Пояснительная записка к курсу




 

 

1. Цели и задачи курса «История русской литературы XIX века (70-90 годы).

1.1. Цель преподавания «Истории русской литературы XIX века (70-90 годы).

Эта дисциплина является продолжением общего историко-литературного курса русской литературы; рассматриваемый в ней период является завершающим в изучении русской литературы XIX века, что обуславливает его особый характер: в нем подводятся итоги одного из наиболее значимых этапов в развитии русской литературы и русской культуры.

1.2. Задачи изучения «Истории русской литературы XIX века (70-90 годы)».

Дать студентам представление об основных этапах историко-литературного процесса рассматриваемого периода; изучить классическое наследие писателей, творивших в это время; связать их творчество с исторической эпохой, показать взаимосвязь литературы с общими идейными и художественными исканиями.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых необходимо для изучения студентами данного курса.

Изучение данного курса опирается на знания, полученные студентами в школьном изучении литературы и истории, а также при изучении предшествующих этапов русской литературы в вузе. Большую роль в понимании художественной природы изучаемых произведений играют теоретические знания, полученные из курса «Введение в литературоведение».

Задачи изучения курса:

1. Учебная - Получение глубоких и прочных знаний по преподаваемому курсу.

2. Учебно-исследовательская - развитие имеющихся научно-исследовательских навыков работы с изучаемым литературно-художественным материалом

3. Научно-исследовательская - установление междисциплинарных связей со смежными истории литературы филологическими дисциплинами и гуманитарными дисциплинами

Методические указания для студентов:

 

1. Изучаемые тексты следует прочесть перед лекциями, чтобы изложений преподавателя носило объяснительный характер, а не ознакомительный.

2. Внимание необходимо уделять биографии автора и эпохе, в которую он жил.

3. Русская литература XIX в. оказала огромное влияние на мировую культуру. В то же время ряд разделов теории литературы изучается позднее курса «Истории русской литературы». Это создает определенные трудности в восприятии проблем настоящего курса.

Экзамен проходит в устной форме, в билете 2 вопроса. На экзамене студент должен показать знание основных фактов биографии автора, содержание и смысл анализируемого произведения с учетом социально-культурного, историко-литературного и биографического контекста, для чего необходимо знание не только учебника, но и специальной литературыля (монографий, статей).

Список текстов и темы практических занятий прилагаются.

 

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.

Тема 1. Литературное движение 1868-1905 годов (2 часа).

Основные общественно-политические события этой эпохи (народничество, усиление рабочего движения). Журнальная деятельность. Преемственная связь с идейными и эстетическими традициями 1860-х гг. Журнал «Отечественные записки»; творческая и организаторская деятельность Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Журналы «Дело» Г. Благосветлова и Н. Шелгунова, «Русский вестник» М. Каткова, «Вестник Европы» М. Стасюлевича в литературном движении эпохи. –2 часа.

 

 

Тема 2. Писатели-народники (6 часа).

Центральное место народничества в общественном движении этого периода. П. Лавров, Н. Михайловский, П. Ткачев — идеологи народничества. Понятия «критически мыслящая личность», «герой и толпа», «долг интеллигенции перед народом», «больная совесть» и их отражение в литературе. Г. Плеханов о литературном народничестве. Интенсивное развитие жанра очерка (Г Успенский, Н. Наумов, П. Засодимский, Ф. Нефедов, Н. Каронин-Петропавловский). Повести С. Степняка-Кравчинского, А. Осиповича-Новодворского. Утопическая народническая романтика в романе Н. Златовратского «Устои». – 6 часов.

 

 

Тема 3.Г. И. Успенский (4 часа)

Ранний период творчества. Очерковые циклы «Нравы Растеряевой улицы» и «Разоренье», очерк «Будка». Трезвый реализм, «правда без всяких прикрас» при изображении городской бедноты, чиновников, ростовщиков; обобщающие образы и формулы. Образ рабочего-протестанта Михаила Ивановича.

