Выводы
Применение концепции анализа вербального поведения Скиннера в работе над развитием речевых навыков у детей с аутизмом может привести к существенному увеличению эффективности данного процесса. Использование инструмента для оценки начальных навыков (VB-MAPP), целенаправленная работа над формированием репертуаров отдельных вербальных единиц – манд, такт, эхо и интравербальных действий, выбор соответствующего метода обучения (DTT или IT) и последовательное выстраивание комплексных речевых навыков на основе элементарных вербальных действий могут способствовать освоению речи детьми с аутизмом и предотвратить распространенные ошибки, замедляющие этот процесс. Симптоматика аутизма, которая включает как наличие речевых расстройств, так и затруднения в социальной сфере, может быть значительно уменьшена при применении поведенческого подхода к развитию речи.
Литература
1. Сандберг М. Л. Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP // Издательство «Медиал», 2008/2014.
2. Фрост Л., Бонди Э. Система общения при помощи обмена карточками (The Picture Exchange Communication System – PECS). – Теревинф, 2002.
3. Bijou S.W., Baer D.M. Child development II: Universal stage of onfancy. – New York: Appleton-Century-Crofts, 1965.
4. Cooper J.O., Heron T.E., Heward W.L. Applied behavior analysis, 2nd ed. // Upper Saddle River, N.J.: Pearson Prentice Hall, 2007.
5. Elliott R.O., Hall K., Soper H.V. Analog language teaching versus natural language teaching: Generalization and retention of language learning for adults with autism and mental retardation // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 1991. – 21. – Р. 433-447.
6. HallG.A., Sundberg M.L. Teaching mands by manipulating conditioned establishing operations // The Analysis
of Verbal Behavior. – 1987. – 5. – Р. 41-53.
7. Hart B. Risley T.R. Incidental teaching of language in the preschool // Journal of Applied Behavior Analysis. – 1975. – 8. – Р. 411-420.
8. Leaf R., McEachin J., Harsh J.D. A Work in Progress: Behavior Management Strategies & A Curriculum for Intensive Behavioral Treatment of Autism. – DRL Books Inc., 1999.
9. Mayer G.R., Sulzer-Azaroff B., Wallace M. Behavior Analysis for Lasting Change. – Sloan Educational Publishing, 2nd edition, 2011.
10. Shafer E. Teaching topography-based and stimulus selection-based verbal behavior to developmentally disabled individuals: Some considerations // Analysis of Verbal Behavior. – 1993. – 11. – Р. 117-133.
11. Skinner B.F. Verbal behavior. – NY: Appleton-Century-Crofts, 1957.
12. Striefel S. Teaching a Child to Imitate. – Lawrence, KS: H & H Enterprises, Inc., 1974.
13. Sundberg M.L. Language. / In J.L. Matson, S.E. Breuning (Eds.), Assessing the mentally retarded. – NY: Grune & Stratton, 1983. – Р. 285-310.
14. Sundberg M.L., Michael J. The Benefits of Skinner’s Analysis of Verbal Behavior for Children With Autism // Behavior Modification. – 2001. – Vol. 25, No 5. – Р. 698-724.
15. Sundberg M.L., Partington J.W. Teaching Language to Children with Autism or Other Developmental Disabilities. – Concord, CA: AVB Press, 2010
Описание элементарных вербальных действий
Манд | Просьба. Просит куртку потому, что вы хотите пойти гулять. Ребенок может научиться использовать язык жестов или систему альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками (PECS), чтобы научиться просить желаемое у окружающих и общаться с ними. |
Такт | Наименование или идентификация объектов, действий, событий. Говорим туфли, ребёнок смотрит на свои туфли. |
Интравербальное действие | Ответы на вопросы или реплики для поддержания разговора, когда ваши слова контролируются другими словами. Мы спросили «Что ты обуешь?» ребёнок отвечает «Туфли». |
Поведение слушателя | Следование инструкциям или действиям в соответствии с просьбой взрослого. «Возьми свою куртку» ребёнок берёт свою куртку. |
Эхо (звукоподражание) | Повторение услышанного. Педагог говорит «яблоко» ребёнок повторяет «яблоко». |
Имитация | Копирование чьих-либо моторных движений. Хлопаем в ладоши, ребёнок повторяет действие взрослого или ребёнка. |
Текстуальное действие | Чтение написанных слов(может прочитать, но не понимать значение прочитанного). |
Лингвистика | Несколько способов оценки развития таких навыков, как артикуляция, словарный запас, средняя длина высказываний, использование различных модификаторов существительных и глаголов, типов склонений и т.д. |
Копирование текста | Переписывание. |
Транскрипция | Написание услышанных слов. |
Визуальное восприятие | Определение уровня визуального восприятия: нахождение целого по его части, конструирование из кубиков по образцу, воспроизведение написанного/нарисованного образца, продолжение последовательности, нахождение одинаковых объектов. |
Игра | Самостоятельная игра(ребёнок играет в одиночку, манипулируя игрушками или простые игровые действия, строить из конструктора, где не требуются внешнего усиления для её поддержания). Социальная игра (навыки совместной игры: взрослый – ребёнок; ребёнок – ребёнок) формирует ряд навыков: координация глаз-рука, прослеживать причинно-следственные связи, визуальное различение. |
Социальные навыки (социальное поведение) | Взаимодействие со взрослым различными способами (жест, карточки PEKS, ролевые игры, настольные игры, любые совместные игры со взрослым, детьми). |
Спонтанное вокальное поведение | Лепет. Направленный на увеличение частоты произнесения звуков. |
Различение по функциональным характеристикам и качествам предмета (ФХК) | Понимания более сложных и абстрактных слов, фраз о предметах и действиях конкретно не называя их. Они могут включать элементы, которые схожи друг с другом по каким-либо параметрам (по цвету, форме или функциям). «Он жёлтый, кислый, это фрукт»; «Зимой и летом одним цветом» |
Поведение в группе | Имитация действий сверстников (выстраиваться в очередь, когда дети выстраиваются в очередь, следование групповым инструкциям («Все построились»), навыки самопомощи (использование полотенца) и т.д. |