Нормативные основы региональной экономики социального обслуживания населения




Журухин Г.И.[1] Илларионов И.В[2], Мокроносов А.Г[3].

1 Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения АНО СОН "Наш Малахит"620042, Екатеринбург, ул. Даниловская, 16 А, Россия

2 Министерство социальной политики Свердловской области, 620144, г. Екатеринбург ул. Большакова, 105, Россия

3Уральский государственный экономический университет, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45, Россия

 

Аннотация: В статье констатируется что у населения растет интерес к социальным услугам, учитывающим индивидуальные предпочтения индивидуума. Причем растет в том числе интерес, и многие социологические исследования это подтверждают, к услугам повышенного качества, оказываемых на платной основе. Платные услуги востребованы и со стороны представителей среднего класса, имеющим на иждивении или на попечении родственников в пожилом возрасте, детей-инвалидов с детства, других категорий граждан, находящихся в зоне социального риска. По мере развития реформы пенсионного обеспечения доля лиц, нуждающихся в социальном обслуживании и могущих себе позволить оплачивать отдельные социальные услуги, отвечающие их индивидуальным предпочтениям, также будет возрастать.

Авторами определены ключевые элементы организационного экономического механизма адаптации региональной системы социального обслуживания населения к рыночным условиям функционирования: региональные стандарты социального обслуживания населения, определяющие типологию социальных услуг; нормативы стоимости услуг, нормативы адресного финансирования некоммерческих организаций, формирующих сеть поставщиков услуг, альтернативных государственным учреждениям социальной защиты населения. Раскрыты результаты статистического исследования состава, структуры социальных услуг; оценки стоимости социальных услуг с учетом их видового разнообразия, форм обслуживания, категорий потребителя на примере анализа работы учреждений социальной защиты населения в Уральском регионе. Приведены аргументы использования нормативных методов при формировании базовых экономических нормативов социальной экономики. Доказано, что при формировании укрупненных нормативов стоимость социальных услуг, сгруппированных по категориям получателей, формам обслуживания, видам социальных услуг, их ресурсоемкости усредняется с коэффициентом вариации разброса всех значений до уровня нормальной погрешности (погрешность 33%).

Ключевые слова: региональная экономика, социальное обслуживание, конкурентная среда, структура социальных услуг, типология услуг, нормативы стоимости услуг, сеть поставщиков услуг.

1 Первая секция

1.1 Введение

Социологические исследования свидетельствуют о нарастании интереса к платным социальным услугам, услугам повышенного качества со стороны граждан - представителей среднего класса, имеющим на иждивении или на попечении родственников в пожилом возрасте, детей-инвалидов с детства и других лиц, подпадающих под категорию населения, находящегося в трудной жизненной ситуации. По мере реализации реформы пенсионного обеспечения доля лиц, нуждающихся в социальном обслуживании и могущих себе позволить оплачивать отдельные социальные услуги, отвечающие их индивидуальным предпочтениям, будет возрастать.

Предоставление платных услуг сформировалось в системном виде в здравоохранении, сфере жилищно-коммунальных услуг, бытовых услуг. В сфере социального обслуживания населения зреют предпосылки и имеются уже определенные условия для поэтапного, с учетом опыта предоставления платных услуг в вышеуказанных отраслях, собственного локального опыта формирования фрагментов рыночных отношений.

В ежегодном послании Президента России В.В. Путина к Федеральному Собранию поставлены задачи расширения рынка социальных услуг за счет его распространения в социальные сферы, традиционно относимые к областям " провалов" рынка, -сферы социального обслуживания населения, находящегося в зоне социального риска. Причем определены конкретные задачи формирования конкурентной среды путем привлечения к социальной работе в регионах негосударственных поставщиков социальных услуг. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности, должен составить в 2017 году не менее 7%, а к концу 2018 года не менее 10% [2]. Соответственно, требует углубленного исследования проблема повышения качества жизни населения в трудной жизненной ситуации, населения с дискомфортными условиями жизни; теоретико-методологические аспекты формирования конкурентной среды в социальной сфере.

Поскольку социальная экономика в части социального обслуживания населения базируется на методологических принципах адресного финансирования услуги, предоставляемой конкретному потребителю, то организационно-экономический механизм функционирования системы социального обслуживания предполагает в своем составе такие базовые элементы адресного финансирования социальных услуг как нормативы стоимости социальных услуг, тарифы на оказание социальных услуг, стандартные перечни социальных услуг, нормативы подушевого финансирования социальных услуг

1.2 Структура социальных услуг в уральском регионе

Представителями научного сообщества Екатеринбурга совместно со специалистами министерства социальной политики Свердловской области в 2014-2016гг проведены статистическое исследование состава, структуры социальных услуг; анализ и оценка стоимости социального обслуживания населения [4,5].

