На чертеже (рис,2.7) показана часть коробки отбора мощности автомобиля, которая устанавливается в тех случаях, когда автомобиль имеет дополнительные агрегаты, получающие привод от двигателя.
Блок зубчатых колес 2 смонтирован на оси 1 на игольчатом подшипнике. Неподвижность оси 1 в корпусе D1 обеспечивается штифтом 4.
На конце вала 8 установлено по D2 с точным центрированием зубчатое колесо 7, имеющее шпоночное соединение. Зубчатое колесо 5 перемещается вдоль шлицевой части вала 8. Шлицы в отверстии зубчатого колеса закаливаются. Зубчатые передачи среднескоростные, закалённые венцы, допустимый нагрев до +60 ºС, корпус силуминовый с допустимым нагревом до +55 ºС.
Отбор мощности производится с вала 8, смонтированного на 2-х конических роликовых подшипниках 6. Подшипники качения 6 испытывают умеренные толчки и вибрации, имеют перегрузки до 300%.
Управление коробкой осуществляется водителем из кабины посредством рычага, который перемещает шток 9 в пределах, ограниченных фиксаторами 11. Зазор между штоком 9 и корпусом 16 по D3 оговорен заданием. На шток 9 установлены защитные гайки 10 и 13, имеющие резьбу с мелким шагом и нормальной длиной свинчивания.
Между крышкой 15 и подшипником предусмотрен тепловой зазор, величина которого обеспечивается расчетом размерной цепи, состоящей из следующих звеньев:
A1 и A5– высота буртиков крышек;
A2 и A4 – толщина прокладок;
A3 – корпусной размер;
A6 и A8 – монтажная ширина конических подшипников;
A7 – длина ступени вала.
Таблица 2.7
Исходные данные к рисунку 2.7
№ варианта | Гладкие цилиндрические соединения | Подшипники качения | Шпоночное соединение | |||||||||||||||||||||||||||||||
D 1 | D 2 | D 3 | S max | S min | Отв. | № поз | Условное обозначение | Радиальная нагрузка кН | d | b | ||||||||||||||||||||||||
мм | мкм | мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7207А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6-7308А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4,5 | 7209А | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6-7207А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6-7509А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7310А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4,5 | 7506А | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3,5 | 7307А | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6-7209А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7206А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ варианта | Шлицевое соединение | Резьбовое соединение | Зубчатая передача | |||||||||||||||||||||||||||||||
Z | d | D | № поз | Обозна-чение резьбы | d2 изм | Da/2пр | Da/2лев | № поз | a | m | Z | V м/с | ||||||||||||||||||||||
мм | мм | мкм | мин | мм | ||||||||||||||||||||||||||||||
М33х1 | 31,9 | +2 | -8 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М33х2 | 31,5 | -4 | +6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М36х1 | 34,8 | -4 | +12 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М8 | 7,12 | -5 | +5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М10 | 8,9 | -2 | +6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М42х1 | 40,9 | +8 | -4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М36х2 | 34,6 | +6 | -5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М33х1 | 31,9 | +10 | -6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М8 | 7,10 | +5 | -8 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М42х1 | 41,0 | -8 | +10 | |||||||||||||||||||||||||||||||
№ варианта | Размерная цепь, размеры в мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||
АDmax | АDmin | A1=A5 | A2=A4 | A3 | A6=A8 | A7 | ||||||||||||||||||||||||||||
3,5 | 1,0 | 1,0 | 18,25±0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3,0 | 0,5 | 1,5 | 25,25±0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2,8 | 0,5 | 2,0 | 20,75±0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3,2 | 0,8 | 2,0 | 18,25±0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2,8 | 0,6 | 2,0 | 24,75±0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3,5 | 1,0 | 2,0 | 29,25±0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2,5 | 0,5 | 1,5 | 21,25±0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2,8 | 0,3 | 1,5 | 22,75±0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2,5 | 0,5 | 1,5 | 20,75±0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3,5 | 0,8 | 1,0 | 17,25±0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2.8. ЧАСТЬ КОРОБКИ ПЕРЕМЕНЫПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ
|
|
На чертеже (рис.2.8) изображена часть коробки перемены передач автомобиля, которая имеет несколько пар зубчатых колес, вводимых в зацепление в разных сочетаниях для изменения крутящего момента и скорости.
С помощью вилки 4 производится переключение 1, 2, 3, 4 передач. Вилка 4 закреплена неподвижно болтами с нормальной длиной свинчивания на штоке переключения передач 3, который рычагом свободно перемещается вдоль оси в отверстиях D3 корпуса коробки передач. Предельные значения зазора даны в задании.
Промежуточный вал 13 с блоком шестерен свободно вращается в подшипниках.
Крышка 1 подшипника 2 крепится к корпусу болтами 15 с нормальной длиной свинчиванияи по размеру D2 сопрягается с основным корпусом, обеспечивается точное центрирование.
Подшипники качения испытывают толчки и вибрации и при работе имеют перегрузки до 300%, режим работы тяжелый.
Шпоночное соединение используется при установке зубчатого колеса 9 на вал 13; по D1 обеспечивается хорошее центрирование.
|
Зубчатые колёса 12 и 14 имеют направляющую шпонку. Зубчатые передачи среднескоростные имеют закалённые венцы и могут нагреваться до +65º С, а корпус силуминовый с нагревом до +50º С.
Гайка 11 имеет короткую длину свинчивания. Болт 10 с нормальной длинной свинчивания.
Зазор между ступицей зубчатого колеса 9 и торцом наружного кольца подшипника 8 указан в задании и обеспечивается на производстве согласно расчету размерной цепи.
Размерная цепь состоит из следующих звеньев:
A1 – ширина ступицы зубчатого колеса 9;
A2 – длина ступени вала-шестерни 13;
A3 – высота стопорного кольца;
A4 и А8 – ширина подшипников;
A5 – размер корпуса;
A6 –толщина прокладки;
A7– высота крышки корпуса;
Примечание: шлицевое соединение на чертеже не показано, принять, что шлицы в отверстии колеса не закаливаются, соединение неподвижное.
Таблица 2.8
Исходные данные к рисунку 2.8
№ варианта | Гладкие цилиндрические соединения | Подшипники качения | Шпоночное соединение | |||||||||||||||||||||||||||||
D 1 | D 2 | D 3 | S max | S min | Отв. | № поз | Условное обозначе- ние | Радиальная нагрузка, кН | d | b | ||||||||||||||||||||||
мм | мкм | мм | ||||||||||||||||||||||||||||||
3,5 | 10,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4,0 | 6-80206 | 9,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,0 | 13,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4,5 | 5-80208 | 12,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,0 | 14,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4,5 | 6-60108 | 10,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
4,0 | 11,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5,0 | 5-60208 | 10,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
4,5 | 14,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 4,0 | 15,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Шлицевое соединение | Резьбовое соединение | Зубчатая передача | ||||||||||||||||||||||||||||||
Z | d | D | № поз. | Обозн. резьбы | d2 изм | DР п | Da/2пр | Da/2лев | № поз. | а | m | Z | V, м/с | |||||||||||||||||||
мм | мм | мкм | мин | мм | ||||||||||||||||||||||||||||
М8 | 7,12 | +30 | 3,5 | |||||||||||||||||||||||||||||
М10 | 8,86 | +8 | +2 | 3,5 | ||||||||||||||||||||||||||||
М12 | 10,76 | +3 | +5 | 3,5 | ||||||||||||||||||||||||||||
М16 | 14,53 | -2 | +2 | 3,5 | ||||||||||||||||||||||||||||
М20 | 18,35 | +3 | -5 | 3,5 | ||||||||||||||||||||||||||||
М22´1 | 21,25 | +5 | -5 | 4,0 | ||||||||||||||||||||||||||||
М24´1 | 23,27 | +6 | -4 | 4,0 | ||||||||||||||||||||||||||||
М22´1 | 21,3 | -8 | +2 | 4,0 | ||||||||||||||||||||||||||||
М27´1,5 | 25,76 | -10 | +10 | 4,0 | ||||||||||||||||||||||||||||
М24´1,5 | 22,88 | -20 | +30 | 4,0 | ||||||||||||||||||||||||||||
№ варианта | Размерная цепь, размеры в мм | |||||||||||||||||||||||||||||||
АDmin | АDmax | А1 | А2 | А3 | А5 | А6 | А7 | А4= А8 | ||||||||||||||||||||||||
5,3 | 2,4 | 17-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,5 | 2,5 | 16-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,3 | 2,4 | 18-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,5 | 2,6 | 17-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,5 | 2,5 | 18-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,6 | 2,6 | 18-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,4 | 2,4 | 15-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,5 | 2,5 | 18-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,6 | 2,6 | 16-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5,5 | 2,5 | 12-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. 9. ЧАСТЬ КОРОБКИ СКОРОСТЕЙ МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО СТАНКА
На чертеже (рис2.9) представлена часть коробки скоростей металлорежущего станка. Вращение с вала 1 на вал 13 обеспечивается зубчатой передачей, состоящей из колёс 5 и 15. Зубчатые колёса установлены на валы с помощью шпоночных соединений, обеспечивающих точное центрирование по диаметру D2. Зубчатые передачи скоростные, стальные, закаленные, могут нагреваться до температуры +70° С. Корпус 8 (станина) из чугуна и нагревается не более, чем до +30º С. Крышки подшипников крепятся к станине болтами 17 и 12 с нормальной длиной свинчивания.
Подшипник 7 установлен в корпус 8 с помощью стакана 6, который точно сцентрирован в отверстии D1 корпуса и крепится болтами с потайными головками и нормальной длиной свинчивания.
Осевое перемещение подшипника 3 ограничено втулкой 4, установленной на вал с гарантированным зазором по D3, величина которого оговорена заданием. Гайки 16 имеют короткую длину свинчивания.
Шлицевое соединение на чертеже не показано. Принять, что шлицевое соединения подвижное и шлицы в отверстии закаливаются.
Подшипники работают в нормальном режиме, толчки и вибрации умеренные, допускается перегрузка до 150%.
Относительное осевое смещение торцов зубчатых колёс 5 и 15 обеспечивается путём расчёта размерной цепи.
Размерная цепь состоит из следующих звеньев:
A1 – размер на валу;
A2 – ширина подшипника 3;
A3 – глубина расточки в корпусе 8;
A4 – корпусный размер;
A5 – размер глубины расточки в корпусе;
A6 – ширина распорной втулки;
A7 - ширина ступицы зубчатого колеса 15;
Таблица 2.9
Исходные данные к рисунку 2.9
№ варианта | Гладкие цилиндрические соединения | Подшипники качения | Шпоночное соединение | |||||||||||||||||||||||||||||
D 1 | D 2 | D 3 | N max | N min | Вал | № поз | Условное обозначение | Радиальная нагрузка, кН | d | b | ||||||||||||||||||||||
мм | мкм | мм | ||||||||||||||||||||||||||||||
6-204 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6-305 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
№ варианта | Шлицевое соединение | Резьбовое соединение | Зубчатая передача | |||||||||||||||||||||||||||||
Z | d | D | № поз. | Обозн. резьбы | d2 изм | DР п | Da/2пр | Da/2лев | № поз. | а | m | Z | V, м/с | |||||||||||||||||||
мм | мм | мкм | мин | мм | ||||||||||||||||||||||||||||
М24х1 | 22,3 | +10 | -5 | |||||||||||||||||||||||||||||
М8 | 7,16 | +15 | ||||||||||||||||||||||||||||||
М6 | 5,23 | +5 | -5 | |||||||||||||||||||||||||||||
М42х2 | 40,6 | -15 | +5 | |||||||||||||||||||||||||||||
М6 | 5,15 | +5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
М8 | 6,98 | +8 | -10 | |||||||||||||||||||||||||||||
М36х1,5 | 34,9 | +15 | -10 | |||||||||||||||||||||||||||||
М10 | 9,02 | +12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
М8 | 7,1 | -10 | ||||||||||||||||||||||||||||||
М56х3 | 53,9 | +12 | -10 | |||||||||||||||||||||||||||||
№ варианта | Размерная цепь, размеры в мм | |||||||||||||||||||||||||||||||
ADmax | ADmin | A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | A6 | A7 | ||||||||||||||||||||||||
+1,8 | -1,8 | 20-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
+1,5 | -1,5 | 20-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
+1,85 | -1,85 | 21-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
+1,75 | -1,75 | 23-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
+1,9 | -1,9 | 23-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
+2,0 | -2,0 | 20-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
+1,0 | -1,0 | 33-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
+1,75 | -1,75 | 25-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
+1,6 | -1,6 | 20-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
+1,7 | -1,7 | 28-0,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2.10. РЕДУКТОР МУНДШТУЧНОЙ СТЕРЖНЕВОЙ МАШИНЫ
На чертеже (рис.2.10) представлен редуктор, который является частью мундштучной стержневой машины, предназначенной для изготовления стержней постоянного сечения.
Вращение редуктору передаётся электродвигателем на шкив 12 через клиноременную передачу. Шкив закреплён на валу 11 с помощью шлицевого соединения и 2-х гаек 13 с мелким шагом и короткой длиной свинчивания. Шлицы в отверстии шкива не закаливаются.
На концах вала 18 на шлицах установлена смотровая муфта 4, в которую по диаметру D 1 запрессован палец 1, закреплённый гайкой 22 с короткой длинной свинчивания. Головка шатуна 2 имеет гайку 3 с увеличенной длиной свинчивания, необходимой для регулировки хода шатуна. Шлицы в отверстии муфты не закаливаются.
Вращение с вала 11 на вал 18 передаётся с помощью косозубой зубчатой передачи, состоящей из колёс 9 и 19. Зубчатые колёса на валы установлены с помощью шпоночных соединений и имеют хорошее центрирование по D 2. Зубчатые передачи скоростные, выполнены из закаливаемых марок сталей и могут нагреваться до температуры +60 º С. Корпус редуктора 8 и крышка (на рисунке не показана) выполнены из серого чугуна и нагреваются не более, чем до +30 º С.
Валы 18 установлены на опоры из радиально-упорных подшипников. Подшипники при работе имеют перегрузку до 150% вибрации умеренные, режим работы нормальный. Крышки подшипников крепятся болтами 5 с нормальной длиной свинчивания (по 4 штуки на каждую крышку) к корпусу. В крышках находятся уплотнительные кольца 14, необходимые для удержания смазки.
В корпусе 8 между подшипниками установлена втулка по D 3 с зазором, величина которого оговорена заданием. При расчёте посадки учесть, что по этому диаметру выполнена посадка наружных колец подшипников.
Между крышкой 15 и подшипником 16 предусмотрен тепловой зазор, величина которого обеспечивается расчётом размерной цепи, состоящей из следующих звеньев:
A1 и A5 – высота буртиков крышек;
A2 и A4 – толщина посадок;
A3 – размер корпуса;
A6, A7, A9 – монтажная высота подшипников;
A8 – размер ступени вала.
Таблица 2.10
Исходные данные к рисунку 2.10
№ варианта | Гладкие цилиндрические соединения | Подшипники качения | Шпоночное соединение | ||||||||||||||||||||||||||||||
D 1 | D 2 | D 3 | S max | S min | Отв. | № поз | Условное обозначение | Радиальная нагрузка, кН | d | b | |||||||||||||||||||||||
мм | мкм | мм | |||||||||||||||||||||||||||||||
15,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
18,7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3,5 | 6-36208 | 20,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
16,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4,5 | 45,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6-36210 | 12,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5,5 | 32,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
26,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3,5 | 6-36207 | 20,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 30,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Шлицевое соединение | Резьбовое соединение | Зубчатая передача | |||||||||||||||||||||||||||||||
Z | d | D | № поз. | Обозн. резьбы | d2 изм | DР п | Da/2пр | Da/2лев | № поз. | а | m | Z | V, м/с | ||||||||||||||||||||
мм | мм | мкм | мин | мм | |||||||||||||||||||||||||||||
М18 | 16,97 | +5 | -3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
М8 | 7,15 | -6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М16х1 | 15,08 | +8 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М20 | 18,18 | -6 | +3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
М18х2 | 16,6 | +5 | -2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
М6 | 5,25 | +6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
М30х2 | 28,5 | +10 | -5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
М10 | 9,75 | +2 | -3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
М12х1 | 11,28 | +4 | -1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
М16 | 14,67 | -6 | +3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
№ вариан-та | Размерная цепь, размеры в мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||
АDmax | АDmin | А1= А5 | А2= А4 | А3 | А6= А7 | А8 | А9 | ||||||||||||||||||||||||||
3,5 | 0,5 | 1,5 | 16-0,25 | 16-0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||
3,0 | 0,3 | 2,0 | 31-0,35 | 31-0,35 | |||||||||||||||||||||||||||||
3,0 | 0,4 | 1,5 | 18-0,25 | 18-0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||
3,7 | 0,5 | 2,0 | 19-0,45 | 19-0,45 | |||||||||||||||||||||||||||||
3,8 | 0,6 | 1,5 | 23-0,45 | 23-0,45 | |||||||||||||||||||||||||||||
3,0 | 0,5 | 1,0 | 20-0,25 | 20-0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||
3,8 | 0,4 | 2,0 | 19-0,45 | 19-0,45 | |||||||||||||||||||||||||||||
3,5 | 0,5 | 1,5 | 18-0,25 | 18-0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||
3,0 | 0,4 | 2,0 | 17-0,25 | 17-0,25 | |||||||||||||||||||||||||||||
3,7 | 0,5 | 2,0 | 27-0,45 | 27-0,45 | |||||||||||||||||||||||||||||
2.11. ЧАСТЬ УЗЛА ВКЛЮЧЕНИЯ КРИВОШИПА ПРЕССА
На чертеже (рис.2.11) изображена часть узла включения кривошипа пресса. При включении муфты 17 шкив 15 посредством клиноременной передачи вращается вокруг неподвижного вала 19 на двух шариковых подшипниках 18.
При включенной муфте шкив вращается вместе с валом. Шкив 15 установлен с небольшим зазором на полумуфте 16 и дополнительно закреплен болтами. Гарантированный зазор по D 3 оговорен заданием.
На конце вала 19 находится зубчатое колесо 5, установленное по диаметру D 1 на две диаметрально расположенные шпонки. Осевое перемещение колеса 5 ограничено по торцу вала шайбой и болтом 6 с мелким шагом и нормальной длиной свинчивания.
Зубчатые передачи тихоходные, колеса выполнены из стали, не закаливаются, так как работают в условиях окружающей среды с температурой от +10 º С до + 30 º С.
Зубчатое колесо 9 смонтировано на шлицевом валу 10, шлицы в отверстии не закаливаются. С колеса 9 движение передаётся ползуну пресса (на рис. не показано).
В корпус 1 установлен стакан 3, который точно сцентрирован по отверстию D2 в корпусе и закреплён болтами 8 с нормальной длиной свинчивания. Радиально-упорные подшипники 4 и шариковые подшипники 18 фиксируются на валу 19 с помощью втулки 13.
Подшипники работают в тяжёлом режиме, толчки и вибрации значительные, допускаются перегрузки до 300%.
Тепловой зазор между крышкой 2 и подшипником 4 обеспечивается расчётом размерной цепи, состоящей из следующих звеньев:
A1 – размер до фланца крышки 2;
A2 – толщина прокладки 11;
A3 – глубина расточки в стакане 3;
A4 и A6 – монтажная высота подшипников 4;
A5 – высота распорной втулки 12.
Таблица 2.11
Исходные данные к рисунку 2.11