Выразительное чтение и рассказывание как виды речевой деятельности. Требования к выразительному чтению и рассказыванию учителя.




Практикум

по выразительному чтению (тема 3.3 Выразительное чтение и рассказывание в детской аудитории)

по специальности 050146

«Преподавание в начальных классах»

 

 

Красноярск 2014

 

 

Утверждены: научно-методическим советом   __________ Е.А. Чувашева   «» __________2014г.     Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для специальности 050146    

 

Одобрены: Предметно-цикловой комиссией Преподавание по программам начального общего образования Председатель: Канина А.Г.     «» 2014г  
    Составитель: Абраменко И.А., преподаватель    
    Рецензент: Канина А.Г.      

 

 

Содержание:

Пояснительная записка 4

Практическое занятие 1. Выразительное чтение и рассказывание как виды

речевой деятельности. Требования к выразительному чтению и рассказыванию учителя. 5

Практическое занятие 2. Дыхание, голос, дикция. Упражнения по

совершенствованию техники речи. 6

Практическое занятие 3. Компоненты интонации: логические ударения,

паузы, мелодика, темп. 12

Практическое занятие 4.Партитура текста. 14 Приложение 1 16 Приложение 2 22 Список литературы 23

 

 

Д анное пособие «Практикум по выразительному чтению» предназначено для организации практических занятий по выразительному чтению в рамках МДК№3 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» ПМ 1 Преподавание по программам начального общего образования. В сборнике указаны дидактические единицы темы 3.3 Выразительное чтение и рассказывание в детской аудитории, теоретическое содержание вопросов к практическим занятиям и упражнения в соответствии с темой занятия. Практические задания выполняются на основе текстов произведений из тем «Фольклор», «Русская детская литература 19 века», «Отечественная литература 20 века», «Зарубежная детская литература». Могут быть использованы тексты произведений (Приложение 1) из различных УМК по литературному чтению для начальных классов. Материалы по каждому практическому занятию включают содержание по теории дидактических единиц, отобранное из современных источников, и упражнения для отработки способов выразительного чтения. Практикум может быть использован в качестве рабочей тетради, т.к. задания по составлению партитуры текста и расстановке логических ударений, пауз могут выполняться каждым студентом персонально прямо в тексте Практикума. Материалы данного пособия будут полезны студентам и при организации работы по формированию у детей такого качества чтения, как выразительность, при подготовке уроков литературного чтения на разных видах практик.

 

Практическое занятие 1

Выразительное чтение и рассказывание как виды речевой деятельности. Требования к выразительному чтению и рассказыванию учителя.

Литературное произведение всякий раз оживает, когда чело­век открывает книгу и начинает ее читать. Чтение про себя более быстрое: мы не проговариваем слова полностью, угадывая по началу слова его продолжение. Но если мы читаем вслух, то каждое слово оживает и звучит, воздействуя на чувства слушателей.

Выразительное чтение – это воплощение литературно – художественного произведения в звучащей речи. Выразительно прочитать произведение – значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Слушая выразительное чтение, дети получают возможность проникнуть в самую суть произведения, учатся понимать внутренний мир героев. При чтении учителя вслух дети воспринимают произведение через его истолкование текста. Чтец не бывает равнодушен к тому, о чем читает. Он ведет слушателей за собой; силой своего умения, воли, посредством художественного слова он воздействует на слушателей, вызывая искренние чувства, настоящую взволнованность, желание наказать виновного, защитить слабого, укрыть от врагов беззащитного. Эту силу воздействия живого слова преподаватель использует в своей работе на уроках и вне класса.

Читая детям художественное произведение, учитель способствует развитию воображения учащихся, воспитывает их художественный вкус. Выразительное чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Одним из видов художественного слова учителя, разносторонне используемого в учебно–воспитательной работе с детьми, является рассказывание.

Рассказывание – ценнейший дидактический прием, применяемый учителем во многих случаях: при передаче литературно-художественного произведения, при сообщении научно-популярных сведений из различных областей знания или сведений о текущих событиях, полученных из газет, по радио, телевидению и др.

Между рассказыванием и выразительным чтением много общего. При выразительном чтении художественного произведения чтец передает его содержание как можно ближе к замыслу автора, исходя из идеи произведения. Он бережно хранит стиль речи писателя, композицию произведения. Чтобы произведение было лучше понято слушателями, эмоционально воспринято, чтец использует весь комплекс выразительных средств: главным образом интонацию, в известной степени мимику и жест. Те же требования предъявляются и к рассказчику при передаче содержания художественного произведения, если он передает произведение дословно, по тексту, иногда с раскрытой книги. Рассказчик же, передающий содержание произведения «от себя», учитывая условия рассказывания и характер аудитории, может более свободно отнестись к материалу рассказывания. Можно зафиксировать внимание на каком-то факте, выдвинуть на первое место определенную идею, сократить авторский текст, заменить в нем трудные для понимания слова более понятными, исключить статичные места в рассказе, ослабляющие внимание слушателей. При творческом рассказывании преподаватель самостоятельно подбирает материал, создает свою собственную ткань рассказа, сам выбирает языковые средства и форму изложения.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. При подготовке к чтению произведения учитель внимательно читает его, изучает его содержание, уясняет для себя, какова идея данного произведения и в чем его пафос, о каком круге жизненных явлений пойдет в нем речь, в каком порядке следует изложение событий, что за люди действуют в произведении. Очень важно выяснить и степень понятности произведения для слушателей. Именно содержание произведения точно определит и способы, какими следует пользоваться при передаче его детям.

Чтобы чтение произведения было действенным, надо верно определить задачу (образовательную и воспитательную).

То же можно сказать и о содержании и целях рассказывания. Только глубокое знание фактического материала, понимание его ценности могут привести к достижению цели.

Навыки устной речи должны быть закреплены путем специальных упражнений по развитию голоса, дыхания, дикции. К этим упражнениям надо возвращаться не однократно, а в случае необходимости – на каждом занятии.

Практические задания.

1.На основе прочитанного текста сформулируйте образовательное и воспитательное значение выразительного чтения и рассказывания учителя на уроке литературного чтения.

2.Для обнаружения собственных дефицитов в выразительном чтении выберите текст из Приложения 1, прочитайте его вслух перед аудиторией, проанализируйте чтение в соответствии с требованиями к выразительному чтению.

Практическое занятие 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: