Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова – это:
> круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
> отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
> исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
> человечество в целом.
Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.
Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:
> производство материальных благ и услуг;
> распределение продуктов труда (деятельности);
> регламентация и управление деятельностью и поведением;
> воспроизводство и социализация человека;
> духовное производство и регулирование активности людей.
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Общественный организм по степени сложности не уступает природным явлениям, а в известной мере и превосходит их. Поэтому мыслители всех времен всегда испытывали большие трудности при его изучении. Потребовался длительный исторический период для того, чтобы приблизиться с помощью разнообразных научных средств к осознанию сущности социума как организованной формы совместной деятельности людей.
В самом деле, в античной и средневековой философии общество еще не отделялось от государства. По Платону, например, основой общества являлись политические функции государства: защита граждан от внешних врагов и поддержание порядка внутри полиса. В Новое время общество рассматривалось в контексте общественного договора. Родоначальником этой концепции был Гоббс, представивший естественное состояние людей как войну всех против всех, поскольку в этом состоянии каждый обладал абсолютной свободой осуществлять свои собственные интересы. Спасение от этого состояния он видел в общественном договоре, предусматривающим отказ граждан от посягательств на свободу, собственность и жизнь других людей. Гарантом соблюдения этого договора и выступало государство, в пользу которого его подданные отказывались от части своей свободы.
Как и философы, занимавшиеся проблемами общества, Гоббс не видел качественного различия между обществом и государством. Только Гегель впервые стал различать государство (мораль и законы) и гражданское обществ (сфера индивидуальных частных интересов).
В XVII – XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Сторонники этой концепции пытались объявить социальные явления исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др.
Французский социалист-утопист Шарль Фурье (1772–1837), например, пытался создать «социальную науку», исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Задачу своей жизни он видел в разработке «социальной теории» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.
Географический детерминизм. Идея обусловленности общественных явлений географической средой высказывалась еще в античности, но получила особенно широкое развитие и распространение в период становления капитализма. Тогда она носила прогрессивный характер, так как была направлена против религиозной идеи о божественном характере законов общественной жизни. В XVII – XVIII вв. в социологии получило распространение направление, которое объявляло географическую среду решающим фактором развития общества, исторических судеб той или иной страны, того или иного народа. Так, французский философ Шарль Монтескье (1689–1755), высказавший глубокую идею о всеобщей закономерности, которой подчинены все явления природы и общества, считал, что характер народа, общественно-политическое устройство страны, религиозные представления, положение женщины, форма семьи — весь образ жизни людей, а значит, и законы их развития определяются прежде всего характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом. Власть климата, говорил Монтескье, сильнее всех властей.
Демографический детерминизм. Английский экономист Т. Р. Мальтус (1766 –1834) пытался доказать, будто бы бедствия трудящихся масс (безработица, голод, нищета) обусловлены не общественными отношениями, а неким вечным «естественным законом». Суть этого «закона» в следующем: население возрастает в геометрической прогрессии, производство средств существования – в арифметической. Поэтому, утверждал Мальтус, «на великом пиршестве природы» у тех, кто не получил свое состояние от родителей и в труде которых общество не нуждается, не хватает прибора; природа приказывает таким людям удалиться и сама принимает меры к тому, чтобы ее приказание было приведено в исполнение. Голод, эпидемии, войны объявлялись Мальтусом «положительными факторами».
Идеалистический подход к понятию общества. Идеализм чересчур одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии. На практике это означает следовать просветительскому принципу «мнения правят миром».
Разумеется, идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Но если с точки зрения натурализма развитие общества полностью определяется действием законов природы, то в идеализме эту функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет или мировой разум (объективный идеализм), или не детерминированная ничем человеческая и прежде всего духовно-волевая активность (субъективный идеализм).
Диалектико-материалистическое понимание общественной истории. Оно начинается с решения основного вопроса философии в применении к обществу.
По словам Ф. Энгельса, «положение, что сознание людей зависит от их бытия, а не наоборот, кажется простым; однако при ближайшем рассмотрении немедленно обнаруживается, что это положение уже в своих первых выводах наносит смертельный удар всякому, даже самому скрытому идеализму»
Утверждение первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания вытекает из того простого факта, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.» Для этого нужно трудиться, производить материальные блага. Отсюда следует, что материальное производство, другие материальные явления и процессы образуют основу жизни общества и в конечном счете определяют всю общественную, деятельность.
Итак, сущность материалистического понимания истории состоит в том, что:
1. производство, а вслед за производством и обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя;
2. исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер;
3. главной движущей силой, преобразующей жизнь общества, являются народные массы, трудящиеся;
4. средства для изменения существующего положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства.
Маркс разработал учение об общественно-экономической формации, под которой он понимал неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития. Согласно этому учению, в истории общества возможны антагонистические (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая) и неантагонистические (первобытная и коммунистическая) формации.
Смена одной из этих формаций другой, каждая из которых отличается, прежде всего, формой собственности, и составляет конкретное содержание процесса общественного развития.
Общественная формация – это социальная система, состоящая из элементов и образующая структуру, находящуюся в неустойчивом равновесии.
В основании системы лежит способ производства материальных благ, «экономическая формация». Способ производства имеет две стороны:
1. Производительные силы общества (вовлеченные в процесс производства естественные и человеческие ресурсы; средства производства; уровень науки и ее технологического применения к промышленности).
2. Производственные отношения (вторая сторона способа производства, выраженная в различных формах собственности на средства производства).
Производительные силы –это органическое единство субъективных и вещественных факторов, необходимых для преобразования материала природы в нужные человеку продукты. Их можно характеризовать как совокупные силы производительных органов общественного человека, т.е. как силы, которые непосредственно реализуются в процессе материального производства.
В ходе развития человеческого общества расширялась и усложнялась структура производительных сил, появлялись новые элементы, но на всех этапах своего развития они включили в себя людей (рабочую силу) как производителей материальных благ и средства производства.
Человек – главная производительная сила. Но всякий ли человек является производительной силой общественного производства? Видимо, не всякий, не каждый и не всегда.
Человек как производительная сила – это работник, обладающий устойчивыми навыками и определенными научно-техническими знаниями, которые применяются им в процессе исторически сложившегося способа общественного производства.
Важным элементом производительных сил общественного производства являются средства производства. Они включают в себя средства труда и предметы труда.
Средства труда – это все то, что человек помещает между собой и предметом труда, что является проводником его воздействия на этот предмет.
Предмет же труда – это все то, что подвергается в процессе труда обработке, на что направлена трудовая деятельность людей.
Наиболее существенная часть современных средств труда – это орудия труда, машины, приборы и различные устройства, производственные здания, железные и шоссейные дороги, каналы, средства связи и т.д. В развитии средств труда особое место занимает техника.
Техника – это система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы.
Ни средства труда, ни техника не являются производительной силой, если они не включены в процесс производства и не соединены с живым человеческим трудом, не оформлены определенными отношениями людей по поводу производства.
Производственные отношения –это совокупность материальных экономических связей между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от начала производства до потребления.
В процессе производства между людьми складываются различные отношения. Отношения, обусловленные технологическим разделением труда, его специализаций (отношения между цехами предприятия, рабочими разных профессий) –это производственно-технологические отношения. Они непосредственно определяются техникой, технологией и организацией производства.
Отношения общественно-производственные –это,прежде всего, отношения собственности. Они зависят от того, как распределены в обществе средства производства, как решается проблема собственности на основные средства производства. Отношения собственности – ядро производственных отношений, так как они определяют цель производства и его внутренние законы (стимулы и движущие силы).
В способе производства обе его стороны подчинены закону соответствия и взаимодействия. При этом ведущую роль играют производительные силы. В целом именно способ производства является главным компонентом системы, образует качественную определенность общественно-экономической формации, отличие одной формации от другой.
Помимо указанных элементов, в формацию входят базис и надстройка.
Производственные отношения и составляют реальный базис всего общества.
В надстройку входят юридические и политические отношения, правосознание, политическое сознание, мораль и т.д.