Урок 3. Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе
Цели: охарактеризовать особенности абсолютизма как формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма.
Планируемые результаты: сравнить развитие Англии и Франции, их политическую систему, методы управления; оценить деятельность исторических личностей изучаемой эпохи, давать развернутые характеристики исторических персоналий; научиться обосновывать свои суждения; давать определения понятий.; объяснять изученные положения на конкретных примерах.
Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к деятелям рассматриваемой эпохи.
Оборудование: карта ««Европа в XVI – XVII вв.», мультимедийное оборудование, пакет с тестовыми заданиями.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Сообщения учащихся о путешествиях Христофора Колумба и Фернана Магеллана. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
- Какое значение имели Великие географические открытия? При ответе используйте план в тетради (ответ учеников, выполнение тестовых заданий)
III. Мотивационно-целевой этап
В 19 в. канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности». Действительно ли короли Европы соответствовали этой характеристике? Выясним в ходе нашего урока.
Тема: «Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе».
План урока:
1. «Рожденный подданным должен повиноваться».
2. Один король –одна страна.
3. Монарх –помазанник Божий.
4. Создание национальных государств.
IV. Работа по теме урока
1. «Рожденный подданным должен повиноваться».
- Работая с § 3 учебника (с. 29, 30), запишите определение абсолютизма и определите, почему подданные были готовы полностью подчиниться королю.
Запись в тетради
Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху.
Примерное содержание ответа
Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньорий, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства.
2. Один король –одна страна.
- Работая с § 3 учебника (с. 29-37), заполните сравнительную страницу.
Признаки абсолютизма | Англия | Франция |
Отношения с представительным органами | Короли собирали парламент, но стремились делать это как можно реже. Имели право вето – могли запретить любое решение парламента. | Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г., но вынуждены были считаться с парламентами крупных городов. |
Общегосударственный аппарат управления | Создание Тайного совета (от 1 до 1,5 тыс. чиновников). | Интеданты, представители короля и мощный аппарат чиновников (от 8 до 46 тыс. человек). |
Постоянная армия | Малочисленная армия, но сильный военный флот. | Самая большая и сильная сухопутная армия в Европе. |
Государственная армия Единая законодательная система | Налоги устанавливались парламентом, что не давали королю возможности постоянно их увеличивать. Законы обсуждались в парламенте и принимались королем. | Постоянный рост прямых и косвенных налогов. Король считал, что его подписи достаточно, чтобы его указы стали законом. |
Монарх – наместник Христа на Земле | Англиканская церковь, распространение протестантизма. | Католичество. Король смог подчинить церковь в первую очередь себе. |
Государственная экономическая политика | Меркантилизм | Меркантилизм. |
Вывод. Несмотря на особенности развития и в Англии, и во Франции короли стремились к укреплению личной власти, полагая, что право повелевать дано им Богом. Они успешно пытались ограничить влияние парламента и Генеральных штатов в государстве.
3. Монарх –помазанник Божий.
Верховная власть короля проявлялась в праве определять религию государства, вершить справедливый суд, объявлять войну и заключать мир, назначать чиновников и даровать дворянство простолюдинам, издавать законы, чеканить монеты, собирать налоги, а также в праве помилования.
- Работая с § 3 учебника (с. 34-36) и дополнительным материалом «Этикет при дворе Людовика XIV» с. 38; 39, определите, соответствовал ли король Франции характеристике абсолютизма, данной Бисмарком. Ответ подтвердите примерами из текста.
Примерное содержание ответа
Людовик XIV не отличался скромностью, «даже статуи в парке должны были напоминать о его блеске – Юпитер был изваян с лицом самого Людовика XIV». Не был о ни честным, ни беспристрастным – осыпая придворных подачками, он стремился контролировать их жизнь и не допускать заговоров.
4. Создание национальных государств.
- Работая с текстом на с. 37,38 учебника, картой «Европа в XVI – XVII вв.» выделите особенности образовавшихся национальных государств. Ответ запишите в тетрадь.
Записи в тетради
1) Англия и Франция превратились в централизованные монархические государства;
2) Германия и Италия сохранили феодальную раздробленность, в государственных образованиях которых местные правители фактически превратились в абсолютных монархов;
3) Венеция, Швейцария и Нидерланды стали республиками, что было в те времена большой редкостью.
V. Закрепление изученного материала
Проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1. Дайте определения понятия «абсолютизм» и «меркантилизм». (Абсолютизм – форма правления, предполагавшая верховную неограниченную власть монарха. Меркантилизм - экономическая концепция, основанная на представлении, что экономическое благополучие зависит от концентрации финансовых ресурсов (драгоценных металлов)).
2. Назовите причины формирования абсолютизма в странах Европы. (Прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньорий, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства).
3. Почему в сословно-представительных органах короли видели угрозу своей власти? (Сословно-представительные органы утверждали размер налогов в стране, тем самым определяя размер королевской армии, которая являлась опорой абсолютной власти монарха).
4. Как идеологически обосновывалась абсолютная власть монархов? (Король-помазанник Божий, его власть освещена выше).
5. Работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.