Задание: найдите в тексте основные определения, характеризующие логику построения научного исследования. Дайте им свою интерпретацию.




 

У древних римлян было божество границ – термин (terminus). Как только возникает необходимость передачи сведений или опыта одним человеком другому, необходимо обозначить этот объект в языке. Сейчас термином называется слово или словосочетание, призванное обозначить объект, предмет, явление или понятие о них в пределах сферы знаний. В идеале термин должен быть однозначным, например – скальпель, синус, карбюратор. К сожалению, таких однозначных терминов мало. Термин «ограничивает» объект в языке – национальном или специальном. В силу особенностей развития европейской науки и стремления ученых к интернационализации терминов большинство научных терминов имеет латинские или греческие корни. Однако в языках народов мира иногда находятся слова, которые более емко выражают смысл того или иного явления, или же за терминами закрепляется иной смысл. Но иногда смысл может быть противоположен термину. Например, антибиотики – это лекарственные вещества, хотя в переводе это – вещество «против жизни» (анти – греч. anti – против, био – греч. bios – жизнь), а «микрофон» – буквально это «маленький звук». Отсюда путаница, споры, дискуссии. Но для того чтобы люди могли понять, что скрывается за термином, или просто перевести его на другой язык, необходимо понять смысл, т.е. ясно выделить суть и предназначение того, что обозначает данный термин. Даже в обычном разговоре для предотвращения споров необходимо уточнять, о чем ведется разговор, т.е. уточнять смысл термина, понимание сущности обсуждаемого. В научных же исследованиях выявление смысла (т.е. сущности и предназначения) является главной задачей. Для этого используются представления, понятия и определения. Рассмотрим более подробно закономерности формирования представления, понятия и определения, с помощью которых объясняется термин. Представление. Любое исследование подразумевает, что в результате взаимодействия человека с окружающим миром в сознании человека составляется некий мысленный образ. Этот мысленный образ включает в себя множество черт, особенностей, свойств или, по науке логике, признаков. Признаком называют все то, чем предметы могут быть сходны между собой или отличаться друг от друга. В результате человек может выделить данный объект среди других предметов и в случае необходимости может себе его представить. Значит, первым этапом работы по созданию определения будет составление представления об объекте, предмете или явлении. Но представление включает в себя множество самых разных признаков. Это могут быть общие и индивидуальные, существенные и несущественные признаки. Например, скворец и чайка летают, способность летать — это их общий признак, и по этому признаку они отличаются от слона, который, по-видимому, летать не может. Общий признак присущ однородному классу предметов. Однако не все так просто, потому что самолет тоже летает. Поэтому следующим этапом исследования будет формирование понятия. Сократ говорил, что точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания. Понятие. На основе представления об объекте исследователь должен сформировать некую мысленную логическую или логико-геометрическую1 модель. Формирование такой мысленной модели – сложный, иногда длительный мыслительный процесс. Чем яснее и точнее будет этот мысленный образ, тем яснее будет понят смысл. Для этого в представлении выделяется существенный признак.

Существенный признак – такая черта, особенность предмета, которая необходимо ему присуща, лишившись которой он перестает быть самим собой.

Так, например, вода должна быть жидкой – это существенный признак воды. Она может быть холодной, мутной, соленой – это несущественно. Но если ее заморозить, вода перестанет быть водой и превратится в лед. Это существенно. Здесь тоже не все так просто, потому что различие между существенными и несущественными признаками может меняться в процессе научных исследований (в данном случае дополнение «логико-» употребляется как «целесообразность» и указывает на то, что понятие, которое следует за этим дополнением, соответствует существующей или поставленной цели, практически полезное).

Тем не менее, только на основе представления можно приступать к формированию понятия. Составить понятия – сложная задача, даже когда речь идет о вполне конкретных вещах, например о стуле или вилке. Но она многократно усложняется, как только мы начинаем задумываться о чем-нибудь абстрактном, например, о времени, бытии, пространстве – очень трудно представить себе их образы. Тем не менее, понять объект или явление – значит установить его существенные признаки, т.е. свойства, лишившись которых, объект перестанет быть самим собой.

Понятие (англ. notion, conception) – это высший уровень обобщения, это мысленный образ (форма мысли) предметов и явлений в их наиболее общих и существенных признаках.

Именно этим понятие отличается от представления, которое включает в себя множество несущественных признаков.

Так, например, представление о доме может быть разным – изба, коттедж, пятиэтажка и т.п. Понятие «дом» содержит лишь общие и существенные признаки всех домов – это жилище человека, защищающее его от непогоды и непрошенных гостей. В этом контексте понятие тождественно смыслу. Понятие «дом» – это абстрактное понятие – в нем формально выделяют общие (сходные) признаки всех домов и закрепляют их в словах-терминах.

Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки. Они намеренно лишены деталей, присущих конкретным образам, и поэтому пригодны для обобщения мнений разных людей. Таким образом, составить понятие – это понять смысл, т.е. выделить существенные признаки, предназначение. Предельно общие, фундаментальные понятия в данной сфере знаний называют категориями. Иногда их называют первопонятиями. Например, «время» и «пространство» в философии, «спрос» и «предложение» в классической экономической теории и т.п. Ученые прилагают большие усилия для создания языка науки, в котором каждое слово (термин) выражало бы одно понятие. Но понятие — это мысленный образ. К сожалению (или к счастью), большинство людей не могут читать мысли, поэтому при общении с другими людьми мы должны описать словами этот сформированный мысленный образ, т.е. после того, как сформировалось понятие, ему необходимо дать определение.

Определение, или дефиниция (от лат. defi nitio – проведение границ, ограничение, от лат. finis – предел, граница). Когда мы слышим незнакомое слово или не знаем каких-то вещей, мы спрашиваем: «Что это такое? Что такое знание? Что такое экономика?» В ответ мы получаем (если имеем понятие) не что иное, как определение. Надо отметить, что язык науки – это язык логики, он суше разговорного языка и не должен допускать многозначности, присущей разговорному языку.

Поэтому определение должно словами раскрыть содержание понятия (мысленный образ (форма мысли) предметов и явлений). Единственность образа позволяет построить определения в виде лингвистической формулы как краткого выражения смысла. Это позволяет исключить иную интерпретацию образа, позволяет устранить эффект «словесной спекуляции». Этот эффект возникает всегда, когда люди по-разному представляют и понимают образ обсуждаемого объекта или явления и, соответственно, по-разному раскрывают словами его смысл и предназначение. Сформулировать точное определение не просто. Однако в любом случае, чтобы определение выражало смысл, оно должно содержать два основных элемента:

– определяемое понятие (definiendum) – содержание которого нам неизвестно (а оно выражается не иначе как в виде термина);

– определяющее понятие или набор понятий (definiens) – содержание которого мы знаем. Чаще всего определение строится через родовое и видовое отличие. Суть его состоит в том, что в процессе определения мы сначала формулируем понятие с широким объемом – родовое, а затем, добавляя видообразующие признаки, ограничиваем его объем до нужного размера. Таким образом, определение – это лингвистическая формула (краткое выражение смысла), выражающая существенные признаки объекта, предмета. Формулирование определения – это мыслительная работа, позволяющая придать точный смысл языковому выражению (термину) при помощи уже осмысленных и знакомых понятий и терминов. Например, что такое «стул»? Это определяемое понятие (definiendum), определяемый термин. Представление о нем, как вы понимаете, многозначно. Формулируем понятие одного класса: «Стул – это предмет мебели». Мебель – это родовое понятие. Затем мысленные образы стульев, какие только нам известны, в процессе суждений позволяют, последовательно выделяя общие и существенные признаки понятия «стул», сформулировать определение: «Стул – это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека». Это видовое понятие, включающее в себя как стулья, так и кресла, и табуретки. Дальнейшие суждения о сущности предмета приведут нас к дальнейшему ограничению объема определения: «Со спинкой и без подлокотников». Конечно, на разных этапах научного исследования и в зависимости от ясности понимания фрагмента окружающего мира определения могут иметь разный вид. Они могут быть собирательными и представительными, остенсивными (т.е. данными путем указания на предмет или явление) и т.д. Но в сложившихся научных теориях и гипотезах определение должно быть явным. Иногда понятие есть, но дать ему определение невозможно. Например, мы не можем сказать, что такое точка – это логико-геометрический образ, на него можно только указать. Существует много понятий, которым трудно дать определения, например, трудно дать определение тому, что такое «любовь» и т.п. В подобных случаях используют следующие приемы, сходные с определением, для того чтобы раскрыть смысл.

Описание – это перечисление внешних черт предмета, включающих как существенные, так и несущественные признаки предмета, позволяющие отличить его от других. Например, описание места преступления.

Характеристика дает перечисление лишь наиболее важных в том или ином отношении признаков. Например, известная всем характеристика на штандартенфюрера СС Штирлица Отто: «…характер нордический, беспощаден к врагам рейха».

Сравнение указывает на сходство предметов, порой неожиданное, и позволяет лучше понять или по-новому осветить их черты и свойства. Например, один экономист так объяснил термины «спад», «депрессия», «паника»: «Спад – это период, когда люди потуже затягивают пояса. Во время “депрессии” трудно купить ремень, чтобы держать штаны. А когда человек остается вообще без штанов, начинается “паника”». Разумеется, для проявления лучшего изложения смысла понятий без этих приемов не обойтись, в том числе и в данном учебнике. Но когда речь идет о выяснении истины – здесь нужны ясные понятия и, соответственно, точные, явные определения. Ясное понятие и точное определение необходимо всегда, особенно для науки. К сожалению, в гуманитарных науках, и особенно в экономической науке, бытует мнение, что невозможно всему дать точное определение. Отсюда выражение «неточная наука»?! На взгляд авторов, неточность и неоднозначность определений в любой отрасли знаний свидетельствует о том, что либо «понятия» (мысленные образы объектов исследования) не однозначны, либо исследователи пользуются не «понятиями», а «представлениями» об объекте исследования. Конечно, появление разных дефиниций термина может быть обусловлено разным пониманием объекта, что, в свою очередь, обусловлено сложностью изучаемого объекта. Но всякий раз, для того чтобы прояснить смысл, точнее понять, т.е. составить понятие об объекте, исследователь прибегает к суждениям.

 

Мокий М.С. Методология научных исследований:

учебник для магистров / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий;

под ред. М. С. Мокия. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 255 с. – Серия: Магистр.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: