Существенных различий в содержании раздела «Ориентировка в пространстве» в альтернативных программах не имеется, однако существуют некоторые отличия в возрастных рамках. Например, ориентировка относительно себя (справа, слева) по программе «Радуга» вводится в старшем дошкольном возрасте, а в программах «Детство» и «Пралеска» - в младшем.
РАБОТА В ПРЕДШКОЛЕ
первый этап — уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов;
второй этап — уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (сначала в трех-, затем в двухмерном пространстве);
третий этап — уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении (в трех- и двухмерном пространстве).
Итак, на первом этапе учащимся могут быть предложены следующие виды коррекционно-развивающих заданий:
• провести подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений) и вычленить главные, существенные признаки, которые отличают один объект от другого или делают их сходными (рис. 1):
Рис. 1. Из нарисованных фигур выбрать три, которые больше похожи друг на друга, чем четвертая.
• выделить заданные формы в окружающих предметах или демонстрируемых учителем рисунках (рис. 2):
Рис. 2. Рассмотрите чертеж. Сколько на нем треугольников? Покажите их. Сделайте в тетради похожий чертеж.
• разделить объект на составные элементы (формы), охарактеризовать их (рис. 3):
Рис. 3. Рассмотрите рисунок. Сколько и каких геометрических фигур его составляют? Перерисуйте рисунок в тетрадь.
• воспроизвести заданные фигуры разными способами (построить из палочек или спичек, нарисовать в воздухе или на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы, смоделировать с помощью пальцев и кистей рук и т. п.);
• преобразовать фигуры (например, с помощью палочек или спичек из одной фигуры сделать другую, перекладывая или добавляя заданное количество палочек или спичек);
• дорисовать незавершенные контуры геометрических фигур, предметов и др. (рис. 4):
Рис. 4. Догадайтесь, какие фигуры хотел нарисовать художник. Дорисуйте их самостоятельно.
Второй этап предполагает использование следующих заданий:
• определить сторонность у себя, сначала сопровождая процесс ориентировки развернутыми речевыми комментариями, а затем
только мысленно;
• выделить объекты, указать их местоположение в пространстве относительно себя;
• определить сторонность объектов, находящихся напротив, обозначить ситуацию вербально;
• обозначить направления графически (схемой), предварительно показав их рукой в воздухе;
• определить линейную последовательность предметного ряда, находящегося напротив;
• написать «геометрический диктант» — на плоскости листа под диктовку педагога расположить требуемые геометрические фигуры.
На третьем этапе детям предлагаются более сложные задания, к выполнению которых они оказываются достаточно подготовленными всем предыдущим ходом работы:
• определить пространственные соотношения между предметами, обозначить их вербально;
• провести преобразования в расположении предметов относительно друг друга по словесной инструкции или наглядно представленному образцу;
• определить пространственные соотношения элементов графических изображений;
• выполнить рисунок (конструктивную поделку) по словесной инструкции;
• провести ориентировку на основе предложенного плана и т. д.
Изложенная поэтапная схема коррекционно-развивающего воздействия поможет учителю не только создать необходимую базу для формирования у учеников полноценных навыков пространственной ориентации и на их основе навыков чтения, письма, счета, но и сделать так, чтобы в итоге сами пространственные представления и понятия способствовали дальнейшему росту познавательных способностей учеников и были включены в учебную деятельность, стали ее частью и опорой при усвоении других школьных знаний и умений.