Этапы исследования:

подготовка с привлечением всех учреждений социального обслуживания Свердловской области исходных данных по объемам и стоимости социальных услуг; расходов учреждений за 2014 -2016гг;

репрезентативная выборочная проверка соответствия формата представления и расчетов формам и инструкциям по заполнению; корректировка, обобщение и трансформация исходной информации в информационный массив;

Формирование базы данных об объемах предоставления, структуре и величине затрат социальных услуг

разработка методических основ формирования нормативной стоимости социальной услуги и разработка нормативов стоимости и адресного финансирования социальных услуг

Полный перечень социальных услуг весьма обширен, где содержание, а, соответственно, расходы на оказание одновидовой услуги (социально-бытовая, социально-медицинская и т.д.) может существенно разнится в зависимости от типа услуги, категории получателя услуги, формы обслуживания, географии размещения объектов социального обслуживания (в городских или сельских поселениях), организационно-технического уровня оснащенности поставщиков социальных услуг, инфраструктурных особенностей территориальных образований. Видовая структура социальных услуг, предоставляемых всем категориям населения Свердловской области, признанным нуждающимися в социальном обслуживании представлена на рисунке1

 

Рис.1. Типология социальных услуг

В структуре социальных услуг наиболее представительны социально-бытовые и социально медицинские услуги, что по определению наиболее необходимо людям, находящимися в трудной жизненной ситуации. В то же время предпочтения по категориям потребителей услуг, предоставляемых в различных формах обслуживания, существенно изменяются, что нашло отражение в типологии социальных услуг, дифференцированных по категориям потребителей и наиболее представительным формам обслуживания (см. рис.2.).

Социальное обслуживание на дому Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и совершеннолетних инвалидов
     

Рис. 1. Структура социальных услуг по представительным формам социального обслуживания

С учетом результатов анализа типологического состава структуры и объемов предоставления социальных услуг в Свердловской области предложено ведомственные перечни социальных услуг - основы формирования государственного заказа и адресного финансирования поставщика услуг формировать по агрегированным позициям социальных услуг, ориентируясь на классификационные признаки регионального стандарта социального обслуживания населения, дополненные признаком ресурсоемкости, с выделением в отдельные позиции наиболее массовых услуг.

1.3 Нормативные методы в экономике социального обслуживания.

Региональная система социальной защиты населения достаточно подробно на примере Свердловской области охарактеризована в коллективной монографии под редакцией Журухина Г.И., подготовленной коллективом ученых уральских вузов и специалистов Министерства социальной политики [3 ]. В учреждениях социального обслуживания населения планирование, учет и контроль объемов оказания услуг осуществляется с учетом установленного государственного задания. Порядок установления государственного задания регулируется постановлением Правительства Свердловской области от 31 августа 2009 г. N 999-ПП «О порядке формирования и финансового обеспечения государственного задания в Свердловской области». Постановлением определены единицы измерения, способы, сроки и порядок распределения объемов социальных услуг, определенных по министерству государственным заданием на плановый период, между подведомственными учреждениями социальной защиты. Государственное задание формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Государственные задания формируются главными распорядителями средств областного бюджета Свердловской области по каждой оказываемой государственной услуге (выполненной работе) из числа включенных в утверждаемые Правительством Свердловской области реестры государственных услуг (выполненных работ), на основе объемов предоставления государственных услуг (выполнения работ).

В зависимости от цели планирования, исходной информации, нормативной базы, способов получения и согласования плановых показателей при планировании используются различные методы: балансовый, нормативный, экстраполяции, факторный, экономико-математический Нормативный метод предусматривает разработку плановых показателей и обоснование плановых решений на основе системы норм и нормативов. Норма – это обоснованная величина (предельно допустимая или средняя) затрат ресурсов на изготовление единицы продукции (работ, услуг) заданного качества в условиях планируемого периода.

При применении нормативного метода для определения групповых нормативов стоимости социальных услуг нормативные затраты определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат (рабочего времени персонала, расходных материалов) на количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы социальной услуги.

В составе затрат, связанных с оказанием социальной услуги выделяют:

ü прямые затраты поставщика социальной услуги;

ü затраты на общехозяйственные нужды

В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием социальной услуги, выделяют следующие группы прямых затрат:

- расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы с прочими выплатами основному персоналу, занятому непосредственно в процессе оказания услуг;

- расходы на приобретение услуг связи, необходимых непосредственно для оказания социальной услуги

- расходы на приобретение услуг транспорта, необходимых непосредственно для оказания социальной услуги;

- расходы на материальные запасы, потребляемые (применяемые) непосредственно в процессе оказания социальной услуги.

