Рассмотреть возможность:
1. При подготовке документов стратегического планирования, включая Стратегию пространственного развития Российской Федерации до 2035 г., учесть особенности и перспективы развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Российской Федерации, размещения производственных мощностей и трудоспособного населения в северных территориях Российской Федерации. Учитывать значение показателей эффективности деятельности предприятий при согласовании схем отраслевого размещения производительных сил в рамках формирования Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2035 г. Привлечь в этих целях представителей экспертного и научного сообщества северных регионов.
2. Поручить Министерству экономического развития Российской Федерации и другим заинтересованным ведомствам проработать изменения в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
– изменения, учитывающие, что транспортная составляющая цены контракта в районах Крайнего Севера может превышать 50% стоимости цены, и поставщик без соответствующего опыта может сорвать поставку товаров и привести к критической ситуации в районе поставки;
– изменения, позволяющие учитывать повышенную затратную нагрузку налоговых резидентов в северных регионах (например, учитывать возможность ценового преимущества для «северных» коммерческих предприятий и организаций по аналогии с нормами поддержки отечественных производителей по сравнению с зарубежными);
– изменения, позволяющие ограничить участие в конкурсах ГУПов и МУПов за счет существенного сокращения оснований для осуществления государственных и муниципальных закупок у единственного поставщика (возможно, путем создания и ведения реестра видов деятельности, по которым имеется право проведения государственных и муниципальных закупок у единственного поставщика только у субъектов малого бизнеса).
3. Подготовить поправки в Федеральный закон от 29.02.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации»:
– понижающие уровень затрат «якорного» инвестиционного проекта для учреждения ТОСЭР со 100 до 25-30 млрд. руб. для территорий с неблагоприятными природно-климатическими условиями и неразвитой промышленной и социальной инфраструктурой;
– предусматривающие освобождение резидентов территории опережающего социально-экономического развития от налоговых платежей только в части положения об оплате в федеральный бюджет (как альтернативный вариант: предусмотреть механизмы компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации выпадающих доходов пропорционально распределению представленных налоговых льгот резидентам территории опережающего социально-экономического развития).
4. Для поддержки развития предпринимательства и создания логистической инфраструктуры северных регионов подготовить изменения в нормы Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие упрощённый порядок перевода земель лесного фонда и иных категорий лесов в ТОРах и ТОСЭРах.
5. Разработать механизмы привлечения средств населения и бизнеса в Северные инвестиционные проекты посредством выпуска целевых Северных (Арктических) облигаций.
6. Подготовить поправки к требованиям Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» для районов с ограниченной транспортной доступностью, увеличив срок расчетов с поставщиками с 45 дней до 180 дней.
7. Проработать возможность освобождения от налога на добавленную стоимость платы за технологическое присоединение (с учетом приоритетов развития производственной и социальной инфраструктуры северных регионов, а также что данный платеж не обладает признаками платы за реализуемые товары, работы и услуги) и признания платы за технологическое присоединение инвестиционным платежом с возможностью его учета при расчетах налога на прибыль постепенно по мере амортизации объектов, созданных за счет этих инвестиций.
8. Разработать заинтересованными органами исполнительной власти совместно с бизнес сообществом и государственными организациями специальную программу подготовки кадров для Севера, определить специальности, которые будут востребованы в Арктике и районах Крайнего Севера в среднесрочной перспективе, проработать методику расчета платных услуг с учетом обеспечения их конкурентоспособности. Подготовить предложения по формированию государственной программы по развитию вузов и образовательных учреждений среднего профессионального образования, расположенных в северных регионах, предусматривающей введение льготного режима целевого набора и создание механизма закрепления выпускников по приоритетным направлениям подготовки кадров в соответствии с профилем перспективной потребности того или иного северного региона, включая приоритетные сферы здравоохранения, образования и социальных услуг для развития человеческого капитала Крайнего Севера и Арктической зоны Российской Федерации.
9. Предусмотреть широкое внедрение информационных технологий в процессе формирования необходимых условий проживания и современных инновационных факторов ведения предпринимательской деятельности на Севере.
10. С учетом международного опыта подготовить предложения по модернизации системы «северных» надбавок в районах Крайнего Севера и поравнённых к ним местностям.
11. Организовать в 2019 году «круглый стол» по законодательному обеспечению конкурентоспособности бизнеса в Арктической зоне Российской Федерации и районах Крайнего Севера России на Международном арктическом форуме, пригласив международных экспертов.
Состоявшаяся дискуссия на заседании Президиума Экспертного совета с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, руководителей субъектов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей научного сообщества и экспертов в области развития северных территорий Российской Федерации выявила необходимость формирования более благоприятной среды для повышения предпринимательской активности, занятости, развития человеческого потенциала и проживания постоянного населения.
О.Н.Епифанова