Видам профессиональной деятельности»




ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

(ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ)

по дисциплине

«Методика обучения

видам профессиональной деятельности»

 

Уровень высшего образования бакалавриат
Программа подготовки академический бакалавриат
Направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
Профиль подготовки «Энергетика»

 

 

Автор(ы): канд. пед. наук, доцент, доцент Л.В. Колясникова

 

 

Екатеринбург

РГППУ


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Методика обучения видам профессиональной деятельности». 3

1.1. Общие положения. 3

1.2. Результаты освоения дисциплины «Методика обучения видам профессиональной деятельности», подлежащие проверке. 3

1.3. Спецификация оценочных средств результатов освоения дисциплины «Методика обучения видам профессиональной деятельности». 5

1.4. Описание процедуры оценивания и правил оформления результатов оценивания. 7

2. Комплект оценочных средств по дисциплине «методика обучения видам профессиональной деятельности». 11

2.1. Задания. 11

2.2. Подготовка и защита курсовой работы.. 15

1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Методика обучения видам профессиональной деятельности»

1.1. Общие положения

Фонд оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Методика обучениявидам профессиональной деятельности», являющейся частью модуля «М2. Модуль общепрофессиональных дисциплин» базовой части учебного плана программы академического бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профилю «Энергетика».

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Методика обучения видам профессиональной деятельности» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Формой промежуточной аттестации по дисциплине являются экзамен, курсовая работа. Итогом промежуточной аттестации является однозначное решение о сформированности дескрипторов компетенций, являющихся результатами освоения дисциплины.

 

1.2. Результаты освоения дисциплины «Методика обучения видам профессиональной деятельности», подлежащие проверке

Результатами освоения дисциплины «Методика обучениявидам профессиональной деятельности» программы академического бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профилю «Энергетика» являются следующие компетенции:

· способность обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);

· владение системой эвристических методов и приемов (ОПК-10);

· способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-16);

· способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-17);

· готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);

· готовность к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-20);

· готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-21);

· готовность к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-22);

· готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-23).

В результате освоения дисциплины «Методика обучениявидам профессиональной деятельности» обучающийся должен

знать:

З1. компоненты образовательно-пространственной среды для практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

З2. методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

З3. классификацию и способы постановки учебно-профессиональных целей, задач при обучении видам профессиональной деятельности;

З4. закономерности конструирования содержания учебного материала по профессиональной подготовке рабочих, специалистов среднего звена;

З5. требования к программно-методическому обеспечению профессиональных модулей программ подготовки рабочих, специалистов среднего звена;

З6. требования ФГОС СПО по УГС Электро- и теплоэнергетика;

З7. дидактические возможности, и методику применения средств профессионального обучения;

З8. правила разработки и применения форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, специалистов среднего звена.

Уметь:

У1. обосновывать профессионально-педагогические действия при обучении видам профессиональной деятельности;

У2. проектировать элементы образовательно-пространственной среды для практического обучения рабочих, специалистов среднего звена;

У3. проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные методики обучения рабочих, специалистов среднего звена;

У4. диагностично формулировать цели и задачи обучения видам профессиональной деятельности;

У5. конструировать содержание учебного материала по профессиональным модулям;

У6. анализировать, разрабатывать и корректировать учебно-программную документацию подготовки рабочих, специалистов среднего звена;

У7. осуществлять обоснованный выбор средств и методов профессионального обучения и адаптировать их к реальным условиям образовательного процесса в ПОО;

У8. разрабатывать комплексы дидактических средств, в том числе, для организации самостоятельной работы обучающихся;

У9. разрабатывать и проектировать формы, методы и средства контроля результатов подготовки рабочих, специалистов среднего звена.

Владеть:

В1. системой эвристических методов и приемов при обучении видам профессиональной деятельности;

В2. методами проектирования дидактических средств и средств оценивания результатов обучения видам профессиональной деятельности;

В3. методами анализа, оценивания и корректировки процесса обучения видам профессиональной деятельности.

 

1.3. Спецификация оценочных средств результатов освоения дисциплины «Методика обучения видам профессиональной деятельности»

Таблица 1

Спецификация оценочных средств

 

Результаты освоения дисциплины Критерии оценивания результатов обучения Вид оценочных средств, номер задания
Знать: З1. компоненты образовательно-пространственной среды для практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена; З2. методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена; З3. классификацию и способы постановки учебно-профессиональных целей, задач при обучении видам профессиональной деятельности; З4. закономерности конструирования содержания учебного материала по профессиональной подготовке рабочих, специалистов среднего звена; З5. требования к программно-методическому обеспечению профессиональных модулей программ подготовки рабочих, специалистов среднего звена; З7. дидактические возможности, и методику применения средств профессионального обучения; З8. правила разработки и применения форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, специалистов среднего звена.   - точность воспроизведения основных понятий и определений методики профессионального обучения; - точность воспроизведения основных правил разработки и применения средств профессионального обучения; - точность воспроизведения основных правил разработки и применения средств контроля учебной деятельности на занятиях различного вида; - правильность отнесения объектов к виду по признакам; - правильность отнесения единичных понятий к комплексным понятиям; - правильность отнесения действий к виду деятельности; - точность воспроизведения основных классификационных характеристик методических объектов; - правильность определения оптимальных средств, методов обучения; - правильность воспроизведения требований нормативных документов системы СПО Задание № 1. Вопросы к экзамену
Знать: З6. требования ФГОС СПО по УГС Электро- и теплоэнергетика; Уметь: У1. обосновывать профессионально-педагогические действия при обучении видам профессиональной деятельности; У2. проектировать элементы образовательно-пространственной среды для практического обучения рабочих, специалистов среднего звена; У3. проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные методики обучения рабочих, специалистов среднего звена; У4. диагностично формулировать цели и задачи обучения видам профессиональной деятельности; У5. конструировать содержание учебного материала по профессиональным модулям; У6. анализировать, разрабатывать и корректировать учебно-программную документацию подготовки рабочих, специалистов среднего звена; У7. осуществлять обоснованный выбор средств и методов профессионального обучения и адаптировать их к реальным условиям образовательного процесса в ПОО; У8. разрабатывать комплексы дидактических средств, в том числе, для организации самостоятельной работы обучающихся; У9. разрабатывать и проектировать формы, методы и средства контроля результатов подготовки рабочих, специалистов среднего звена. Владеть: В1. системой эвристических методов и приемов при обучении видам профессиональной деятельности; В2. методами проектирования дидактических средств и средств оценивания результатов обучения видам профессиональной деятельности; В3. методами анализа, оценивания и корректировки процесса обучения видам профессиональной деятельности. - правильность этапов анализа нормативных документов и учебно-программной документации; - соответствие результатов анализа учебно-программной документации целям и задачам соответствующего вида методической деятельности; - соответствие результатов методического анализа учебного материала его целям и задачам, конкретным педагогическим условиям; - соответствие структуры, содержания и логики изложения учебного материала нормативным документам и теоретическим положениям научной области; - соответствие дидактических средств требованиям и правилам их разработки; - соответствие контрольно-оценочных средств требованиям и правилам их разработки; - соответствие структуры и методического обеспечения занятия дидактическим требованиям к организационным формам обучения; - правильность применения методов дидактического проектирования; - правильность применения методов анализа, оценивания и корректировки образовательного процесса Задание № 2. Комплект практических заданий (для студентов очной формы обучения) Задание № 3. Курсовая работа (для студентов всех форм обучения)  

 

 

1.4. Описание процедуры оценивания и правил оформления результатов оценивания

1.4.1. В 7-м семестре студент по дисциплине получает две оценки – экзаменационную и оценку курсовой работы.

