ПЛАН
Практического занятия
Дата: 28.03. 2019 г.
Раздел 1. «Безопасное выполнение работ на высоте с применением систем канатного доступа»
МДК.04.01. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях
Специальность СПО 20.02.02 Защита в ЧС
Тема 1.4. Транспортировка
Тема практического занятия: Сложные схемы транспортировки пострадавшего с использованием всех элементов техники подъема и спуска. ПЗ 51.
Цели урока:
1. Образовательные:
закрепить знания по:
- основным факторам, влияющим на безопасность проведения работ на высоте;
- видам страховки и области их применения;
- физико-механическим принципам динамической страховки;
- способам обеспечения страховки и самостраховки;
- требованиям инструкций по технике безопасности к снаряжению и оборудованию, организации безопасных условий проведения работ на высотном объекте;
- алгоритм организации подъема, перемещения и спуска пострадавшего в носилках;
- особенности транспортировки пострадавших при подъеме, перемещении и спуске пострадавшего в носилках;
- организация спуска группы спасателей.
2. Развивающие:
- развитие у обучающихся интереса к профессии «Спасатель» и специальности «Защита в ЧС»;
- отработка командных действий при движении группы на высотном объекте.
- развитие практических навыков при проверке снаряжения, определению необходимого комплекта снаряжения, определении состава спасательной группы.
3. Воспитывающие:
- выработка внимательного отношения к вопросам безопасности на высотном объекте;
- выработка внимательного отношения к пострадавшим.
- воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности, внимания и трудолюбия;
- прививание добросовестного отношения к выполнению поставленной задачи.
Тип урока: комбинированный
Форма организации обучения: групповая
Межпредметные связи:
ПМ.01 МДК.01.01 Тактика спасательных работ
Материально-техническое обеспечение:
- тренажер «Пожарная башня»,
- альпинистские веревки,
- карабины,
- блок-ролики,
- тормозные устройства,
- СИЗ: каски, перчатки, теплая одежда (комбез) и обувь (берцы),
- страховочные устройства, петли, перила,
- манекен («пострадавший», взрослый-70 кг)
- транспортировочные спасательные средства-носилки типа «акья».
Литература
1. Правила по охране труда при работе на высоте. Москва, 2014.
2. Спасательные работы на сложном горном рельефе в малой группе. Методическое пособие. Федерация альпинизма России, 2014.
3. Школа альпинизма. Москва, 2017.
4. Шведчиков И.П. Использование альпинистской техники и снаряжения при поисково-спасательных работах на высотных объектах. Учебное пособие спасателей. Санкт-Петербург, 2014.
Ход урока.
1. Организационный момент (5 мин.)
- построение;
- проверка присутствующих обучающихся;
2. Вводный инструктаж (10 мин.)
* Сообщение преподавателем темы урока.
* Инструктаж по охране труда по теме «Охрана труда при занятиях на высотном объекте»
* Проверка преподавателем правильности надевания индивидуальной страховочной системы, СИЗ, индивидуального снаряжения.
* Проверка экипировки (шапка, перчатки, теплая куртка, комбинезон, берцы).
Подготовка к практическому занятию (5 мин.)
* Учебная группа делится на три подгруппы
* Каждая подгруппа выбирает руководителя
* Каждая подгруппа выбирает необходимое групповое снаряжение для занятия.
4.Текущий инструктаж (60 мин.)
Самостоятельная работа учащихся.
Отработка темы урока всей группой.
Подъем группы и пострадавшего.
· Подъём подгруппы на «Пожарную башню»:
* Все участники подгруппы поднимаются по лестнице со страховкой (самостраховкой).
* Самостраховку необходимо организовать на готовых вертикальных перилах со схватывающим узлом.
* Вся подгруппа собирается на верхнем этаже башни и встает на самостраховку на горизонтальные перила и приступает к работе по организации подъема пострадавшего в носилках.
· Организует систему подъема пострадавшего в носилках с сопровождением спасателем. Для этого выбирает места закрепления рабочей двойной и страховочной веревок, верхней страховочной веревки. Закрепляет веревки.
· Все веревки закрепляются специальными узлами (две веревки рабочая и страховочная закрепляются с помощью узла –булинь, из третьей веревки организуется верхняя страховка, узел-восьмерка).
· Один спасатель-сопровождающий спускается на двойной веревке (пауке) с верхней командной страховкой к пострадавшему.
· Спасатель-сопровождающий спускаются на землю, укладывает пострадавшего в носилки, закрепляет все веревки на носилках и готовится к подъему с сопровождением.
· Остальные спасатели собирают полиспастную систему и подключают ее к двойной рабочей веревке. Как только полиспастная система готова-выполняют подъем пострадавшего в носилках и спасателя с сопровождением.
· Поднимают и транспортируют пострадавшего и спасателя на этаж, гле находится группа спасателей.
· Траверс группы и пострадавшего.
· Затем перемещают пострадавшего в носилках по горизонтали (траверс- движение без набора высоты) в указанное преподавателем место со страховкой носилок и пострадавшего.
· Вся группа перемещается по перилам на самостраховках в указанное место.
· Спуск группы и пострадавшего.
· Для организации спуска пострадавшего и группы спасателей выбираются опоры. Закрепляются веревки- спусковые и страховочные.
· Первыми спускаются 2 спасателя для приема носилок с пострадавшим.
· Затем спускаются носилки с пострадавшим с сопровождением спасателем.
· Затем производится спуск остальной группы спасателей.
* спуск группы про изводится по закреплённой верёвке обязательно с верхней страховкой.
* последний участник спускается на сдвоенной верёвке с самостраховкой на схватывающем устройстве.
* верёвка продёргивается через точку закрепления.
Сбор снаряжения (10 мин.)
· Собрать все групповое снаряжение
· Сдать снаряжение преподавателю
6.Заключительный инструктаж (10 мин.)
· Разбор занятия.
· Анализ типичных ошибок.
· Оценка работы каждой подгруппы, каждого участника в отдельности.
· Выставление оценок.
Преподаватель Золотарева С.С.