К затратам на общехозяйственные нужды относятся расходы на выплату заработной платы персоналу, не занятому непосредственно в процессе оказания социальных услуг (АУП, обслуживающий и вспомогательный персонал), расходы на приобретение услуг связи, услуги транспорта необходимые для осуществления хозяйственной деятельности учреждения; коммунальные и другие услуги, т.е. затраты, которые сложно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием социальной услуги.

В сфере социального обслуживания населения нормативный метод применяется для определения основных (прямых) затрат поставщика социальной услуги.

При невозможности определения отдельных статей расходов прямым счетом последние определяются методом, когда нормативные затраты поставщика услуг в отношении соответствующей группы затрат распределяются пропорционально выбранному основанию: например, затратам на оплату труда (структурный метод).

С целью определения возможности применения нормативного метода при формировании нормативов стоимости социальных услуг потребовалось доказать, что усредненные расходы региональных учреждений соцзащиты представительных групп объективно отражают нормативный уровень стоимости услуг. Соответственно, на первом этапе исследования выполнен типологический и статистический анализ состава, структуры и стоимости социальных услуг по объемам предоставления населению за 2014-2016гг.

Выполнены статистические расчетные процедуры: группировок, агрегирования, коррелирования, взвешенного усреднения стоимости социальных услуг с учетом видов социального обслуживания, категории получателей, ресурсоемкости услуг [5]. Условие применения нормативных методов в планировании и финансировании социальных услуг доказано результатами статистического исследования, аргументирующего применение нормативных методов при формировании укрупненных нормативов стоимости социальных услуг по типологическим группам социальных услуг, сформированным по категориям получателей, формам обслуживания, видам социальных услуг, их ресурсоемкости, объемные и экономические характеристики которых усреднялись с коэффициентом вариации разброса всех значений до уровня нормальной погрешности (погрешность 33%).

В исследовании [5] нашли отражение результаты анализа типологии состава социальных услуг через призму их видового разнообразия; статистического исследования структуры стоимости услуг, определены методические подходы к формированию нормативов стоимости социальных услуг

Результаты статистического исследования, методические основы формирования нормативов стоимости социальных услуг, адресного финансирования освещены в печати [3, 4, 8, 9 ]. В этих работах, в частности, представлены методические подходы к формированию нормативов стоимости социальных услуг, агрегируемых в пределах номенклатурных позиций ведомственного перечня социальных услуг [4, стр128-137]. Введение дополнительного группировочного признака ресурсоемкости: трудоемкость социальной услуги в пределах 0, 5часа и трудоемкость социальной услуги свыше 0,5 часа позволило обеспечить большую однородность показателя стоимости услуг и добиться разброса стоимостных характеристик услуг с коэффициентом вариации в пределах допустимой погрешности 33%

Отдельные результаты оценки однородности репрезентативной выборки показателей стоимости социальных услуг, сгруппированных с учетом классификаций регионального стандарта социального обслуживания населения Свердловской области (первый вариант), и, другой вариант, с учетом дополнительного классификационного признака, ресурсоемкости, - приведены в таблицах 1,2.

Таблица 1. Расчет коэффициента вариации значений стоимости социально-бытовой услуги (1 вариант)

Наименование Средняя стоимость с учетом 30% выбросов Среднее отклонение (руб.) Кол-во значений Отклонение, % Доля услуги, %
Обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности       12,9 0,06
Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом - для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения       58,4 11,08

 

Закрепление в отдельные позиции затратных и малозатратных услуг из числа наиболее массовых социальных услуг позволило получить результаты, обладающие более высокой достоверностью при формировании нормативов социальных услуг (см. табл 2).

Таблица 2. Расчет коэффициента вариации значений стоимости социально-бытовой услуги (2 вариант)

Наименование Средняя стоимость с учетом 30% выбросов Ср. отклонение (руб.) Кол-во значений Коэффициент вариации, % Доля услуги %
Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом - для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения 11,8
Стоимость < 0,5 н/час       24,4  
Стоимость > 0,5 н/час       30,0  
Ср.стоим 1 н/час < 0,5 н/час       4,3  
Ср.стоим 1 н/час > 0,5 н/час       29,9  

При таком подходе снижается вариация исследуемого показателя, что говорит и о более высокой надежности статистических данных в пределах выбранных типологических групп социальных услуг (1 группа - малотрудоемкие и 2 группа - трудоемкие услуги), высокой тесноте связи показателя нормативной стоимости услуги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: