ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА




Н. С. Грудинин,

Д. С. Галынская

ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА

 

Аннотация. В статье рассматриваются типологические признаки, которые характеризуют личность несовершеннолетнего преступника в России. Отмечается, что большинство несовершеннолетних преступников – выходцы из социально неблагополучных семей, что неизбежно накладывает свой отпечаток на процесс формирования их личности.

Ключевые слова: личность преступника; несовершеннолетний; детерминанты преступного поведения.

 

Проблема преступности в подростковой среде в современной России является проблемой, актуальность которой возрастает каждый день. В настоящее время молодежная преступность в России прогрессирует, вовлекая в криминальную субкультуру все новых и новых юных граждан страны. При этом решение данной проблемы зависит как от комплекса государственно-правовых мер, нацеленных на профилактику молодежной преступности, так и от активных действий самого общества, которое просто не может оставаться безучастным к данной проблем [7; 15, с. 25-27]. Представляется, что решение этой проблемы невозможно без знания и понимания особенностей личности несовершеннолетнего преступника.

Как известно, личность преступника – фундаментальное понятие криминологии. В преступности несовершеннолетних определяющую роль имеют личностные особенности подростков. Именно личность является носителем причин совершения преступлений. Поэтому, зная характерные особенности личности субъекта преступления, можно выработать наиболее целесообразные методы воздействия на нее и исправления [2, с. 289].

Подчеркнем, что личностные качества правонарушителей существенно отличаются от качеств законопослушных граждан, им присущи эмоционально-волевая деформация и негативные социальные интересы. Так, Г.А. Аванесов понимает под личностью преступника человека, виновно совершившего общественно-опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания [1, с. 300]. П.С. Дагель дает следующее определение личности преступника – это совокупность социально-политических, физиологических, и психических свойств лица, совершившего преступление, которые имеют уголовно-правовое значение [8, с. 15].

По нашему мнению, в вышеназванных определениях обозначены существенные признаки понятия личности преступника, которые применимы и к такому частному вопросу, как личность несовершеннолетнего преступника. Под последней следует понимать социально-психологические качества и свойства человека, взятые в своей совокупности, и являющиеся причинами и условиями преступной деятельности, объективированные в совершении преступления [14, с. 560].

Следует отметить, что существует проблема, связанная с наделением индивида статусом преступника и в связи с этим анализа его личности с данной позиции. С точки зрения уголовного права и процесса, человек становится преступником с момента признания его в установленном законе порядке виновным и применения к нему мер уголовной ответственности. Тем не менее, преступная личность формируется как до момента совершения преступления, так и продолжает существовать после погашения судимости. Как правило, антисоциальная деформация личности имеет устойчивый во времени характер.

Переход от социально-опасной личности к личности преступника связан с совершением лицом противоправного деяния, обладающего признаками преступления. На наш взгляд, в данном случае необходимо отойти от формализма и не ограничивать круг преступных личностей лицами, привлеченными к уголовной ответственности. Сюда также нужно отнести субъектов, совершивших преступления, однако в силу определенных обстоятельств не задержанных правоохранительными органами.

Большинство исследователей, изучающих феномен преступности несовершеннолетних, считают, и мы полностью разделяем данную точку зрения, что причины противоправного поведения таятся в личности такого правонарушителя. Личность является отражением негативных социальных явлений, и именно она выступает связующим звеном между психологическим формированием и объективным воплощением преступного умысла. Личность является важнейшим звеном механизма преступного поведения [5, с. 153].

Говоря о личности несовершеннолетнего преступника, мы выделяем социально-демографические и собственно-психологические личностные особенности. Известно, что при одинаковых условиях, в одной и той же социальной среде могут сформироваться разные человеческие личности. Диалектико-материалистическое понимание формирования сознания и детерминации поведения базируется на двух постулатах: внешние воздействия преломляются через внутреннее состояние; человек от рождения наделяется сложным состоянием психики. К социально-демографическим особенностям личности относятся: пол, возраст, а также уровень образования, социальный статус и род занятий [12, с. 300].

Основополагающий критерий анализа особенностей личности подростка – его возраст. Именно возрастом обусловлены биологические, психологические и психические особенности личности. Возраст обуславливает определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений и т.д. С первых лет жизни начинается процесс социализации личности, когда индивидом воспринимается окружающая действительность, в подсознании формируются определенные представления о ней, усваиваются социальные нормы. Как общественное существо человек складывается именно в детстве, на этот период приходится развитие интеллекта, умение анализировать и обобщать происходящие в окружающем мире события, способность предвидеть возможные последствия своей деятельности. Все это играет ключевую роль в дальнейшей жизнедеятельности.

Несовершеннолетним в целом как социальной группе, и несовершеннолетним преступникам в частности, присуще культивирование возрастных изменений, разница в один год воспринимается уже как существенная. Однако необходимо отметить, что возрастная динамика не связана с изменением основных жизненных отношений, сохранность которых сочетается с изменением личности ввиду влияния жизненных событий, обстоятельств и других факторов. Более того, важно помнить, что помимо хронологического возраста выделяют также физический, психологический, педагогический возрасты, которые зачастую являются более информативными показателями [11, с. 238]. Так называемого среднестатистического возраста объективно не существует. Все закономерности подросткового возраста проявляют себя через призму индивидуальных особенностей, которые зависят от среды обитания, условий воспитания, особенностей физического развития организма и личностных характеристик. Совершенно недопустимо возводить все специфические характеристики подросткового возраста в ранг криминогенных.

Традиционно криминологами выделяются следующие возрастные группы несовершеннолетних: 14-15 лет подростково-малолетние, 16-17-летние несовершеннолетние [11, с. 391]. Психологические, социологические, криминологические личностные особенности подростков 14-17 лет свидетельствуют, что на их поведение оказывают влияние как жизненные обстоятельства, условия жизнедеятельности и воспитания, предшествующие данному периоду, так и молодые взрослые. Таким образом, в интересах криминологического исследования также важно учитывать личностные особенности детей до 14 лет, и лиц старше 17 лет. Тем более, что при рассмотрении особенностей личности возрастных групп 16-17 и 18-20 лет по существу рамки стираются, они обладают большим количеством общих свойств. В данном случае вполне допустимо говорить об этих возрастных группах, как о единой группе, определяемой возрастом неполного совершеннолетия.

Особенности психики несовершеннолетнего, ее неустойчивость во многом обусловлены возрастом, процессом становления личности, психического и биологического взросления, полового созревания. Для подростков характерна повышенная активность, которая находит свое отражение как в положительных, так и в отрицательных аспектах поведения. Зачастую, если подросток не может направить избыток энергии в положительное русло, он обращается к антиобщественным способам ее погашения.

Психика подростков имеет некоторые особенности, которые оказывают влияние и на их поведение. Так, подросткам присуща повышенная возбудимость, эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, резкие и частые смены настроения, сопровождающиеся раздражительностью, вспышками гнева. У лиц подросткового возраста наблюдается отсутствие интереса к познавательной деятельности, низкий уровень эмпатии, ранняя алкоголизация, курение и употребление психотропных веществ, стремление к получению удовольствий без приложения необходимых волевых усилий.

Несовершеннолетние, как правило, стремятся к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению, пытаясь всеми способами доказать свою зрелость и независимость, вместе с тем, они излишне доверчивы, склонны к внушаемости и подражательству. Под действием этих качеств, подростки склонны романтизировать преступный мир и могут легко поддаться негативному влиянию со стороны взрослых. Они стремятся демонстрировать свою зрелость, выбирая при этом в том числе и такие деструктивные способы, как совершение преступлений. Подросткам крайне важно завоевать уважение среди своих сверстников, но при всем этом дети в таком возрасте очень остро реагируют на проявления несправедливости по отношению к ним.

Особо отметим, что сами по себе вышеназванные свойства личности нельзя считать причинами преступного поведения подростков, они лишь являются условиями, которые при воздействии негативных внешних факторов способствуют деформации личности и формированию асоциального типа поведения.

Одним из важнейших факторов, определяющих правосознание личности и формирование ее правомерного или противоправного поведения является оценочный критерий, под которым подразумевается отношение индивида к социальным ситуациям, поведению окружающих и своему собственному поведению, к праву. В основе оценочного критерия лежат социальные и личностные нормы. Под первыми из которых понимаются признанные обществом нормы морали и права, а под вторыми – субъективные представления, интериоризация общественных норм.

По мнению О.Э. Схопчик, личностные нормы занимают центральное положение в правосознании индивида и обязательны к изучению при анализе личности несовершеннолетнего преступника. Основные особенности личностных норм таких субъектов у таких субъектов проявляются в: лояльном отношении к противоправной деятельности, допустимости удовлетворения потребностей посредством противозаконных действий, решении конфликтных ситуаций силовыми методами [16, с. 64].

Еще одной детерминантой криминального поведения, в том числе подросткового, являются ценностные ориентации, которые трактуются как социокультурный феномен, смысл жизни и деятельности конкретного индивида. Ценностные ориентации формируют всю жизненную линию поведения человека. В подростковом возрасте они находятся в стадии становления, в связи с чем увеличивается роль тех социальных условий, в которых происходит развитие личности. Каждый ребенок имеет ценностные ориентации – это базовые ценности семьи, благополучия, уважения. Однако понимание этих ценностей у подростков с деформированной личностью отличается. Например, счастье им видится в материальном благополучии, силе, смелости, которые зачастую воспринимаются в негативно-искаженном аспекте. В последнее десятилетие ценностные ориентации молодежи претерпели существенные изменения по сравнению с предыдущими поколениями. Сегодня наблюдается ярко выраженный приоритет материальных ценностей над духовными [6, с. 65].

Важным показателем деформации личности подростка является отношение к таким антисоциальным явлениям как употребление алкоголя, наркотических средств и других психотропных веществ, курение. Лишь 10,6% подростков ответили, что они не употребляли алкоголь в момент совершения преступления. Между тем, криминогенное влияние алкоголя ввиду его пагубного влияния на центральную нервную систему и дезорганизацию психических процессов представляется очевидным [2, с. 289]. Систематическое употребление алкоголя молодыми людьми неизбежно приводит к десоциализации их личности. К аналогичным последствиям ведет и практика употребления наркотических веществ. Настораживает тот факт, что по результатам опроса, только каждый 4 подросток (22,9%) считает недопустимым употребление наркотиков [10, с. 54].

Во многих психологических и криминологических исследованиях (Ю.М. Антонян, М.В. Виноградов) констатируется, что значительное число несовершеннолетних правонарушителей обладают различными акцентуациями характера, психопатией и другими личностными аномалиями. Более 50% подростков, совершивших правонарушения, хотя и являются вменяемыми, но имеют определенные психические отклонения. При этом, в 80% случаев психопатические черты характера не являлись наследственными, а были приобретены в результате неблагоприятных условий жизни и воспитания. Среди психических аномалий наблюдаются патохарактерологическое развитие и психопатии, остаточные явления ранних органических поражений головного мозга, коррелирующие с ними задержки психического развития и олигофрению, хронический алкоголизм, иногда осложненный наркоманией [3, с. 158].

Продолжая характеризовать личность несовершеннолетних преступников, отметим, что среди них преобладают лица мужского пола. Это объясняется психологическими особенностями мужчин, исторически сложившимся различием в интересах, поведении и воспитании мальчиков и девочек. Вместе с тем, в последнее время наблюдается увеличение числа преступлений, совершаемых девочками-подростками. У девушек, ведущих аморальный образ жизни, и совершающих правонарушения, наблюдается ослабленное чувство стыда, несамокритичность, проявление несдержанности.

Если брать за основу анализа такой критерий, как место жительства, то число малолетних правонарушителей в городах, значительно выше, чем в сельской местности. Это можно связать с социально-экономическими факторами, а также с различиями в обычаях и воспитании сельского и городского населения. Для последнего характерно: ослабление социального контроля, нерациональное использование свободного времени и проведения досуга, практические трудности в реализации принципа неотвратимости наказания. Вместе с тем, в последние годы, в связи с процессами урбанизации вышеназванные различия стираются, и возрастает число криминогенных личностей и в среде сельской молодежи.

На формирование криминогенного типа личности оказывают влияние социальное положение, род занятий и образование. Данные факторы формируют правосознание, общий уровень культуры и правовой культуры. Кроме того, незанятость является потенциально криминогенным фактором, так как лишает подростков возможности зарабатывать честным путем. Несовершеннолетние, совершающие преступления, это, как правило, лица без образования, второгодники, бросившие обучение в школах, ПТУ и других учебных заведениях, 30% из них не работают и не заняты иными видами деятельности (спортивной, творческой и т.д.). Безделье становится на долгие годы основным родом занятий для таких подростков. Как отмечает А.С. Лаушкин, порядка 36% подростков не были заняты до совершения преступления 1,5-2 года, не учились и не работали продолжительностью до 3 лет – 36%, никогда не работали и не учились 3% из опрошенных подростков [13, с. 85].

К сожалению, результаты криминологических исследований дают основания полагать, что доля неучащихся и неработающих подростков будет возрастать, и в ближайшие годы может повыситься на 20% [11, с. 312].

Нельзя не отметить, что большинство несовершеннолетних преступников – это выходцы из неблагополучных семей, характеризующиеся невысоким, а зачастую и низким материальным достатком. Они, как правило, рано приобщаются к употреблению алкоголя, курению, половым отношениям, их потребности примитивны. Уровень культуры в такой среде низкий, а иногда он и вовсе отсутствует. Несовершеннолетние впитывают асоциальные ценности микросреды, и они в свою очередь становятся неотъемлемой частью их личности.

Обобщая вышесказанное, отметим некоторые типологии личности несовершеннолетних преступников. Так, Ю.М. Антонян выделяет следующие типы несовершеннолетних преступников:

1. Несовершеннолетние, которые совершают мелкие кражи, хулиганские действия, а также, редко грабежи.

2. Несовершеннолетние, совершающие грабежи, разбойные нападения, изнасилования.

3. Несовершеннолетние, совершающие убийства.

4. Несовершеннолетние, привлекаемые к уголовной ответственности за террористические, экстремистские преступления с человеческими жертвами [4, с. 423].

По мнению А.И. Долговой, в зависимости от глубины деформации личности, несовершеннолетние преступники могут относиться к одной из следующих категорий:

1. Совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств на фоне общей положительной характеристики личности.

2. Совершившие преступления в результате попадания в неблагоприятную ситуацию, которая связана с неустойчивостью общей направленности личности.

3. Совершившие преступления в результате общей асоциальной направленности личности, однако не носящей устойчивого характера.

4. Совершавшие преступления неоднократно. Характеризуются сформировавшейся устойчивой антиобщественной позицией личности [9, с. 546].

Безусловно, можно выделить и иные типы несовершеннолетних преступников, взяв за основу другие критерии. В любом случае, типология имеет большое значение для теории и практики, так как принадлежность конкретного человека к определенному типу дает возможность сделать о нем определенные теоретические и практические выводы, которые могут быть использованы в практике правоохранительных органов.

Таким образом, резюмируя сказанное выше, следует отметить, что в характеристике преступности несовершеннолетних ключевую роль имеют личностные особенности подростков. Именно личность подростка-преступ­ника и правонарушителя является носителем причин совершения преступлений. Поэтому, зная характерные особенности личности субъекта преступления можно выбрать наиболее целесообразные методы воздействия на несовершеннолетних преступников с тем, что предупредить их преступное поведение в будущем, а следовательно, оградить наше общество от реальной преступной угрозы в будущем.

 

Список использованных источников и литературы:

 

1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1980.

2. Ажиев В.В. Особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя // Теория и практика общественного развития. 2012. № 5.

3. Алексеева Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления. Тюмень: Изд. Тюменского гос. ун-та, 2004.

4. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н. Криминология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» // под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2004.

5. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

6. Бакирова З.Х. Ценностные ориентации молодежи в эпоху глобализации // Духовно-культурные ценностные ориентации молодежи в эпоху глобализации. М., 2015.

7. Грудинин Н.С., Грязнова Д.В. Преступность молодежи в современной России: причины, тенденции, пути противодействия // Nauka-rastudent.ru. 2015. № 4.

8. Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. М., 1970.

9. Долгова А.И., Дьяков С.В. и др. Криминология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» // под ред. А.И. Долговой. М.: Инфра-М–НОРМА, 2001.

10. Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2001.

11. Криминология: Учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

12. Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления. Дис.... докт. юрид. наук: 12.00.08. М., 1997.

13. Лаушкин А.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, отчужденного до совершения преступления от учебы и трудовой занятости // Преступность в России: причины и перспективы. Вып. 2. M., 2005.

14. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.

15. Преступность в Российской Федерации и московском мегаполисе: состояние и меры противодействия: коллективная монография / под общ. ред. С.Н. Чурилова. М.: Издательство РГСУ, 2015.

16. Схопчик О.Э. Личностные нормы несовершеннолетних правонарушителей как один из компонентов их правосознания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 4 (31).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: