Самостоятельная работа
Раздел 1. Педагогика как наука
1.1.Обязательная самостоятельная работа
1.1.1 Подготовка к семинарскому занятию по темам
Задачи педагогической науки
Антропологический подход в педагогической науке
1.1.2. Подготовка к контрольной работе
· Педагогическая наука вчера сегодня завтра
· Педагогическая наука и педагогическая практика: взаимообогащающее сотрудничество.
· Актуальные проблемы развития методологии педагогики как науки
Дополнительная самостоятельная работа
Вариант 1. (повышенный уровень)
1. Познакомьтесь с авторскими школами. Сравните две авторские школы (на выбор) по плану;
1. Название, автор(ы).
2.Основная идея (сходства и отличия)
3. Цели, задачи образования (обучения) - общее и особенное.
4.Построение педагогического процесса (позиции педагога и ребенка, содержание, методы, формы организации, особенности) - сходство и различие.
5.Ожидаемый результат (общее и особенное).
Литература
Основная
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике./ Амонашвили Ш.А. – М., 1995.
Газман О.С. Гуманизм и свобода. / Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. /Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов–М.,1997. –С. 111-113
Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. учебн заведений./ Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 2003-Гл14.
Сластенин В.А. Аксиологические основы педагогики / Педагогика: уч пос для студ высш учеб завед/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина –М: Академия, 2004 – 100-103
Дополнительная
Вербицкий А.А., Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы (монография) / А.А. Вербицкий, Н.В.Жуков –М., 2006.
Газман Педагогика свободы и педагогика необходимости./ Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. –М.,1997. –С. 113-118.
Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы./ Г.Б.Корнетов –М., 1993. С. 119-121.
Дополнительно рекомендуемая
Анисимов Н. Слагаемые инновационного потенциала. / Н.Анисимов// Директор школы – 1993.
Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество/ Г.Д. Глейзер // Педагогика. -2000.- № 6.
Гребенюк О.С., Теория обучения. Учебное пособие. / О.С. Гребенюк, Т.Б.Гребенюк -М.:Владос -пресс,2003. –Гл. 6.
Наин А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент./А.Я. Наин// Педагогика.-1996.- №5.
Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. – М., 1996.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.
Шадриков В.Д. Возвращение к ребенку./ Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках./ Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов –М.,1997. –С. 248-256
2. Составить опорную схему с объяснениями по теме «Система педагогических наук»
Литература
Основная.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: педагогическое сообщество России, 2003. – С.22-27.
Дополнительная
Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведен: В 2 кн. –М.: Гуманитарн. центр ВЛАДОС, 2003 –Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – С.37-40.
Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / И.Ф. Харламов –М.: Гардарики, 2000. – гл 1. –С. 11-31.
Дополнительно рекомендуемая:
Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке, И.К. Журавлев –М., 1990.
Вариант 2. (пороговый уровень)
1. Составление словаря по теме Категориальный аппарат педагогики как науки.
Литература
Педагогика. Учеб пособие /под ред. Пидкасистого П.И., М., 2003
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь М.. 2005
Подласый И.П. Педагогика М., 2003.
И другая литература по выбору студента
2. На основе изучения источников письменно ответьте на задания
1.Дайте характеристику педагогической антропологии и антропологического подхода к рассмотрению проблем воспитания и обучения ребенка.
2.В чем состоят ведущие идеи К.Д. Ушинского применительно к изучению педагогикой ребенка?
3.Приведите примеры реализации ведущих идей педагогической антропологии в современной педагогической науке и практике.
Литература
Основная
Андреев В.И. Антропологический принцип /В.А. Андреев - Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: ЦИТ,2000. - Раздел 1., п. 2.3. – С.52-55
Коджаспирова Г.И. Педагогическая антропология: уч. пос. для студ. Вузов. / Коджаспирова Г.М. – М., 2005
Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. Высш. пед..учеб. завед. / В.И.Максакова – М., 2001.
3. Письменно ответьте на вопросы
1. Что понимают под педагогикой как системой наук об образовании человека?
2.Какова роль процессов интеграции и дифференциации педагогического знания в развитии педагогики как системы наук о воспитании и образовании личности?
3.Укажите и охарактеризуйте основные отрасли педагогического знания.
4. Раскройте связь и сущностные отличия между различными отраслями педагогической науки.
Литература
Основная.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: педагогическое сообщество России, 2003. – С.22-27.
Дополнительная
Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведен: В 2 кн. –М.: Гуманитарн. центр ВЛАДОС, 2003 –Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – С.37-40.
Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / И.Ф. Харламов –М.: Гардарики, 2000. – гл 1. –С. 11-31.
Дополнительно рекомендуемая:
Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке, И.К. Журавлев –М., 1990.
4. Заполните карту-схему: «Этапы педагогического исследования»
№ | Этап педагогического исследования | Задачи этапа | Методы реализации задач исследования. |
Литература
Основная:
1. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов/ Под ред. В.А. Сластенина – 2-изд, стереотип – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.- С.91-100.
Дополнительная:
1. Краевский В.В. Методология и методы педагогических исследований/ Педагогика: учебник для студ. пед. учебн. заведений/ Под ред. Пидкасистого П.И. / В.В. Краевский – М., 2003.-Гл 4. – С. 91-115
Раздел 3. Образование как фактор развития личности и общества
3.1.Обязательная самостоятельная работа
3.1.1. Подготовка к семинарам по темам:
Закономерности и принципы педагогического процесса
Содержание образования
3.1.2. Подготовка к лабораторной работе по теме Нормативно-концептуальная база образования РФ
3.1.3. Подготовка к контрольной работе:
· Развитие образования в современных социально-экономических условиях
· Образование и культура личности
· Тенденции развития образования на современном этапе.
· Теория и практика организации образовательного процесса.
· Система образования РФ: традиции и инновация.
Дополнительная самостоятельная работа
Вариант 1. (повышенный уровень)
1. Напишите реферат по теме…… «Развитие образования в современном мире» подобрав самостоятельно литературу
2. Изучите тему «Носители содержания образования». Составьте опорную схему.
Вариант 2 (пороговый уровень)
1. Выполните библиографическое разыскивание по теме «Развитие образования в современном мире».
2. Подберите 5-8- источников, составьте к ним аннотации.
3. Составьте систему контрольных вопросов по теме «Развития образования в России и за рубежом».
4. Изучите тему «Носители содержания образования». Составьте опорную схему.
Раздел 2. История педагогики