Преобладание крестьянской тематики в творчестве Успенского 1870-1880-х годов. Отражение процессов капитализации пореформенной России («Новые времена, новые заботы», «Книжка чеков»). Идея «власти земли» как главного фактора крестьянской жизни («Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли»). Образы крестьян Ивана Ермолаевича и Ивана Босых. Тема «деревенского пролетариата». План очерков «Власть капитала». Тема человеческих судеб, стоящих за статистическими показателями («Живые цифры»). Общее и различное с беллетристами-народниками.

Тема духовного преображения под воздействием искусства («Выпрямила»). Очерк «Выпрямила» как эстетический трактат.

Документальная основа и принципы художественного обобщения в очерках Успенского. Сознательное присутствие автора в тексте, публицистичность. Циклизация очерков. Особенности психологи- ческой характеристики. Юмор и лиризм писателя. – 4 часа.

 

 

Тема 4. М.Е.Салтыков-Щедрин (10 часов).

Сатира Щедрина как выдающееся явление русской и мировой литературы и русской общественной жизни. Основные этапы творческого пути. Повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в ряду произведений «натуральной школы»; социалистические идеи Салтыкова 1840-х гг.

«Губернские очерки» и предреформенная «обличительная» литература; автобиографизм и вымысел; структура образа повествователя. Чернышевский и Добролюбов о «Губернских очерках».

Публицистика и сатира 1860-х гг. («Невинные рассказы», «Сатиры в прозе», «Признаки времени», «Письма о провинции»). Социально-политическая типизация как художественный прием. Антибюрократические произведения Салтыкова-Щедрина; проблема взаимоотношений народа и власти. «Помпадуры и помпадурши»: сатирическая интерпретация происхождения, судеб и краха бюрократического либерализма. Обоснование метода гротескного преувеличения. Символический собирательный образ «Ташкента» («Господа ташкентцы»). Обоснование в очерке «Что такое «ташкентцы»?» жанра современного общественного романа.

Образ «города Глупова» в «глуповском» цикле 1862г. и в «Истории одного города». Гротеск как главный художественный принцип в «Истории...». Многообразие и роль сатирических приемов (юмор, ирония, гипербола, пародия, фантастика, сарказм). Отношения власти и народа как основная философско-историческая проблема. «Народ исторический» и «народ как воплотитель идеи демократизма». Общее и индивидуальное в образах градоначальников. Смысл финала. Журнальная полемика вокруг «истории одного города», письмо Щедрина в «Вестник Европы

Творчество 1870-х гг. «Дневник провинциала в Петербурге». Образы «пенкоснимателей». Трансформация литературных героев как сатирический прием. Молчалин грибоедовский и Молчалин щедринский («Господа Молчалины»). «Благонамеренные речи»: сатира на «охранительный» образ мысли и «благонамеренную» психологию. Образы «столпов», «чумазых», «простецов».

«Господа Головлевы» как социально-психологическая сатира и семейный роман. Образ Иудушки Головлева в ряду типов русской и мировой литературы. Иудушка и Тартюф. Трагическое «прозрение» Порфирия Головлева.

«Убежище Монрепо». Образы Колупаева и Разуваева. Предсказание судьбы «чумазого» (заключительная глава «Предостережение). «За рубежом» как «путешествия». Сопоставление западноевропейских и российских социально-политических институтов. Сатирическая поэтика; меняющиеся облики автора-повествователя.

Творчество Щедрина в 1880-е гг. Цикл «Письма к тетеньке»: проблема интеллигенции. «Сказки». Сатирическое изображение власти («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), либерального отступничества («Либерал»), политической реакционности («Вяленая вобла»). Изображение народной жизни («Хозяйственный мужичок», «Портной Гришка», «Коняга», «Путем-дорогой»), проблема социальных и религиозных идеалов («Карась-идеалист», «Ворон-челобитчик», «Гиена», «Христова ночь», «Рождественская сказка»). Своеобразие жанра сказок: элементы басенной поэтики, «животного эпоса», сочетание сказочной образности и гротеска.

«Современная идиллия» как сатирический роман; новые формы поэтики: авантюрно-фантастический сюжет, острогротескные персонажи, внесюжетные жанровые образования.

«Пошехонская старина»: автобиографизм и художественный вымысел; образ автора-повествователя. Тема «воспитания идеалов будущего». Предсмертный замысел произведения «Забытые слова».

Органический «сплав» «эзопова языка» с глубоким социально психологическим реализмом. – 10 часов.

 

 

Тема 5.Н. С. Лесков (8 часов)

Творческий путь Лескова-писателя («трудный рост»). Творчество 1860-х гг.: участие в литературной и общественной полемике. Роман из крестьянской жизни («Житие одной бабы»), Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза» Островского. «Антинигилистические» романы Лескова («Некуда, «На ножах»); образы «новых людей» в романе «Некуда»; идея траги- ческой бесперспективности революционного движения в России.

Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 1870-1890-е гг., сближение с Л. Н. Толстым. Усиление критических и сатирических тенденций («Смех и горе», «Железная воля», «Мелочи архиерейской жизни», «Чертовы куклы», «Полуношники», «Заячий ремиз»). Жанр хроники в творчестве Лескова («Старые годы в селе Плодомасове», «Соборяне», «Захудалый род»); обращение к национально-исторической проблематике. Создание Лесковым галереи поло- жительных образов. Цикл произведений о «праведниках» («Однодум», «Несмертельный Голован», «Кадетский монастырь», «Человек на часах», «Интересные мужчины» и др.). Произведения о таланте и судьбе русского человека («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник»).

Лесковские образы-мифологемы («Левша», «Загон»). Патериковые легенды Лескова («Скоморох Памфалон», «Прекрасная Аза», «Легенда о совестливом Даниле» и др.).

Народная языковая стихия в произведениях Лескова. Разнообразие форм повествования. Лесковский сказ. Роль анекдота, предания, «рассказа кстати» в сюжетах; поиски новых жанров прозы. Лесков и фольклор. Чехов и Горький о Лескове. – 8 часа.

 

 

Тема 6. Л. Н. Толстой (14 часов)

Раннее творчество Толстого. «Детство», «Отрочество», «Юность» — художественное исследование душевной жизни и духовного развития; нравственный идеал, «чистота нравственного чувства» как основа такого исследования. Роль самонаблюдения и самоанализа (дневник Толстого). Единство и различие трех частей трилогии.

Народ на войне: образы солдат и офицеров (рассказы кавказского цикла, «Севастопольские рассказы»). Изображение «диалектики души» как метод и форма психологического анализа. Чернышевский о «Детстве» и «Отрочестве» и военных рассказах Толстого.

Крестьянская тема в творчестве Толстого 1850-х гг. Замысел «Романа русского помещика». Отношения барина и мужика в крепостной деревне («Утро помещика», «Поликушка.

Рассказ «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн». Противопоставление естественной и вечной красоты природы и поэзии эгоизму и искусственности современной цивилизации. Идейный смысл эпилога. Развитие темы в рассказах «Два гусара», «Альберт», «Три смерти», повести «Казаки».

«Война и мир» как национальная эпопея и как исторический роман. «Мысль народная». Философско-исторический смысл категорий «война» и «мир». Смысл противопоставления образов Наполеона и Кутузова. Символический образ Платона Каратаева. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Оценка характеров героев в свете антиномии естественности (правды, «чистоты нравственного чувства») — искусственности (лжи, аморализма). Семейная тема; многообразие форм психологического анализа. Образы Москвы и Петербурга, их обобщающий символический смысл. Место в художественно-образной структуре эпопеи философско-исторических фрагментов и глав. Роман в восприятии современников и последующих поколений.

«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Разработка этой идеи в связи с общественной, духовной, умственной жизнью России послереформенного времени. История текста романа. Анна Каренина и толстовский нравственный идеал естественности, правды, духовной красоты. Трагизм положения Анны в мире ложных общественных, семейных, любовных отношений. Вина Анны и осознание ею этой вины. Нравственная концепция романа в свете библейского эпиграфа. Соотношение линий Анны и Левина. Философско- религиозные искания Левина, их смысл и итоги; выражение в них духовных исканий Толстого. Жанровые черты семейного и психологического романа; пути психологического анализа

Духовный кризис («перестройка всего миросозерцания») на рубеже 1870-1880-х гг. Автобиографическая «Исповедь», трактат «В чем моя вера?». Найденный в «жизни народной» ответ на вопрос «о смысле жизни». Отношение к церкви и церковнохристианскому вероучению. Трактат-памфлет «Так что же нам делать?». Отрицание цивилизации как формы рабства. Социально-нравственная утопия Толстого. Изображение крестьянской жизни и крестьянских идеалов в «народных рассказах».

Толстой-драматург. Духовная трагедия из крестьянской жизни «Власть тьмы»: нравственная проблематика, характеры. Сатирическая комедия «Плоды просвещения». Драма «Живой труп». Трагический характер Федора Протасова.

Повести второй половины 1880-х гг. («Холстомер», «Смерть Ива- на Ильича», «Крейцерова соната»): изменение типа героя и композиции повестей, открытая идейная тенденциозность как важнейший принцип художественной организации. «Послесловие к «Крейцеровой сонате». Разработка темы истинной и. ложной жизни в рассказах «Хозяин и работник», «Отец Сергий».

Роман «Воскресение» — синтез идей и художественных открытий «послепереломного» периода, итог творческого пути Толстого. История замысла, создания и публикации. Художественное «пространство» романа — всеобъемлющее отражение общественных, политических, духовно-нравственных явлений русской жизни. Образы революционеров. Судьба Масловой, ее «воскресение». Нехлюдов как выразитель авторской позиции и художественный характер. Своеобразие жанра: роман-эпопея современности. Архитектоника романа, сложная сюжетная композиция. Обогащение форм и способов психологического анализа; психология характеров («люди как реки»). Сатирическое начало в поэтике «Воскресения». Проблемы церкви и христианства. Эпилог романа. Чехов о романе «Воскресение».

Повесть «Хаджи-Мурат». Осуществление художественного приема «смело накладываемых теней». Трагизм положения и судьбы свободной личности (Хаджи-Мурат), оказавшейся между «двумя полюсами абсолютизма — азиатского и европейского» (Шамиль и Николай I). Нравственный принцип «непротивления злу насилием» и его доказательство художественными средствами в повести «Фальшивый купон». Рассказы «После бала», «Алеша Горшок».

Отношение Толстого к революции, протест против смертных казней в эпоху реакции после 1905 г. («Не могу молчать»).

Толстой и русская литература. Мировое значение Толстого как художника и мировая известность его как мыслителя. – 14 часов.

 

 

Тема 7. В. М. Гаршин (3 часа)

Трагическое мироощущение писателя. Тема «человек и война» в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»; развитие традиций Л. Толстого. Темы социальных язв, «падшей женщины» («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Гаршин и Достоевский.

Проблемы интеллигенции, «чистого» и гражданского искусства («Встреча», «Художники»). Черты героя Гаршина: чуткая совесть, осознание личной ответственности за зло мира. Восхищение героизмом революционной народнической интеллигенции и признание бесплодности ее подвига («Attalea princeps»). Философская и политическая символика рассказа «Красный цветок»; мифологическая основа его образов. Роль аллегорий и символов в творчестве писателя. Влияние толстовства, появление непротивленческих тенденций: «Сказание о гордом Аггее», «Сигнал». Своеобразие реалистического метода Гаршина. Отказ от больших эпических форм. Черты литературного импрессионизма. Чехов о Гаршине. – 3 часа.

 

Тема 8. В. Г. Короленко (3 часа).

Жизненные испытания и литературная судьба Короленко. Украинские, восточносибирские, приволжские истоки тем и сюжетов. Соотношение в его творчестве беллетристики и публицистики, связанной с многогранной общественной, правозащитной.

Тема пути к «настоящему народу», разнообразие народных типов («Сон Макара», «Река играет», «Марусина заимка»); изображение драмы «революционеров без народа» («Чудная»). Поэзия «вольной волюшки» в рассказах Короленко («Лес шумит», «Соколинец», «В дурном обществе»).

Полемика с толстовскими идеями аскетизма, отказа от счастья («Слепой музыкант», «Парадокс»). Цикл аллегорических повестей и рассказов, отражающих общественный оптимизм и гуманизм Короленко («Сказание о Флоре», «Тени», «Мгновение», «Огоньки»). Тема ответственности интеллигенции перед народом и обществом («Не страшное»). Повесть «Без языка».

«История моего современника» как художественные мемуары. Общественная позиция Короленко в последние годы жизни. «Письма к Луначарскому».

Сочетание в творчестве писателя реалистической манеры и интереса к проявлениям романтического и героического в жизни. Аллегоризм, символизм, очерковая композиция, пейзажная живопись, лиризм описаний, музыкальность речи. Художественность публицистики Короленко. – 3 часа.

 

 

Тема 9. А. П. Чехов (8 часов)

Чехов как крупнейший представитель русской прозы и драматургии конца XIX в. Периодизация творческого пути.

Ранний период творчества. Опыт создания проблемной драмы «Платонов (Безотцовщина)». Сотрудничество в юмористических журналах. Роль пародийного начала в творчестве Чехова. Развитие и переосмысление традиционных тем и образов русской литературы XIX в. («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник», «Шведская спичка»). Традиции Щедрина в сатирической новелле Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»). Игровое начало («Жалобная книга», «Роман с контрабасом», «Скоропостижная конская смерть, или Великодушие русского народа»).

Значение медицинского образования для формировании литературной позиции. Произведения середины 1880-х гг. («Тоска», «Счастье», «Враги», «Степь», «Припадок»). Последовательный демократизм, эмоциональная выразительность, лиризм, музыкальность этих произведений. Неразрывность принципов правды и красоты.

Драма «Иванов» как итог раннего творчества Чехова. Переосмысление традиций Островского и Тургенева. Особенности жанра, композиции и языка водевилей («Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей», «О вреде табака»).

Чехов и Толстой. Тематическая перекличка и полемика (повести «Скучная история», «Жена»).

Значение поездки на Сахалин; своеобразие книги «Остров Сахалин». Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия в произведениях «Палата № б», «Рассказ неизвестного человека», «Моя жизнь», «Дом с мезонином». Принцип объективности; своеобразие способов выражения авторской позиции. Переосмысление «вечных образов» (Христос, Гамлет, Дон-Жуан, Фауст) в творчестве Чехова. Рассказы «Черный монах», «Студент». Высота нравственных требований к человеку и борьба с «уклонениями от нормы» («Попрыгунья», «Учитель словесности», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»); интерес к формам сознания представителей различных слоев общества («Бабье царство», «Три года», «Случай из практики»). Крестьянская трилогия («Мужики», «Новая дача», «В овраге»); соединение в рассказах и повестях романной проблемности с лаконизмом формы. Рассказ «Душечка»; Л. Толстой о «Душечке».

Своеобразие произведений конца 1890 — начала 1900-х гг. («По делам службы», «У знакомых», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста»). Темы «высших целей бытия», ухода от старой жизни; изменения в повествовании, открытые финалы чеховских произве- дений, символика.

Пьесы Чехова — новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Традиции античной драмы, драматургии Шекспира. Чехов и европейская «новая драма» его времени. Драматургическое новаторство Чехова в «Чайке», «Дяде Ване», «Трех сестрах», «Вишневом саде». Новый характер конфликта, роль лирического «подводного течения», жанровое своеобразие чеховских пьес; принцип соединения драматического и комического. Связь драматургии и прозы Чехова: общность проблематики, широта обобщений при минимуме затраченных средств, роль выразительной детали, соотношение текста и «подтекста».

Чехов и мировая литература XX в. – 8 часов.

 

 

2.2 Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах.

Занятие 1. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир».

История создания романа. Отличие романа Толстого от исторических романов и повестей его времени. Жанровое своеобразие. Композиционное построение. Изображение высшего общества. Концепция жизни в романе; руссоистские мотивы. – 2 часа.

Занятие 2-3. Главные герои романа «Война и мир».

Своеобразие толстовского психологизма; «диалектика души».

Андрей Болконский. Принципы дворянской чести, их положительное содержание и внутренняя противоречивость. Андрей Болконский и наполеоновская мечта. Наташа и Андрей. Роль войны 1812 года в становлении Андрея Болконского. Причины смерти Андрея Болконского.

Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. Естественность, непосредственность, жизнелюбие как основные черты Наташи. Измена князю Андрею как выражение внутренней противоречивости становления Наташи Ростовой. Война 1812 года и патриотизм Наташи. Брак с Пьером Безуховым; семейная жизнь Наташи как выражение взглядов Толстого на назначение женщины. Споры в критике вокруг толстовской героини; Наташа Ростова и движение за эмансипацию женщины.

Пьер Безухов. Сложный путь его духовного становления; поиски смысла жизни, попытки найти общественное поприще; связь с масонами. Роль Наташи в духовном становлении Пьера Безухова. Война 1812 года и мечты Пьера об индивидуальном подвиге. Бородинское сражение и новое понимание Пьером роли народа в войне. Кризис жизненных ценностей Пьера Безухова; роль Платона Каратаева в духовном возрождении Пьера. Новое отношение Пьера к жизни. Пьер Безухов член тайного общества (декабрист).

Герои второго плана. Их роль в раскрытии основных коллизий романа. Княжна Марья, маленькая княгиня, Соня и Николай, Денисов, Болконские и Ростовы – старшие, Долохов. –6 часов.

Занятие 4.Философия истории в романе «Война и мир».

Толстой о войне («событие противное разуму и всей природе человеческой»); пацифистские мотивы в романе. Особый характер войны 1812 года; «дубина народной войны№. Роль народа и личности в истории; Кутузов и Наполеон. Партизанское движение; Тихон Щербатый. – 2 часа.

 

 

3.Учебно-методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (70-90 гг.).

3.1. Основная литература.

1. Тексты (список прилагается).

2. История русской литературы: В 4-х томах. М.;Л.: Наука, 1980-1983. Т.2-3.

3. Развитие реализма в русской литературе: В 3-х томах. М.: Наука, 1972-1974.

4. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Худ.лит., 1972.

3.2. Учебники и учебные пособия.

5. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века (70-90 гг.).

М.: Наука, 1983.

3.3. Дополнительная литература.

6. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

7. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худ.лит., 1977.

8. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М.: Наука, 1974.

9. Чернышевский Н.Г. «Детство и отрочество». Военные рассказы графа Л.Н.Толстого. // П.С.С. Т.3. С.421-431.

10. Сабуров А.А. Война и мир Л.Н.Толстого: проблематика и поэтика. М., 1959.

11. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974.

12. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1987.

13. Соколов Н.И. Жизнь и творчество Г.Успенского. Л., 1968.

14. Бялый Г.А. В.Г.Короленко. Л., 1983.

15. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

16. Паперный З.С. Вопреки всем правилам. М., 1982.

Список литературы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: