Нововведения в учебном процессе. На разных уровнях обучения.




Разработка и реализация нововведений имеют специфику исходя из объекта и типа нововведения, особенностей среды, в которую вводится новшество, а также от структурного уровня, на котором организуется инновационный процесс. Рассмотрим фрагменты инновационной деятельности в учебном процессе, в содержании образования, на уровне идей дидактических систем и уровне дидактической кон-цепции.

Задачи нововведений на процессуальном уровне — обоснование и отработка эффективных механизмов соединения исследовательского процесса и процесса преобразования педагогической практики, развитие различных форм связи теории и практики (например, научно- школьные объединения, школы-лаборатории и др.).

Нововведения в учебном процессе имеют, как правило, структурно-качественные, деятельностные и поэтапные характеристики. Новшествами при этом выступают методы, приемы, формы и технологии обучения. Иногда достаточно изменить последовательность этапов проведения традиционного урока (например, начать ᴇᴦο не с опроса усвоенного на прошлом занятии, а с диагностической проверочной работы по новой, еше не изученной теме), и данный процесс уже будет инновационным. Новшество будет заключаться в новой последовательности известных этапов деятельности. Другой подход к нововведениям на уровне учебного процесса —включение в нею новых видов деятельности. Например, эвристическое обучение предполагает, что учебная деятельность школьников содержит целеполагание, планирование, рефлексию их собственной деятельности, выявление возникающих при этом трудностей, отыскание путей их решения, осознание и усвоение способов учебной деятельности, в т.ч. и рефлексивных. Такая деятельность отличается от обычной предметной, она выступает своего рода мегадеятельностыо, т.е. деятельностью, на основе которой базируются остальные предметные виды деятельности учеников по изучаемому предмету

Нововведение самоорганизация обучения. Рассмотрим пример инновации самоорганизация обучения. Ученикам было предложено сформулировать и реализовать индивидуальные учебные цели по отношению к общей теме и участвовать в организации собственных занятий.

Период инновационного процесса занял около двух месяцев, отведенных на изучение раздела ʼʼТепловые явленияʼʼ (физика, X класс). В качестве педагогического новшества учителю была предложена технологическая карта с планом занятий, которая состояла из нескольких блоков. Каждый блок — это банк методических элементов (форм занятий, видов учебной деятельности, приемов, средств обучения).

Условия нововведения.

Предварительно была проведена диагностика уровня обучения и мотивации детей. В результате оказалось, что в классе, где организован инновационный процесс, примерно у половины детей учебные интересы практически отсутствуют, а у остальных они носят неустойчивый, эпизодический характер. В изучаемом материале многие ученики не умеют выделять главное, их общеучебные умения развиты слабо. На низком уровне и навыки общения друг с другом. Интерес для детей представляют занимательные и активные формы занятий. Мальчиков привлекает практическая деятельность˸ им нравится выяснять суть технических устройств и процессов, происходящих в них. Девочки отдают предпочтение проблеме взаимоотношений.

18)

Содержание образования, тенденции формирования содержания.

Под содержанием образования понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики. При этом ЗНАНИЯ –это результат процесса познания, отраженный в сознании в виде представлений, понятий, суждений. УМЕНИЯ – подготовленность к практическим и теоретическим действиям по применению знаний. НАВЫКИ – это умения. Доведенные до автоматизма. Мыслительные процессы при этом протекают свернуто, без поэтапного самоконтроля.

Художественное образование осуществляется в нашей стране на трех уровнях:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ или БАЗОВЫЙ. Обеспечивает приобщение к искусству всех учащихся на основных этапах учения: дошкольном, школьном, профессиональном, а ныне – и высшем.

УГЛУБЛЕННЫЙ. Обеспечивает профориентацию в сфере художественного творчества путем углубленного (предпрофессионального обучения основам искусств и активного приобщения к творческой деятельности). Существует на этапе школьного образования в форме школ и классов с «уклоном», кружков и студий во внешкольных учреждениях и специальных школ системы Мин.Культ-ры.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Готовит кадры для профессиональной деятельности в сфере искусства (творческой и преподавательской). Осуществляется в РБ небольшим количеством учебных заведений среднего, среднего специального, среднего профессионального и высшего образования.

Этапы получения образования (проанализируйте на примере обучения близкому вам виду искусства):

Д

Система непрерывного образования

Дошкольный

Школьный

Предпрофессиональный (ср. специальное образование)

Профессиональный (высшее образование)

Послевузовский (пов. квалификации и переквалификация, а также магистратура, аспирантура, докторантура

Образование пенсионеров

Документы и материалы, отражающие содержание образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Компоненты:

Базовый – обязателен для всех учреждений, обеспечивающих среднее образование;

Дифференцированный – позволяет осуществить дифференциацию образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся

Школьный – позволяет школам отразить местную специфику, в соответствии с потребностями и возможностями региона.

Типы учебных планов:

Типовой – разрабатывается Министерством образования и предлагается всем учебным заведениям школьного типа

Индивидуальный – разрабатывается лицеями, гимназиями и колледжами и утверждается на уровне городских, областных и республиканских органов нар. обр-я (в зависимости от подчинения)

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

СТАНДАРТЫОБРАЗОВАНИЯ: определяют развернутую цель обучения в рамках каждого типа обучения или специализации.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ КНИГИ. Жанры:

· учебник,

· учебная книга,

· учебное пособие,

· методическое пособие,

· методическая разработка (методич. рекомендации).

19)

Средства обучения.

Понятие о средствах обучения и их сущность

Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.

Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для более организации эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.

С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:

задачи урока;

информация, которая должна быть представлена учащимся в рамках учебного материала;

предпочтения преподавателя.

Функции средств обучения

К числу основных функций можно отнести:

познавательную: средства обучения гарантируют передачу более полного и точного представления о существующей действительности, позволяют облегчить ученику процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни;

формирующую: с помощью средств обучения учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю;

дидактическую: средства обучения являются принципиальными источниками знаний и умений, упрощают процесс усвоения учебного материала, стимулируют познавательную активность.

В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.

Принципы использования средств обучения

Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

обязательный учет возрастных и психологических особенностей учащихся;

адекватный выбор средств обучения, как традиционных, так и современных, которые будут гармонично воздействовать на эмоции, сознание и поведение ребенка, задействовать все системы восприятия;

учет принципов дидактики;

соблюдение правил безопасности жизнедеятельности в ходе использования средств обучения.

Классификация средств обучения

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

по характеру воздействия на ученика:

визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;

аудиальные: аудиоз

аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;

по степени трудности:

средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;

высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;

по происхождению:

естественные: предметы, взятые из живой природы;

символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;

технические визуальные и аудиовизуальные средства.

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

природные, естественные объекты или их изображения;

объемные геометрические фигуры и чучела;

изобразительные;

графические;

символические;

звуковые;

мультимедиа.

В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

Достаточным считается для изучения трудных тем использование 4−54-5 различных средств,

20)

которые могут быть объединены в презентацию. В это количество необходимо включить средства, которые используются на уроке, средства для самостоятельной работы и средства контроля.

Подходы к использованию средств обучения

Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.

Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.

К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:

целесообразно применять в качестве средств обучения уже имеющиеся в оборудовании кабинета материалы, так как исследование средств обучения не имеет отношения к преподаванию;

средства обучения являются основным и единственным способом достижения цели, тгда как другие составляющие учебного процесса обязаны соответствовать средствам и быть средствами обусловлены;

средства обучения тождественны обыкновенным средствам наглядности и контроля, создают некоторое неудобство, но без них можно легко обойтись.

Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.

Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.

21)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: