.

Каждая сделка регистрируется в ПБ дважды: один раз как отток или приток актива, второй раз как получение или осуществление платежа. Такая система называется системой двойной записи. При этом стоимость экономических сделок учитывается по кредиту одного счета (или со знаком «+») и одновременно по дебету другого счета (или со знаком «минус»).

По кредиту отражается отток активов (ценностей) из страны и приток валюты в страну (например, экспорт товаров и услуг, продажа ценных бумаг, получение пенсий из-за рубежа, получение кредитов и пр.).

По дебету отражается приток активов (ценностей) в страну и отток валюты из страны (например, импорт товаров и услуг, покупка ценных бумаг, предоставление займов и пр.).

Строение ПБ

ПБ состоит из дву



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: