ТЕМА 2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.Финансовый механизм управления организацией, его подсистемы и элементы
2. Источники формирования финансовых ресурсов организации
3.Информационная база ф.м. Состав и содержание финансовой отчётности предприятия
Финансовый механизм управления организацией, его подсистемы и элементы
Финансовый механизм – это совокупность специальных финансовых рычагов и финансовых методов, систем нормативно-правового и информационного обеспечения, приводящих в движение финансовые ресурсы предприятий и осуществляющих воздействие на качество их финансовой работы.
Финансовые методы – это способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс.
Фин. методы действуют в двух направлениях:
-по линии управления движением финансовых ресурсов;
-по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных доходов.
Финансовые рычаги – это приём действия финансового метода. Финансовыми рычагами являются прибыль, дивиденды, паевые инвестиции и.т.д.
С помощью финансовых рычагов решаются следующие основные задачи:
1.регулирование уровня финансовых ресурсов, аккумулируемых в сфере материального производства.
2.обеспечение соблюдения предприятиями правовой и договорной дисциплины.
3.материальное стимулирование развития производства.
4.регулирование внутрипроизводственных пропорций распределения денежных средств предприятия.
5.регулирование инвестиционных и инновационных процессов на предприятии.
Источники формирования финансовых ресурсов организации
Под источниками финансирования понимаются существующие и ожидаемые источники получения финансовых ресурсов, а также организационные формы финансирования.
Источники финансирования можно классифицировать по нескольким основным критериям:
· По отношениям собственности (собственные и заемные источники финансирования)
· По видам собственников (государственные ресурсы, средства юридических и физических лиц)
· По временным характеристикам (краткосрочные, долгосрочные, бессрочные).
В основе экономики рыночного типа на уровне организации лежит пятиэлементная система финансирования, включающая:
· Самофинансирование (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, резервный капитал, добавочный капитал);
· Акционерное или долевое финансирование (участие в уставном капитале, покупка акций и т.д.);
· Заемное финансирование (банковские кредиты, размещение облигаций, лизинг и пр.);
· Бюджетное финансирование (кредиты на возвратной основе из федерального, региональных и местных бюджетов, ассигнования из бюджетов всех уровней на безвозмездной основе, целевые федеральные инвестиционные программы и т.д.);
· Особые формы финансирования (проектное финансирование, венчурное финансирование, финансирование с привлечение иностранного капитала).
3.Информационная база финансового менеджтента Состав и содержание финансовой отчётности предприятия
Информационное обеспечение управления финансами предприятия включает 5 блоков:
1. информация регулятивно-правового характера (Конституция, ГК, основные законодательные акты, Постановления и распоряжения правительства, указы Президента).
2. Финансовая информация нормативно-справочного характера (нормативные документы гос. Органов: документы Мин-ва финансов, ЦБ РФ, ФКЦБ и пр.).
3. Бух. Отчётность.
4. Статистическая информация. Сведения финансового характера, публикуемые органами гос. Статистики, биржами и специализированными информационно-аналитическими агентствами в Стат. Сборниках и в интернете.
5. Несистемные данные – сведения не имеющие непосредственного отношения к информации финансового характера, т.е. генерируемые вне какой-либо устойчивой системы. (информация в ходе личных контактов, данные СМИ).
Основным источником информации для управления финансовым состоянием предприятия является финансовая отчетность, представляющая собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия. Финансовая отчетность составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей счетов бухгалтерского учета. Для этого первоначально бухгалтерией и финансовой службой предприятия уточняется оценка активов и пассивов, проводится начисление всех необходимых сумм, предусмотренных стандартами бухгалтерского учета, образовываются соответствующие резервы и фонды, списываются по назначению расходы отчетного периода, отражаются полученные доходы. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего периода функционирования предприятия.
Информационная база финансового состояния включает в основном бухгалтерскую отчетность, которая состоит из бухгалтерского баланса с приложениями, а также различные декларации по налогам и финансовым платежам.
Если в условиях плановой экономики бухгалтерская информация предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, банку и территориальному органу статистики), то в настоящее время ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений:
1) лица, непосредственно связанные с предпринимательством, то есть менеджеры и различные работники руководящего звена, включая бухгалтеров;
2) лица, непосредственно не занятые на предприятиях, но имеющие прямой финансовый интерес – акционеры, инвесторы, различные кредиторы, контрагенты;
3) лица, имеющие косвенный финансовый интерес – различные финансовые институты, налоговые службы, органы статистики, профсоюзы.
Все пользователи бухгалтерской информации, прежде всего, ставят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать выводы о направлении деятельности. Экономисты отмечают недостаточное соответствие содержания информационной базы как целям и задачам финансового анализа, так и требованиям международных стандартов. Одной из сложных проблем оптимизации содержания информационной базы является приведение в соответствие с международными и отечественными стандартами бухгалтерского учета, отчетности, законодательной базы, в основе которых прежде всего лежат принципы открытости и доступности информации.
Основными документами, используемыми для проведения анализа финансового состояния предприятия, является бухгалтерская отчетность, включающая:
· бухгалтерский баланс (форма № 1);
· отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
· отчет об изменениях капитала (форма № 3);
· отчет о движении денежных средств (форма № 4);
· приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
· отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Данные бухгалтерской отчетности предприятия должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.
Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, - это следствие следующих требований, предъявляемых к ее составлению:
· полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в текущем году;
· правильность отнесения доходов и расходов в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
· тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам на счетах по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;
· соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики.
Основой бухгалтерской отчетности предприятия является бухгалтерский баланс,который представляет собой сводную двустороннюю таблицу всех бухгалтерских счетов предприятия.