При оценивании устного ответа на экзамене используется пятибалльная шкала. При оценке знаний на экзамене учитывается:

1. Уровень усвоения теоретических положений дисциплины, правильность формулировки основных понятий и закономерностей.

2. Уровень знания фактического материала в объеме программы.

3. Логика, структура и грамотность изложения вопроса.

4. Умение связать теорию с практикой.

5. Умение делать обобщения, выводы.

Критерии выставления баллов:

5 баллов (оценка отлично) – студент

- демонстрирует глубокое и прочное усвоение знаний программного материала;

- исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно излагает теоретический материал;

- правильно формулирует определения;

- умеет делать выводы по излагаемому материалу;

- уверенно отвечает на дополнительные вопросы.

4 балла (оценка «хорошо») – студент

- демонстрирует достаточно полное знание программного материала, основных теоретических понятий;

- достаточно последовательно, грамотно и логически стройно излагает материал;

- умеет сделать достаточно обоснованные выводы по излагаемому материалу;

- испытывает незначительные трудности в ответах на дополнительные вопросы.

3 балла (оценка «удовлетворительно») – студент

- демонстрирует общее знание изученного материала;

- показывает общее владение понятийным аппаратом дисциплины;

- умеет строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;

- испытывает достаточные трудности в ответах на вопросы.

2 балла (оценка «неудовлетворительно») ставится в случае:

- незнания значительной части программного материала;

- невладения понятийным аппаратом дисциплины;

- существенных ошибок при изложении учебного материала;

- неумения строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;

-неумения делать выводы по излагаемому материалу.

1.4.2. Для студентов очной формы обучения итоговая оценка по дисциплине складывается из оценки результатов выполнения практических заданий в течение семестра и оценки результатов устного ответа на экзамене (в 7-м семестре) с использованием 100-балльной рейтинговой шкалы оценок согласно правилам получения рейтинговых баллов и их перевода в пятибалльную шкалу оценок, утвержденным локальными нормативными актами университета.

Оценивание результатов устного ответа на экзамене производится по критериям, приведенным в п. 1.4.1.

1.4.3. Студентам очной формы обучения итоговая оценка по курсовой работе выставляется на основе 100-балльной рейтинговой шкалы оценок согласно правилам получения рейтинговых баллов и их перевода в пятибалльную шкалу оценок, утвержденным локальными нормативными актами университета.

Критерии и балльная шкала оценок уровня соответствия курсовой работы критериям:

Критерии Балльная шкала оценок
Полностью соответствует/без ошибок, баллы В основном соответствует/незначительные ошибки (1-2), баллы Частично соответствует/существенные ошибки (1-2), баллы Не соответствует / более двух грубых нарушений, баллы
1. Оценка процесса выполнения проекта
Самоорганизация, в том числе, систематичность и ритмичность работы в соответствии с планом   7-9 4-6 0-3
Самостоятельность   7-9 4-6 0-3
2. Оценка полученного результата, представленного в пояснительной записке и приложениях к ней
Актуальность темы, конкретность и ясность формулировки цели и задач, их соответствие теме        
Обоснованность выбора источников (полнота, соответствие теме, новизна)        
Глубина, полнота, обоснованность раскрытия проблемы и её решений   7-9 4-6 0-3
Соответствие содержания выводов заявленным целям и задачам        
Наличие элементов новизны теоретического или практического характера и (или) практическая значимость   7-9 4-6 0-3
Соответствие правилам оформления (стиль изложения, логичность, грамотность, наглядность представления информации – графики, диаграммы, схемы, рисунки, соответствие стандартам по оформлению текстовых и графических документов)   7-9 4-6 0-3
3. Защита проекта/работы
Соответствие выступления заявленной теме, структурированность, логичность, доступность, минимальная достаточность        
Уровень владения содержанием по исследуемой теме (владение терминологией, ориентация в материале, понимание закономерностей, взаимосвязей т.д.)   7-9 4-6 0-3
Аргументированность, четкость, полнота ответов на вопросы   7-9 4-6 0-3
Культура выступления (свободное выступление, чтение с листа, стиль подачи материала, использование презентационных технических средств и т.д.)        
4. Дополнительные критерии        
Творческий уровень методических разработок (оригинальность, непохожесть и т.д.)        
ИТОГО:        

 

2. Комплект оценочных средств по дисциплине «методика обучения видам профессиональной деятельности»

2.1. Задания

Задание № 1 Вопросы к экзамену

 

1. Инструктаж в обучении видам профессиональной деятельности. Классификации инструктажа. Методика проведения инструктажа.

2. Конструирование и методика применения средств предъявления учебной информации (по междисциплинарному курсу).

3. Конструирование и методика применения средств предъявления учебной информации для учебной, производственной практики.

4. Лабораторное занятие. Характеристика, структурные элементы, методика проектирования лабораторного занятия.

5. Материально-техническое обеспечение практического обучения по профессиональному модулю.

6. Методика поэтапного формирования умственных действий (на примере конструирования средств обучения по междисциплинарному курсу).

7. Методика формирования ориентировочных основ действий (на примере конструирования инструкционной карты, инструкционно-технологической карты для учебной практики).

8. Методика активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся при освоении вида профессиональной деятельности.

9. Методика разработки систем заданий в тестовой форме для формирования и оценки сформированности дескрипторов профессиональной компетенции.

10. Методика оценивания результатов прохождения практики.

11. Методика конструирования средств оценивания сформированности профессиональной компетенции.

12. Методика конструирования комплекта оценочных средств по профессиональному модулю.

13. Методика проведения экзамена (квалификационного).

14. Методика конструирования оценочных средств и проведения демонстрационного экзамена.

15. Методика разработки программы практики.

16. Методика разработки рабочей программы профессионального модуля.

17. Методика корректировки ОПОП СПО с учетом профессиональных стандартов.

18. Методика реализации методов проблемно-развивающего обучения на учебных занятиях по междисциплинарному курсу.

19. Методика реализации тренировочного и алгоритмического методов производственного обучения.

20. Методика реализации диалогического метода и метода показа трудовых действий производственного обучения.

21. Методика наблюдения и анализа урока теоретического обучения по междисциплинарному курсу.

22. Методика наблюдения и анализа проведения учебной практики.

23. Методика работы с нормативными документами, регламентирующими содержание среднего профессионального образования.

24. Методика проектирования лабораторных, практических занятий по междисциплинарному курсу.

25. Методика организации учебно-практической деятельности обучающихся на учебной практике.

26. Методика проведения методического анализа учебного материала по теме междисциплинарного курса.

27. Методы теоретического и производственного обучения. Классификация. Выбор методов обучения.

28. Практическое занятие. Характеристика, структурные элементы, методика проектирования практического занятия.

29. Руководство производственной практикой. Методика работы руководителя практики от профессиональной образовательной организации.

30. Системы производственного обучения. Виды и история развития.

31. Содержание профессионального цикла подготовки специалистов среднего звена. Факторы, определяющие содержание профессиональной подготовки.

32. Средства обучения: сущность, классификация. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и обучающегося.

33. Структура и содержание документов обучающегося по практике: дневника практики, отчета по практике.

34. Структура, требования ФГОС СПО по УГС Электро- и теплоэнергетика.

35. Сущность и особенности профессиональных знаний. Структура профессиональной деятельности.

36. Сущность проблемно-развивающего обучения. Общая характеристика и классификация методов проблемно-развивающего обучения.

37. Урок производственного обучения. Характеристика, структурные элементы. Методика проектирования урока.

38. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО. Методика работы с документом.

39. Формирование учебно-методического комплекса профессионального модуля. Роль дидактических материалов, наглядных средств в освоении вида профессиональной деятельности.

40. Цель и задачи контроля результатов освоения профессионального модуля. Методика разработки паспорта комплекта оценочных средств по профессиональному модулю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: