Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста




Савченко М В.

Кафедра дошкольного,

начального и специального

общего образования

 

 

Одной из актуальных проблем современности является поиск эффективных технологий, средств и методов формирования функциональной грамотности у населения.

В официальных документах понятие «функциональной грамотности» появилось после проведения в 1965 году в Тегеране Конгресса министров просвещения по вопросам искоренения неграмотности, а в 1978 г. было пересмотрено и его содержание. Под функциональной грамотностью стали понимать возможность индивида «участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общины (социального окружения)».

Причиной разграничения понятий стало то что, проведенные ЮНЕСКО исследования показали: овладение навыками чтения, письма и счета во многих случаях не влияют на уровень функционирования индивида в обществе, не являются гарантией успешного выполнения им интеллектуальной работы, продвижения в профессиональной сфере и умения разрешать определенные жизненные трудности. Т.е. одного овладения грамотой для человека новой эпохи, который будет способен развивать мир, становится недостаточно. И речь в данном случае шла не только о населении развивающихся стран, но и о развитых, где люди имели возможность посещать школу и получать качественное образование.

Например, проведенные в 1987 г. в Канаде исследования выявили, что треть населения страны являются функционально неграмотными, несмотря на то, что имеют образование (больше половины из них окончили девять классов, треть имели полное среднее образование, около 8% - высшее образование).

Так проблема формирования функциональной грамотности населения из плоскости решения проблемы ликвидации неграмотности в развивающихся странах перешла на международный уровень исследования и стала предметом изучения педагогов на разных ступенях образования.

Вопрос о структуре, содержании и особенностях формирования функциональной грамотности личности на разных ступенях ее развития поднимали в своих работах Б.С. Гершунский, В.А. Ермоленко, И.В. Зимняя, И.А. Колесникова, С.А. Крупник, О.Е. Лебедев, А.А. Леонтьев, В.В. Мацкевич, Л.М. Перминова, Н.А. Сметанникова, С.А. Тангян, А.В. Хуторской, П.И. Фролова, С.Ю. Черноглазкин, Т.И. Шамова, И.В. Шутова и др. Несмотря на разнообразие представленных учеными определений, все они сходятся в том, что функциональная грамотность личности включает комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют ей успешно адаптироваться и функционировать в социальной среде, развиваться профессионально, постоянно повышая свой уровень. Процесс овладения функциональной грамотностью продолжается в течение всей жизни, а не прекращается после получения образования.

О необходимости развития данных умений у нового поколения граждан планеты было заявлено на Всемирном экономическом форуме в Давосе (2016 г.). Где Клаус Шваб отметил, что с началом Четвертой технологической революции востребованные сотрудники должны будут обладать рядом умений, которые условно были названы SoftSkills ( гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес HardSkills — «жестким» профессиональным навыкам. Гибкие навыки свидетельствуют об умении находить вдохновение, преодолевать стрессы и не поддаваться им, верить в себя. Среди данных ключевых навыков учеными на первое место выдвигаются навыки, которые условно были названы «Система 4К »: критическое мышление (CriticalThinking); креативность (Creativity); коммуникация (Communication); координация (CoordinatingWithOthers).

Широкомасштабное исследование «Форсайт Компетенций – 2030 » (Сколково), в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, призванных выявить востребованные в будущем профессии в 19 отраслях экономики предложили свой перечень «надпрофессиональных навыков и умений»:

- системное мышления (умение определять и развивать сложные взаимодействия, порождающие принципиально новое качество и умения работать с ними);

- межотраслевая коммуникация (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях);

- управление проектами (умение конструировать, планировать и организовывать выполнение проектов и процессов);

- программирование IТ-решений, управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом;

- клиентоориентированность (умение работать с запросами потребителя);

- мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго иностранного языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах);

- работа с людьми (умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми);

- работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем);

- навыки художественного творчества (способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса);

- бережливое производство.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих компетентностей.

Одной из наиболее важных компетентностей современного человека является умение системно, критически мыслить. Критическое мышление предполагает умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач. Этому способствует использование технологий развития критического мышления, самостоятельной исследовательской деятельности, проектной деятельности.

Такая компетентность как умение мыслить креативно позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Креативный человек становится творцом: он может генерировать идеи сам и развивать начинания других людей. Основа креативного мышления лежит в развитии детского любопытства, а не в овладении художественными навыками. Для развития креативности успешно применяют методы и приемы технологии, основанной на ТРИЗ: метод «Круги Лулия», метод «Морфологический анализ» (автор - Ф. Цвикке), метод «Системный оператор» (автор - Г.С. Альтшулер), «Метод фокальных объектов» (автор - Чарльз Вайтинг), метод «Каталога» (авторы - Э. Кунце, В. Пропп), метод сужения поля поиска (авторы - Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук) и др.

Часть компетенций напрямую связаны с умением работать с людьми. Важную роль в этом процессе играет коммуникабельность – способность к установлению контактов с новыми людьми, обретению новых связей, помогающих в какой-то степени выжить. Под это определение попадает и рабочий лад (совместимость). Без коммуникабельности трудно представить согласованную работу конкретной команды, коллектива. Невозможно без коммуникабельности построить как взаимовыгодные деловые, так и личные отношения. Для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста используют беседы, тренинги, проектную деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования и игры-путешествия, театрализованные игры, проблемные ситуации и др.

Координация (или в других источниках коллаборация) – это сотрудничество, взаимодействие, партнёрство. Путём сотрудничества удаётся тонко координировать работу друг друга. Это путь к слаженности, чёткости в достижению общих целей. Задача педагога – развить у детей умение быстро адаптироваться в новом коллективе, налаживать диалог с разными людьми, аргументированно доказывать свою точку зрения и внимательно, уважительно относиться к мнению других, уметь разрешать конфликты при помощи слов и правил морали, уметь руководить командой и быть подчиненным, управлять своими эмоциями и действовать на благо коллектива. С этой целью на этапе дошкольного детства можно использовать различные игры: на знакомство, на сплочение коллектива, на умение разрешать конфликты, на согласование действий, на умение различать эмоции и др.

В современном мире особую важность приобретает информационная компетентность, которая предполагает наличие способности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Для этого с детьми используют: тщательно подобранные компьютерные игры; совместный с педагогом поиск информации при помощи сети Интернет (анализ не менее 5 источников); изучение материала с использованием ИКТ (компьютерных презентаций, интерактивной доски, просмотром видео-фрагментов и т.п.).

Экологическая компетентность не менее важна в современном мире со столь сложной экологической обстановкой. Данное качество у детей дошкольного возраста проявляется в экологически целесообразном социальном поведении, умении прогнозировать последствия своих поступков для окружающего мира. Среди эффективных методов работы в этом направлении выделяют: экскурсии, экологические проекты, мини-исследования, дидактические игры эко-тематики, проблемные ситуации, эко-акции, конкурсы, создание коллажей.

Подводя итог, хочется отметить, что развитию у детей дошкольного возраста указанных компетентностей с целью формирования у них предпосылок функциональной грамотности способствует функционально грамотное поведение педагога. Только развивая у самих себя всех перечисленные качества, мы сможем воспитать функционально грамотное поколение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: