ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




Экономика

Методические указания

по выполнению контрольной работы

 

Волгоград


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Контрольная работа по «Экономике» как одна из форм самостоятельной работы студентов составляет необходимое условие успешного овладения данной учебной дисциплиной. Она способствует более глубокому изучению экономической науки, позволяет накопить опыт самостоятельной работы с научной экономической литературой, выработать критическое отношение к экономическим доктринам и концепциям, помогает овладеть методологией и методами экономического анализа. В целом Контрольная работа - это первая ступенька в овладении навыками научного исследования.

Тема контрольной работы выбирается студентом из предлагаемого списка в и, обязательно, согласовывается с научным руководителем.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Критерий Характеристики контрольной работы
Объем контрольной работы 12-55 страниц компьютерного текста
Формат листа бумаги А4 (размер листа 210х297 мм)
Размер кегля Основной текст и список литературы – 14 шрифт; Текст таблиц, примечания – 12 шрифт;
Гарнитура Times New Roman
Цвет шрифта Черный
Междустрочный интервал Основной текст и список литературы – 1,5 Текст таблиц, примечания – 1,0
Абзац Печатаются с красной строки; от левого поля имеется отступ 1,25 см
Поля (мм) Левое – 30, верхнее и нижнее – 20, правое – 15.
Нумерация страниц Нумерация сквозная, в верхней части листа, посередине арабскими цифрами. Номера страниц проставляются, начиная с «Оглавления».
Оформление структурных частей работы Каждая структурная часть работы (введение, главы, заключение, список использованной литературы, приложение) должны начинаться с новой страницы.
Слова «Оглавление», «Введение», «Глава», «Заключение», «Список использованной литературы» Печатают в середине строки в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Полужирный шрифт и курсив не применять!
Переплет Папка со скоросшивателем
Язык Научный стиль речи. Изложение ведется от третьего лица, недопустимо использование местоимения «я».

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение (1-1,5 страницы машинописного текста)

4. Глава 1 (с указанием названия) (5-6 страниц машинописного текста)

5. Глава 2 (с указанием названия) (5-6 страниц машинописного текста)

6. Заключение (1-2 страницы машинописного текста)

7. Список использованной литературы (не менее 10 источников)

СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Контрольная работа начинается с титульного листа(Приложение А, на котором указываются: сведения об учебном учреждении, где выполнена работа, название темы, вид выполненной работы, фамилия, инициалы студента, с указанием курса и группы, а также фамилия, инициалы, ученая степень и звание научного руководителя, город и год выполнения работы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

На втором листе располагается«Оглавление» (Приложение Б) - это логическая основа, важнейший показатель того, насколько глубоко понята студентом выбранная тема, свидетельство понимания содержания рассматриваемой проблемы. В оглавлении контрольной работы структурно рекомендуется включать следующие разделы: введение, основную часть (первая и вторая главы работы), заключение, список использованной литературы, приложения (при необходимости).

ВВЕДЕНИЕ

Введение располагается на 3 странице контрольной работы.

Оно должно быть кратким (1-1,5 страницы).

Введение- это вступительная часть контрольной работы, в которой:

- обосновывается теоретическая и практическая актуальность избранной проблемы,

- рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы,

- анализируется существующее состояние научной разработанности проблемы,

- формируется цель и задачи исследования,

- раскрывается объект, предмет, методология и методы исследования,

- дается характеристика исходной экономико-статистической базы,

- доводится структура работы.

Актуальность темы раскрывается в следующих аспектах:

во-первых, объективной и субъективной необходимости ее исследования в современных условиях и применительно к конкретному реальному объекту в стране, регионе, сфере деятельности или области научных знаний;

во-вторых, в значении, роли предмета исследования и влиянии его на состояние в стране, регионе, конкретной сфере деятельности или области научных знаний.

Характеристика степени разработанности темы предполагает краткий обзор имеющейся научной литературы по рассматриваемому вопросу, призванный показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Цель контрольной работы - это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результат учебного исследования. Цель работы заключается в разрешении проблемной ситуации путем ее анализа, выявления закономерностей, тенденций, недостатков и разработке конкретных рекомендаций.

Исходя из сформулированной цели, определяются задачи исследования. Задачи раскрываются в форме перечисления следующих «ключевых» слов: проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, разработать, обобщить, внедрить и т.п. Формулировки задач следует тщательно продумывать и излагать, поскольку описание их решения составляет содержание глав и подразделов контрольной работы. Как правило, заголовки глав и подразделов вытекают непосредственно из поставленных задач исследования.

Предмет исследования определяется тем, что изучается, анализируется в контрольной работе, т.е. формулируется, опираясь на её цель и задачи. Именно на предмет исследования направлено основное внимание при написании контрольной работы, именно предмет определяет её тему.

Объект изучения - это явление, процесс, система и др. на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. При указании объекта исследования необходимо ориентироваться на уровень исследования (по стране в целом, отдельному региону, предприятию, конкретной сфере деятельности или области научных знаний). Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта контрольной работы.

Проблема исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Грамотно сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

Методы исследования - это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Например, в рамках написания контрольной работы, можно использовать следующие методы, указав их во введении:

- изучение и анализ научной литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- анкетирование, наблюдение, интерпретации результатов исследований;

- констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты,

- статистические и экономико-математические методы обработки;

- моделирование, сравнение, анализ, синтез и т.д.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологически обоснованной логикой, опорой на фундаментальные научные труды.

Информационной базой исследования может служить общая статистическая информация, периодические издания, результаты различных исследований, отчеты и другие источники, имеющий официальный характер.

Структура контрольной работы заключается в кратком описании составных элементов работы (указываются композиционные особенности и краткое содержание глав и параграфов основной части работы). Вначале дается количественная характеристика: «Контрольная работа выполнена на № страницах, состоит из введения, двух глав, заключения и № приложений, проиллюстрирована № рисунками, № схемами и № таблицами, содержит список литературы из № источников. Далее приводится краткое содержание глав с кратким обоснованием выбранной логики изложения материала.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Две главы работы составляют основную часть контрольной работы.

Содержание основной части (т.е. содержание глав) должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Количество глав в основной части работы строго регламентируется: Контрольная работа состоит из двух глав, раскрывающих сущность проблемы. Следует учитывать, что в работе должны быть примерно равноценно представлены: во-первых, теоретические, во-вторых, практические аспекты исследуемой темы.

Главы и параграфы должны быть соразмерны друг другу. Каждая глава и параграф обязательно имеют свое название. Названия должны быть краткими, четкими, стилистически грамотно сформулированными, отражать суть рассматриваемого вопроса. Главы и параграфы не могут иметь называния просто экономических терминов, например, «Капитал», «Спрос и предложение» и т.п. Не допускается полное совпадение наименований параграфов с главами контрольной работы, а также дублирование названия темы в главах.

Главы должны иметь порядковые номера, которые печатают с абзацного отступа, с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Номера глав и параграфов разделяются точкой, в конце номера подраздела точка не ставится.

Параграф не может быть менее 3-х страниц, поскольку в этом случае автору не удастся избежать поверхностного, описательного, тезисного характера излагаемого материала. Излишняя дробность главы, желание охватить большой круг проблем также может привести к поверхностному изложению материала.

Главы должны располагаться в определенной логической последовательности.

Первая глава - теоретическая и, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе обычно рассматриваются сущность, содержание, организация, роль, принципы, специфика исследуемого процесса, его составные элементы. Ее целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования, выявления степени изученности и основных подходов к исследуемой проблеме. Работа с источниками не должна сводиться к простому переписыванию приводимых там сведений, а содержать анализ, критическую оценку и систематизацию отдельных мнений и положений о методах решения исследуемой проблемы, нашедших отражение в отечественной и зарубежной практике. В первой главе целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, динамике использования, анализу зарубежного опыта исследования экономических процессов. Следует особо выделить достижения и нерешенные проблемы. В первой главе необходимо обосновать методические подходы и показатели, с помощью которых будет осуществляться анализ экономических феноменов и закономерностей. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми, либо со ссылкой на автора. Выявляются основные факторы, влияющие на исследуемый объект, а также выбираются наиболее актуальные аспекты проблемы для последующего анализа во второй главе.

Вторая глава служит раскрытию проблемы на аналитическом уровне. Ее целью является подробное описание современного состояния исследуемого экономического процесса или явления, анализ конкретных методов решения той или иной экономической проблемы, которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами. Следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию этой части контрольной работы. Если тема достаточно обширна (например, о ценообразовании, государственном регулировании экономики, проблемах государственного долга и т.п.), то во второй главе могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных аспектов темы, но они должны быть раскрыты полностью (например, все факторы, формирующие цену на рынке товаров). Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой рента, ссудный процент, прибыль, и какой из этих показателей играет ведущую роль в рыночной экономике). В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям России. В тех случаях, когда название темы не содержит «привязки» к российским условиям, следует включать соответствующий материал в заключительный раздел аналитической части. Анализ состояния дел в области решаемой проблемы предполагает обработку данных макроэкономической статистики и научных материалов за последние 2-3 года. Однако хронологические рамки зависят от информационной базы исследования, доступности цифрового материала и основных задач работы. В процессе выполнения аналитической части студент должен применять современные методы экономического анализа.

Обратите внимание! В тексте контрольной работы обязательно наличие формул, таблиц, рисунков.

Обратите внимание! Ссылки и сноски на источники являются обязательными элементами работы. Сносками сопровождаются не только цитаты, которые выделяются кавычками, но и любое заимствованное из литературы или материалов положение. Цитат в тексте может быть много. Допускается изложение используемого материала в собственной редакции, но с соблюдением смыслового содержания. При написании контрольной работы оптимальнее всего использовать сноски или затекстовые ссылки. Под затекстовыми ссылками понимается указание цитируемых работ с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце всей работы. Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания документа в списке использованных источников и заключать в квадратные скобки. Например: Профессор Е.П. Прохоров [15, с. 307] говорит о четырех возможных вариантах воздействия рекламы на «потребителя».

Обратите внимание! В конце каждой главы следует сформулировать выводы (1 абзац) по существу изложенного материала. Вывод должен логически завершать проведенные рассуждения. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом,...» или «и так...», затем формулируется содержание самих выводов. Выводы должны быть краткими, конкретными и непосредственно вытекать из изложенного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение - это итоги исследования, содержащие новое по отношению к исходному знанию и являющиеся предметом обсуждения при защите контрольной работы. Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и кратко излагать материал. Заключение носит форму синтеза полученных в процессе учебного исследования результатов теоретического, аналитического и прикладного или рекомендательного характера. В заключении сосредоточены обоснованные выводы по каждой главе (конкретно по пунктам), отражающие степень раскрытия темы, полученные результаты проведенного исследования, общий результат проделанной работы и предложения автора, которые излагаются на 1-2 страницах. Также в заключение должна быть сделана оценка степени достижения поставленной цели контрольной работы и выполнения задач учебного исследования, указанных во введении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В конце контрольной работы прилагается список использованной литературы. Это ключ к источникам, которыми пользовался студент при выполнении работы (не менее 10-ти источников). Он отражает самостоятельную творческую работу студента и позволяет судить о степени его осведомленности в имеющейся литературе по изучаемой проблеме.

Список использованной литературы составляется в соответствии с определенными библиографическими правилами:

- согласно действующему ГОСТу 7.05-2008, вначале списка использованной литературы располагаются описания официальных материалов;

- затем приводятся библиографические описания книг, статей из сборников, справочной (энциклопедии, словари, справочники) и иной литературы (строго по алфавиту библиографического описания);

- далее включается описание литературы на иностранных языках. Описание дается на языке оригинала. Расположение документов - в порядке алфавита;

- в последнюю очередь приводится описание электронных ресурсов. Расположение документов – в порядке алфавита.

Нумерация в списке использованной литературы – сквозная.

Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.

Источником сведений для библиографического описания является титульный лист или иные части документа, заменяющие его.

Количество авторов источника влияет на порядок его расположения в списке.

Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет не более трех авторов. После фамилии автора ставится запятая. Между точкой и двоеточием в обозначении издательства ставится пробел (М.:) После названия источника ставится пробел [Текст] пробел и через слеш указываются инициалы и фамилия автора. Только затем пишутся выходные данные. Указание количества страниц в источнике обязательно.

При описании электронного ресурса, размещенного в Интернете, указывается [Электронный ресурс] и интернет-адрес сайта или конкретной страницы (URL) и дата обращения к этому сайту (поскольку содержание интернет-сайтов может со временем изменяться):

Рассмотрим пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018 с одним, несколькими авторами и с коллективом авторов, а также разные типы источников.

источник с одним автором (расположение в алфавитном порядке, ориентируемся на фамилию):

Лунгу, Т. П. Социологи труда: учебник / Т. П. Лунгу. – СПб.: Питер, 2015. – 511 с.

источник с несколькими авто рами (не более 3-х; первый автор указывается перед названием):

Павлова, Э. Ю. История экономики / Э. Ю. Павлова, А. С. Гордеев, Ю. С. Шмыгин. – М.: Наука, 2014. – 136 с.

многотомное издание:

Ананьев, А.Г. Экономика. Т.3. Макроэкономика [Текст] /А.Г. Ананьев. — М.: Академия, 2013. – 654 с.

учебное пособие с коллективом авторов или под редакцией:

Михеев, Л. С. Современная экономика: учебник / Л. С. Михеев [и др.] – М.: Академия, 2013. – 235 с.

Инновационная экономика: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Е. Б. Носов. – М.: Наука, 2015. – 315 с.

журнальная статья:

Веденеев, А. С. Психология конфликта / А. С. Веденеев // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 24-28.

источник на иностранном языке:

Chade H. Another Look at the Radner-Stiglitz Nonconcavity in the Value of Information [Text] / H. Chade, E. Schlee // Journal of Economic Theory. - 2012. - № 103. - P. 421-52.

электронный источник:

Фортов, В.Е. Тенденции развития мировой энергетики и энергетическая стратегия России [Электронный ресурс] / В.Е. Фортов, А.А. Макаров // Энергорынок. - 2014. - №7. - URL: https://www.e-m.ru/er/2004-07/22548 (дата обращения: 12.02.2014).

Защита и оценка контрольной работы - это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к зачету с оценкой по Экономике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: