2.4. Перед отправлением с конечной станции в парк технически неисправного вагона (поезда), водитель обязан:
- записать заявку на устранение неисправности в книге поезда;
- произвести отметку в путевом листе у диспетчера конечной станции, где должны быть указаны пункт отправки в парк и маршрут следования. Отметка в путевом листе заверяется диспетчером.
2.5 В случае возникновения неисправности вагона (поезда) во время движения по маршруту и необходимости следовать в парк для ремонта, водитель обязан:
- сообщить на ЦДС или ближайшему линейному работнику о возникшей неисправности и необходимости следовать в парк для ремонта;
- с соблюдением всех требований безопасности произвести высадку пассажиров;
2.6. Скорость движения при проезде обязательных остановок не должна превышать 5 км/час.
2.7. Скорость движения вагона (поезда) при неработающем стеклоочистителе в дождливую или снежную погоду не более 10 км/час;
2.8. При следовании в парк на одной паре двигателей включение контроллера производится с большей выдержкой на каждой ходовой позиции, а также максимально используется режим выбега.
2.9. После постановки неисправного вагона (поезда) в парк, водитель обязан сдать книгу поезда мастеру депо, а путевой лист – диспетчеру парка и далее действовать по их указаниям.
2.10. Правила движения поезда «М+М» при неисправности второго вагона:
- при технической неисправности силовой цепи или цепи управления второго вагона, водитель должен следовать до ближайшей конечной станции или в парк, при этом второй вагон должен идти, как прицепной (опущен токоприемник, выключен автомат и РУМ).
Направление неисправного вагона (поезда) в парк своим ходом с обязательным сопровождением бригадой АВС.
3.1. Неисправный вагон (поезд) направляется до ближайшей конечной станции или в парк своим ходом, но в сопровождении бригады АВС и с постановкой, при необходимости, на аварийную тележку в следующих случаях:
- при изломе стяжных болтов или разрушении резиновых вкладышей;
- при стопорении колесной пары;
- при изломе оси колесной пары;
- при разрушении основных элементов тележки вследствие схода вагона с рельсов;
- при больших повреждениях кузова вагона вследствие ДТП или аварий.
3.2. Перед отправлением неисправного вагона (поезда) в парк с конечной станции или с линии водитель обязан выполнить требования п.п. 2.4 и 2.5. настоящего Руководства и сообщить на ЦДС или линейному работнику о необходимости прибытия бригады АВС.
3.3. При следовании неисправного вагона (поезда) в парк в сопровождении бригады АВС водитель обязан выполнять указания бригадира или специально назначенного лица из состава бригады АВС.
3.4. При следовании в парк водитель руководствуется п.п. 2.6.-2.9. настоящего Руководства.
3.5. При эксплуатации поезда «М+М» и возникшей технической неисправности цепи управления первого вагона водитель должен следовать до ближайшей конечной станции или в парк, управляя из второго вагона. В такой ситуации сопровождение неисправного поезда бригадой АВС ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Направление неисправного вагона (поезда) в парк на буксире с обязательным сопровождением бригадой АВС.
Предупреждение. Следование неисправного вагона (поезда) до ближайшей конечной станции или в парк на буксире без сопровождения бригадой АВС КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО.
4.1. Направление неисправного вагона (поезда) до ближайшей конечной станции или в парк на буксире осуществляется в следующих случаях:
- при изломе токоприемника, износе контактной вставки, срабатывании страховочной вилки;
- при коротком замыкании или обрыве электрической цепи, исключающей возможность самостоятельного движения;
- при заедании рукоятки контроллера водителя на ходовых или тормозных позициях;
- при выходе из строя двух видов тормозов одновременно;
- при выходе из строя цепей управления;
- после ДТП или возгорания, если вагон (поезд) не может двигаться своим ходом или имеет большие повреждения кузова или механического оборудования;
- при сообщении пассажиров о том, что в вагоне «бьет током»;
4.2. Сцепка и буксировка вагонов производится в строгом соответствии с «Инструкцией по сцепке и буксировке трамвайных вагонов», изложенной в Приложении №2 «Должностной инструкции водителя трамвая Санкт-Петербурга».
4.3. Перед отправлением неисправного поезда с конечной станции или с линии в парк на буксире, водитель обязан выполнить п.п.2.4 и 2.5. настоящего Руководства.
4.4. При неисправности обоих вагонов в поезде «М+М», когда управление поездом невозможно, его следует брать на буксир.
4.5. Скорость движения при буксировке не более 15 км/час.
5. Буксировка неисправного вагона с конечной станции в парк с использованием сил и средств трамвайного парка.
5.1. Водитель, направляемый из парка на служебном вагоне для буксировки неисправного вагона с конечной станции в парк, обязан:
- произвести приемку и включение служебного вагона в полном соответствии с «Инструкцией по приемке вагонов»;
- получить комплект документов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на данный служебный вагон;
- получить разрешение на выезд (отправку) и указания о маршруте следования у диспетчера парка;
- по прибытии на конечную станцию явиться к диспетчеру для производства отметки о прибытии в путевом листе и получения разрешения на производство работ по сцепке и буксировке;
- произвести сцепку в строгом соответствии с «Инструкцией по сцепке и буксировке вагонов»;
- получить разрешение диспетчера конечной станции на выезд (отправку) и указания по маршруту следования;
- во время движения соблюдать скоростные режимы (скорость движения не более 15 км/час, проезд обязательных остановок – не более 5 км/час)
- по прибытии в парк водитель действует в соответствии с указаниями диспетчера парка.
За пятую неделю стажировки:
1. Постоянно работать над совершенствованием навыков работы на линии, полученных за период стажировки.
2. Правильно оформлять возможные факты ДТП, несчастных и аварийных случаев, сообщать о них СДДО СД, вызывать сотрудников ГИБДД, скорую медицинскую и техническую помощь.
3. Производить сцепку и буксировку вагонов.
4. Грамотно действовать в аварийных ситуациях.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
1. Началась последняя неделя стажировки, поэтому требовательность водителя-инструктора к стажеру по всем вопросам работы на линии должна быть значительно более высокой. Необходимо напомнить стажеру квалификационные требования к рабочей профессии «Водитель трамвая 3 разряда (3 класса)», которые изложены в параграфе 891 “Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих”, утвержденного Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР в 1988 году:
· “ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ. Управление трамвайными поездами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве с соблюдением расписания и правил безопасности движения в депо и на линии. Проведение сцепки поездов для буксировки и управление буксирующим поездом. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов. Устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей. Оформление и подача заявок на устранение неисправностей подвижного состава. Объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты проезда.
· ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: устройство, принцип действия и возможные неисправности трамвайных вагонов и их оборудования, правила дорожного движения, технической эксплуатации и пользования наземным общественным транспортом, особенности вождения трамвая в осенне-зимних условиях, порядок работы при бескондукторном обслуживании пассажиров; профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута; порядок эксплуатации подвижного состава на участках с тяжелыми условиями движения; порядок оформления поездной документации; периодичность осмотра и ремонтов трамвайных вагонов».
Перед стажером должна быть поставлена задача: по окончании стажировки его профессиональные навыки должны соответствовать этим квалификационным требованиям.
2. В процессе обучения стажера на пассажирском подвижном составе могут не сложиться условия для практической отработки данных вопросов. Поэтому по данным вопросам целесообразно рассказать практические примеры и на них показать, как необходимо действовать в той или иной ситуации в период работы на линии.
3. Рассматривая вопрос сцепки и буксировки вагонов, необходимо напомнить стажеру правила техники безопасности при сцепке, обратив особое внимание на производство сцепки при нахождении вагонов на подъеме или спуске. Если в период обучения стажера в Учебном комбинате на полигонных занятиях не отрабатывался вопрос о сцепке вагонов с использованием сцепного прибора типа «Труба», необходимо рассказать о правилах сцепки с использованием «Трубы», особо подчеркнув, что сцепка производится с подачей исправного вагона назад. Порядок сцепки вагонов с использованием съемного сцепного прибора типа «Труба» изложен в ст. 2.5. «Инструкции по сцепке и буксировке трамвайных вагонов» (приложение № 2 к ДИ):
«Пункт 2. 5. Сцепка вагонов специальными приборами типа «Труба».
Пункт 2. 5. 1. Проверить исправность сцепного прибора типа «Труба».
Пункт 2. 5. 2. Приготовить съемный аварийный сцепной прибор (трубу), штырь и провод межпоездной аварийной связи.
Пункт 2. 5. 3. Надеть «Трубу» на штангу неисправного вагона до упора.
Пункт 2. 5. 4. Дать команду водителю исправного вагона (поезда): «На сцепку!».
Пункт 2.5.5. Водитель исправного вагона (поезда) должен громко объявить: «Подаю на сцепку!».
Пункт 2.5. 6. Дать предупредительный сигнал звонком, убедившись в безопасности движения, подать свой вагон вперед со скоростью не более 5 км/час. к неисправному вагону и на расстоянии 1,5 метра остановить вагон, рукоятку реверсора поставить на «СТОП».
Пункт 2. 5. 7. По команде водителя неисправного вагона (сцепщика) подать вагон вплотную к «Трубе».
Пункт 2. 5. 8. Водитель неисправного вагона (сцепщик) совмещает «Трубу» со штангой исправного вагона и протаскивает ее вручную на штангу исправного вагона так, чтобы совпали отверстия для установки штырей на штанге неисправного вагона и на «Трубе», после чего закрепляет «Трубу» штырем.
Пункт 2.5. 9. По сигналу водителя неисправного вагона (сцепщика), водитель исправного вагона подает свой вагон «НАЗАД» путем кратковременного включения контроллера водителя на первую ходовую позицию и выключения на «СТОП», т.е. толчками, до команды водителя-сцепщика «СТОП».
Пункт 2.5.10. Водитель неисправного вагона (сцепщик) ломиком совмещает отверстия штанги и «Трубы» на исправном вагоне и вставляет штырь.
4. Подробно рассматривая вопрос о действиях водителя в аварийных ситуациях, которые могут произойти во время работы на линии, водитель-инструктор должен напомнить стажеру требования главы 4 «Должностной инструкции водителя трамвая Санкт-Петербурга», которая так и называется – АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ. На примерах из практики стажеру необходимо разъяснить действия водителя при ДТП, при возгорании на вагоне, в ситуации, когда поступает жалоба от пассажира, что в вагоне «бьет током». Практически отработать такие ситуации в период стажировки сложно, лучше пусть они никогда на вагонах не происходят. В то же время отдельные аварийные ситуации можно подробно разобрать теоретически и отработать практически (например, во время нулевого или паркового рейсов, а также при текущей работе на линии). К таким ситуациям можно отнести проезд неисправного участка контактной сети с опусканием токоприемника, движение вагона на одной паре ТЭД и в режиме аварийного пуска, проезд неисправного пера стрелки с предварительным закладыванием его деревянным вкладышем. Стажеру необходимо обязательно показать, как:
· заложить неисправную створку ширмовой двери;
· растормозить вагон вручную путем перекрытия подачи сжатого воздуха к вентилю дотормаживания и спуска воздуха путем нажатия кнопки в верхней части ЭПВ;
· открыть дверь вагона путем нажатия на кнопку ЭПВ привода дверей;
· возвратить опрокинутую каретку пантографа в исходное положение при использовании вагонов, оборудованных токоприемником ТПБ-0000;
· пользоваться системой автономного хода для вывода вагона с обесточенного участка контактной сети;
· произвести ручное снятие стояночного тормоза на вагонах, оборудованных комбинированным тормозным цилиндром;
· установить противооткатный башмак при длительной остановке вагона на уклонах;
· пользоваться порошковым огнетушителем;
Стажеру необходимо оказать помощь в анализе ситуаций и составлении индивидуального плана действий (ИПД) по поиску неисправности в ситуации «Вагон не идет с места после остановки», используя при этом учебное пособие УКК.