Другие формы книжных выставок




МАУК «ЦМБ» Белебеевского района

Центральная детская библиотека

Консультация

Год.

Г.Белебей

 

Интерактивная выставка в библиотеке призвана организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы. Образовательный (и воспитательный) потенциал такой выставки существенно возрастает. Появление и распространение разнообразных по форме и тематике интерактивных выставок объяснимо стремлением библиотек найти своѐ место в обществе.

Много можно достигнуть, просто став интересными для своих читателей. Люди ценят, когда их мнением интересуются, когда предоставляют возможность для его выражения, не случайно в массовой работе библиотек всё больше места занимают мероприятия, подразумевающие диалог ведущего и аудитории, например, читательские конференции, обсуждения, диспуты, бенефисы, викторины, конкурсы и т. д. Теория и практика выставочной деятельности активно развивается. Периодически возникает необходимость в классификации библиотечных выставок. Можно предложить следующую типологию интерактивных библиотечных выставок:

 

Ø Игровые выставки.

Ø Диалоговые выставки.

Ø Выставки, подготовленные при участии читателей.

Ø Выставки-исследования.

 

Следует отметить, что в чистом виде библиотечных интерактивных выставок проводится относительно немного, однако отдельные элементы интерактивности могут быть использованы библиотеками в комплексных выставочных проектах. Мы предлагаем, вам познакомиться с каждой из форм интерактивных выставок на конкретных примерах.

 

Игровые выставки.

Отличительная особенность подобных выставок состоит в наличии познавательно-игрового момента. Читателю предлагается не только познакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания. Особенно часто выставки-игры используются в работе с детьми и молодежью. Среди форм выставок-игр наиболее часто встречаются:

 

Ø выставка-викторина;

Ø выставка-кроссворд;

Ø выставка-чайнворд;

Ø выставка-загадка;

Ø выставка-провокация;

Ø выставка-конкурс.

 

Выставка-викторина.

 

Данный вид выставок получил в библиотеках наиболее широкое распространение. Выставка-викторина предполагает наличие ряда вопросов, ответить на которые можно, обратившись к книгам, представленным на выставке. Ответы на вопросы можно дать как в устной, так и в письменной форме. Существует два варианта проведения викторины: в процессе демонстрации выставки (вопросы и задания размещаются непосредственно на выставочном пространстве) и по завершению работы выставки (как итог ознакомления с представленными материалами). Чаще встречается второй вариант.

Если вы ставите целью знакомство юных читателей со словарями, справочными и энциклопедичными изданиями, то тогда можно оформить выставку-викторину: «Где найти ответ?». Например, картина Джорджоне и опера Серова посвящены одной женщине. Кому именно? Что такое эскалоп? Известно, что 1-ым президентом Греции был российский подданный. Кто? и др. вопросы. Таким образом, выставка-викторина предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. Лучше, если викторина будет посвящена одной теме, и заголовок выставки будет в форме вопроса «Кто есть кто?», «Где эта улица, где этот дом?» и т.д. Вопросы должны быть разной степени сложности. Очень важно учитывать, на какую категорию читателей рассчитана выставка. Выставка должна иметь текстовое обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине. Можно использовать выставку-викторину для рекламы библиотечных услуг:

 

а) Указать, что литературу по теме выставки можно получить на дом (где и на каких условиях);

б) Информировать о наличии сценариев мероприятий по данной теме;

в) Предложить написание контрольных работ, рефератов по данной теме;

г) Дать заявки на проведение следующей выставки-викторины.

 

Постоянно поощряйте интерес к выставке, упоминайте о ней в разговорах с читателями, определите приз первому посетителю. Не будьте слишком серьезны, ведь это зона отдыха. Закончить викторину можно подобием теста: «Если вы ответили на все вопросы викторины, то Вы – кладезь познаний, если на 10-15 вопросов – знаток литературы; на 5- 9 вопросов – запишитесь на абонемент; на 1- 4 вопроса – срочно! запишитесь в библиотеку (на абонемент); не ответили ни на один вопрос – все равно Вы молодец, потому что не прошли мимо нашей викторины!»

 

Выставка-кроссворд и ее вариант выставка-чайнворд.

 

Особенностью данной выставки является размещение на выставочном пространстве кроссворда или чайнворда, решить которые можно обратившись к представленным на выставке книгам. Кроссворд может быть представлен на отдельном большом плакате, на небольших листках, которые читатели могут забрать с собой, а также на одном из выставочных экспонатов. Форма кроссворда зависит от темы выставки. Например, выставка-кроссворд «Мир загадок и чудес», можно представить пирамиду-кроссворд «Раскрой загадки пирамиды». Первому читателю, отгадавшему кроссворд, можно торжественно вручить сувенир. Очень важно, как, в каком виде оформить выставку. Многое зависит от общей интеллектуальной, эмоциональной культуры библиотекаря, его мироощущения и даже настроения. И тогда, рядом с книгами, журналами встанут предметы, символизирующие тему.

 

Выставка-загадка. Вариантов организации таких выставок может быть несколько, главная еѐ особенность — наличие загадки, которую посетителям предлагается отгадать. Загадки могут быть использованы в качестве названия выставки и/или еѐ разделов. Можно оформить загадки в виде конкурсных вопросов и заданий. Загадка может присутствовать в самой тематике выставки. Загадать можно какой-либо признак, представленный в содержании или форме выставочных экспонатов. В этом случае от читателя требуется ознакомиться с представленными материалами и найти этот признак. Пример: в рамках выставочного проекта «Разведчики и шпионы», читателям можно предложить разгадать шпионскую шифровку по одной из книг.

К одному из видов выставок-загадок можно отнести выставку-провокацию, при оформлении которой сознательно допускается одна или несколько ошибок (например, на ней размещаются книги или дополнительные экспонаты, не соответствующие заявленной теме). Читателю предоставляется возможность обнаружить ошибки и заявить об этом организаторам.

С большой долей условности к игровым формам интерактивных выставок может быть отнесена выставка-конкурс. На таких выставках могут быть представлены творческие работы читателей: отзывы, рецензии, эссе, поделки, фотографии и т. д. Возможно размещение работ во время проведения конкурса. Посетители выставки могут оценивать представленные работы и выбирать победителей. Возможен вариант оформления выставки лучших работ по итогам конкурса, но в этом случае степень еѐ интерактивности снижается.

 

Ø Диалоговые выставки.

 

Их особенность заключается в создании условий для обмена мнениями между библиотекарем и читателем, а также между читателями. Зачастую подобные выставки сопровождаются мероприятиями, в ходе которых читатели могут обсудить заявленные проблемы. Как правило, их тематика носит дискуссионный характер. Возможно также размещение на выставочном пространстве листов, тетрадей, в некоторых случаях закрытых ящиков для записок, чтобы читатели могли высказать свое мнение. Подбор материалов для диалоговых выставок может представлять различные точки зрения по рассматриваемой теме и провоцировать посетителя на размышление и осмысление. Например, в ходе организованной интерактивной выставки «Маршрут безопасности», затрагивающей вопрос

наркомании, сами читатели определяли круг обсуждаемых проблем и предлагали способы их решения. При проведении диалоговых выставок библиотеки используют следующие варианты:

 

Ø выставка-размышление;

Ø выставка-предостережение;

Ø выставка «вопрос-ответ»;

Ø выставка-отзыв;

Ø выставка-обсуждение;

Ø выставка-диспут;

Ø выставка-дискуссия;

Ø выставка-полемика.

 

Выставка-размышление. Тему такой выставки раскрывают не только представленные на ней книги и статьи, но и читательские размышления. Сбор листков с читательскими размышлениями может продолжаться в период проведения выставки. Пример выставки-размышления — выставка «Поколение». На ней экспонировались книги о детстве великих людей: музыкантов, поэтов, учѐных. Попутно организаторы пытаются выяснить, каковы мечты и чаяния у подростков.

 

Выставка-диалог «А у нас в молодѐжном уезде…», подготовленная для молодежи предполагает ответы посетителей на целый ряд вопросов, касающихся их отношения к проблемам подростков.

 

Выставка-предостережение. Тематика таких выставок обращена к наиболее острым вопросам. Их цель — показать читателю возможные последствия негативных явлений (наркомания, загрязнение окружающей среды, утрата культурных и нравственных ценностей и т. д.) и помочь ему чѐтко определить свою позицию в отношении этих явлений. Например,выставки-предостережения, посвящённые проблеме небрежного отношения к книге. На них выставляются издания, испорченные читателями: испачканные, порванные, с отсутствующими страницами. На стенде вывешиваются чистые листы, на которых посетители могут выразить своѐ отношение к прочитанному, поразмышлять о роли книг, осудить неаккуратное обращение с ними.

Выставка «вопрос-ответ» является своего рода заочным выполнением тематических запросов читателей и библиографических справок. Как правило, устанавливается ящик или коробка, в которую читатель опускает листок с интересующим его вопросом. Через какое-то время на стеллажах появляются книги и статьи, содержащие ответы на вопросы читателей. Такая выставка может оказаться удобной при общении с читателями-интровертами или же с теми, кто нуждается в конкретной информации, но не может чѐтко сформулировать запрос.

 

Выставка-отзыв представляет наряду с книгами читательские отзывы на них. Таким образом, осуществляется рекомендация читателями друг другу интересных, с их точки зрения, книг. Можно размещать на таких выставках положительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу. Содержание выставки-отзыва может быть универсальным, а может определяться темой или жанром. Возможна организация выставки отзывов на книги одного автора или даже на одно произведение. Пример универсальной выставки-отзыва — выставка «Парад читательских пристрастий», организованная по итогам конкурса рецензий школьников на прочитанные книги.

 

Выставка-обсуждение и ее подвиды: выставка-диспут, выставка-дискуссия, выставка-полемика представляет актуальные материалы, отражающие различные точки зрения на спорные вопросы общественной жизни. Посетителям предлагается ознакомиться с разными мнениями и выразить свою точку зрения. По итогам выставки зачастую проводятся обсуждения. Один из еѐ вариантов — экспресс-выставка, оперативно организуемая библиотекой после события, имевшего общественный резонанс, будь то спортивная победа или громкое преступление.

Выставки, подготовленные при участии читателей. Особенность подобных выставок заключается в том, что читателям предоставляется возможность выбрать тему выставки или экспонаты, которые будут на ней представлены. Можно выделить следующие виды подобных выставок:

Ø выставка любимых книг читателя;

Ø выставка-бенефис;

Ø выставка-настроение;

Ø выставка-ситуация;

Ø оформленная читателем выставка;

Ø дополненная читателем выставка.

 

Выставка любимых книг может быть создана на основе читательских отзывов. Они, как и выставки-отзывы, могут носить рекомендательный характер. Например, в ходе проведения акции «День читателя», организовать выставки: «Я рекомендую!», «Читатели рекомендуют», «Прочитал — советую вам».

Выставка-бенефис. Такая форма, как бенефис читателя, прочно вошла в практику работы библиотек. К проведению бенефиса целесообразно оформить выставку любимых книг чествуемого читателя или книг, прочитанных им за последнее время. Организация подобной выставки позволит другим читателем лучше узнать о бенефицианте и его литературных пристрастиях, а также послужит дополнительной рекламой предстоящего мероприятия.

Выставка-настроение. Употребляя это понятие, библиотекари-практики чаще всего подразумевают выставку, призванную вызвать у зрителя определѐнные эмоции, однако при еѐ организации настроение может задавать не библиотекарь, а читатель. Для данной формы выставок читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело…», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно…» и т. д.

По форме организации и проведения с ней схожа выставка-ситуация, которая описывается следующим образом — читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров…», «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие…», «Эту книгу я возьму с собой в поход…» и т. д.

Организация выставки-настроения и выставки-ситуации вполне возможна и в условиях библиотеки, обслуживающей взрослое население.

Выставка, оформленная или дополненная читателями. Читателю можно предложить самому расположить материалы на выставочных стеллажах в соответствии с его представлениями. Возможен вариант, когда читатель определяет экспонируемые на выставке книги и другие материалы, и вариант, когда читатель дополняет выставку принесѐнными экспонатами: фотографиями, предметами коллекции, творческими работами и т. д. Последний вариант активно используется библиотеками при организации выставок краеведческой и этнографической тематики.

Выставка-исследование. Данный вид выставки позволяет наглядно представить результаты изучения читательских интересов. Такая выставка может дополняться и обновляться по мере получения новых данных. Практика показывает, что такое оперативное и наглядное представление результатов исследования вызывает интерес у читателей. Например, «Интерактивная книжная выставка ―Лучшие книги века». Участникам проведѐнного исследования было предложено составить свою «золотую полку» литературы XX в. по следующим разделам: «Сказки века», «Писатели века», «Проза века», «Поэзия века», «Жанры века», «Персонажи века». На выставке были представлены произведения, получившие наибольшее количество читательских голосов. В результате в библиотеку пришли новые читатели.

Получают распространение и выставки-«деревья», «листочки» на которых размещают сами читатели. Возможны следующие варианты организации подобных выставок: 1) посетители выставки указывают на «листьях» свои читательские предпочтения, любимых авторов и книги;

2) посетители размещают на выставке «листья» разных цветов, каждый из которых отражает определѐнное настроение или конкретные литературные предпочтения. В ходе проведения выставки-опроса «Листопад настроений» читатели размещали на импровизированном «дереве» листья трех цветов, каждый из которых соответствовал определенным читательским пристрастиям.

Побуждать к размышлению, поиску, творчеству, участию — такова задача интерактивной выставки. Эта форма работы помогает продемонстрировать каждому посетителю, что его мнение и участие для библиотеки действительно значимо. Это и способ сделать шаг навстречу читателю, и способ сделать шаг в одном направлении — направлении продуктивного сотворчества.

 

Другие формы книжных выставок

 

Выставка-вопрос: для оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике. На выставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти вопросы. Например: "А у нас сегодня гость" (об этикете). Данная форма выставки приемлема для младших школьников и подростков.

Озвученная выставка: предполагается музыкальное оформление, наличие аудио или видеосопровождения. Например: '"Какая птица как поет". Такую выставку можно оформить для любого возраста.

Выставка-ситуация: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: "Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров...", "Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие...", "Эту книгу я возьму с собой в поход..." и т. д.

Выставка-отзыв: организуется, как правило, для младших и старших подростков; состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.

Выставка-тест: на подобной выставке для читателей подросткового возраста и старшеклассников предполагается наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.

Выставка одного портрета: на выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Например: "Но красоту ее Боровиковский спас..." (о М.И. Лопухиной). Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.

Выставка-диспут: предполагается диспут между читателями с целью раскрытия проблем социального развития, оказание помощи в духовном становлении и другое.

Выставка-ребус: сопровождается плакатом с ребусом "Попробуй, отгадай...". Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старших.

Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например: "Лекарственные растения Республики Башкортостан". Подобные выставки приемлемы для читателей-младших школьников и читателей-подростков.

Выставка одной книги. Здесь возможны варианты: выставка собственно одной книги — например, для дошкольников и младших школьников. Ее обязательно надо сопроводить ярким плакатом с рекомендательной аннотацией. В аннотацию можно включить вопросы, заставляющие более внимательно читать, размышлять, сравнивать героев, их характеры, поступки, побуждающие к целостному восприятию произведения. А когда книга предстает в разных аспектах переиздания; иллюстрации разных художников; история создания; прототипы; первые читатели; судьба книги и автора;экранизации, театральные постановки; продолжения, дописанные другими авторами; критика, отзывы — то такую выставку лучше адресовать подросткам.

Выставка-игра. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов. Разве только игры меняются, усиливается их интеллектуальная сторона. Таким образом, выставка-игра может создаваться для всех возрастов. На этой выставке составной частью являются элементы какой-либо игры, тематически обусловленной рекомендуемой литературой. Уровень сложности игровых материалов выставки предопределяется ее целевым и читательским назначением. Для дошкольников подходит игра с литературными сказочными героями "Угадай, из каких мы книг", для младших школьников темы могут быть самые разные: основы безопасности жизни, школа, наша планета и др. Например: "Поможем Маше собрать грибы в лукошко". Для подростков подойдут рыцарские турниры или "морское путешествие" "На всех парусах — в лето".

Выставка-диалог. Она наилучшим образом реализует так необходимый сегодня взаимоуважительный и взаимообогащающий диалог между библиотекарем и читателем. С вопросами обращаются дети. Например: "Я хочу узнать о себе...". Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь или психолог. Интересующие детей вопросы, которые иногда они стесняются задавать взрослым, можно предугадать: любовь, мои права и др. Она должна нацеливать на более глубокое восприятие литературы, обмен мнениями, предлагать творческие задания читателям, созвучные темам, интересующим детей. На ней необходимо оставить места для отзывов читателей, новых вопросов, что позволит представить разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, возможность высказаться, слушать и услышать. Выставка-диалог больше всего подходит старшим подросткам и по своему изначальному замыслу должна быть сориентирована на эту возрастную группу.

Выставка-рекомендация и выставка-совет. Между ними тоже больших различий нет. Даются советы специалистов по какой-либо интересующей читателей проблеме, например, рекомендации: "Как развить память". Фактографическая информация сопровождается списком литературы, рекомендуемой для самообразования по данному вопросу. Список литературы составляет библиотекарь, как и саму ее подборку для выставки.

Выставка-словарь: организуется для читателей с целью объяснения новых терминов, понятий.

Выставка-хобби: рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например; "Макраме — это просто...", "Наши руки не для скуки" и др. Как думается, она может создаваться для детей разных возрастных групп, но наиболее интересной будет младшим подросткам. Главное, чтобы все было сделано руками читателей.

Живая выставка. Здесь экспонируются не только книги, статьи из журналов и газет, иллюстративные материалы, но и предполагается присутствие живых существ — это могут быть рыбки в аквариуме, морская свинка, хомячок и т. д. По моим наблюдениям, эта выставка вызывает искренний интерес у дошкольников и младших школьников

Выставка-знакомство. Она организуется для того, чтобы познакомить читателей с каким-либо интересным человеком (местный деятель, известный человек и т.д.). Поиски авторитета, образца для подражания начинают себя ярко проявлять в подростковом возрасте. Поэтому такая выставка не оставит равнодушными детей этого возраста.

Выставка-презентация (реклама, премьера). Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты или необычное раскрытие их содержания с применением технологии рекламной деятельности, например, через заголовок-приказ "Девочки, новая книга для вас: прочтите!". Как полагаю, такая выставка привлечет к себе внимание подростков и старшеклассников.

Выставка-икебана: На этой выставке обязательно нужны живые и засушенные цветы, оформленные в композицию, а также книги, статьи по цветоводству, стихи и отрывки из художественных произведений, посвященных цветам. Можно дополнить репродукциями натюрмортов или картинами. Названия выставок: «Цветы – наши нежные друзья»; «Цветы нам нежно улыбались»; «Мир цветов, прекрасный и таинственный»; «Есть в травах и цветах целительная сила».

Выставка-подарок. Оформлена с использованием природного материала, например,: «Байкал – озеро сказки» - на выставке – ветки кедра, шишки, камешки.

Выставка-посвящение – подснежнику- «Первый весенний цветок», (подснежник присутствует на выставке), березе – «Березка, береза, березонька» - (ветки березы, литература о ней, стихи). Все эти выставки оформлены с элементами фитодизайна.

Выставка-поиск. Чтобы школьники, завтрашние студенты, были с каталогами и картотеками библиотеки на «ты», можно разработать выставку-поиск, например: «История России в лицах: от Рюриковичей до Петра», выставить на обозрение лишь часть литературы, которая есть в библиотеке, пригласить школьников, разбить их на 2 команды и дать задание: за 45 минут с помощью каталогов и картотек найти всю недостающую литературу и разместить ее на витрине выставки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: