Понятие денежной системы, ее основные элементы. Социально-экономическое значение денег и денежной системы. Правовые основы денежной системы РФ. Денежная система как объект правового регулирования. Конституционные основы организации и функционирования денежной системы, финансово-правовые нормы, действующие в этой области. Органы, обеспечивающие реализацию денежно-кредитной политики государства. Понятие денежного обращения, его виды. Правовые основы обращения наличных денег. Эмиссия как начальный этап обращения наличных денег. Эмиссионные функции Центрального банка РФ, их содержание, порядок осуществления. Правила обмена денежных знаков на денежные знаки нового образца. Правила осуществления организациями наличных денежных расчетов. Правовые основы безналичного денежного обращения. Понятие и виды безналичных денежных расчетов. Роль кредитных организаций в осуществлении безналичных расчетов. Понятие кассовых операций. Значение государственного регулирования кассовых операций. Правила ведения кассовых операций, установленные правовыми нормами. Роль Центрального банка РФ в регулировании кассовых операций. Основные денежные документы при осуществлении кассовых операций. Порядок ведения кассовых операций для субъектов, получающих денежные знаки от населения, значение применения контрольно-кассовых машин.
Одним из объективных факторов, обусловливающих необходимость проведения государством финансовой деятельности, является перераспределение национального дохода в денежной форме и связанная с этим его включенность в денежное обращение. Эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом.
Деньги — многогранное и многоаспектное явление, изучаемое на стыке экономической и правовой науки.
Экономическое содержание денег традиционно раскрывается через выполняемые ими в ходе товарного оборота функции. К ним, в частности, относятся:
— функция меры стоимости, т.е. деньги являются универсальным измерителем стоимости товаров;
— функция средства обращения, выполняя которую деньги становятся средством обмена одного товара на другой по схеме «товар—деньги—товар»;
— функция средства накопления. Поскольку деньги обладают абсолютной ликвидностью, т.е. могут быть в любой момент обменены на товары, с течением времени они сохраняют свою стоимость, а следовательно, они могут быть скоплены для дальнейшего расширения производства;
— функция средства платежа. Деньги могут использоваться не только для приобретения товаров, но и для осуществления платежей не предполагающих получение встречного предоставления, например для уплаты налогов;
— функция мировых денег, которую деньги выполняют при расчетах с иностранными контрагентами;
— информационная функция — ее стали выделять не так давно. Выполняя данную функцию, деньги становятся носителем информации о стоимости.
Таким образом, под деньгами в экономическом смысле принято понимать определенный товар, являющийся универсальным измерителем стоимости других товаров, выполняющий функции средства обращения, накопления и платежа.
Деньги могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, в зависимости от формы их существования в реальном мире выделяют:
1) наличные деньги — это денежные знаки, существующие в реальном мире, выраженные в материальной форме банкнот или монет;
2) безналичные деньги, которые представляют собой записи на банковском счете, а следовательно, не находящие своего материального выражения. В то же время, выполняя функции средства обращения и средства платежа, деньги могут переходить из наличной формы в безналичную и наоборот. Безналичные деньги не существуют в реальном мире и представляют собой юридическую фикцию.
По национальной принадлежности деньги делятся на:
1) национальную валюту, т.е. деньги данного государства, выпускаемые им и признаваемые законным платежным средством на всей его территории;
2) иностранную валюту — денежные знаки, эмитируемые иностранным государством.
Здесь необходимо отметить, что в нашей экономической и финансовой науке длительное время существовала недооценка роли денег в функционировании хозяйственного механизма.
Долгое время финансово-правовая наука руководствовалась исключительно экономическим подходом в понимании денег. Между тем деньги могут быть охарактеризованы не только с экономической, но и с правовой точки зрения.
Начиная с момента выпуска и заканчивая моментом изъятия из обращения деньги являются объектом правового регулирования со стороны государства. Оно закрепляет наименование национальной валюты, виды денежных знаков, находящихся в обороте, правила их обращения и иные существенные элементы денежной системы в общеобязательных нормативных актах, соблюдение которых гарантируется силой государственного принуждения. Современные денежные знаки, не имея, по сути, никакой внутренней стоимости (в отличие от товарных денег), признаются законным платежным средством исключительно волей государства. Оно не только ручается за их платежеспособность, но и обозначает с помощью финансово-правовых норм эту платежную силу на денежных знаках. Таким образом, необходимо признать, что современные деньги являются продуктом права и вне его они существовать не могут. Следовательно, деньги с юридической точки зрения могут быть определены как установленные законом и изготовленные в соответствующей форме знаки, на которых обозначена в денежных единицах платежная сила и которыми могут быть произведены все расчеты внутри страны.
Особенностью денег является то, что они находятся в постоянном движении. Процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах называется денежным обращением. Денежное обращение отражает направленные потоки денег между: 1) Центральным банком и иными кредитными организациями; 2) самими кредитными организациями; 3) кредитными организациями и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; 4) банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; 6) банками и иными институтами финансовой системы; 7) финансовыми институтами и физическими лицами.
Стремясь наилучшим образом наладить денежное обращение, государство закрепляет основные правила ее организации в нормативно-правовых актах. Таким образом, в результате правового регулирования денежного обращения, возникает денежная система, под которой понимается совокупность исторически сложившихся форм денежного обращения, закрепленных государством в общеобязательных нормативных актах.
Основы денежной системы страны были заложены Конституцией РФ. В ней закрепляются основные принципы организации денежного оборота, а также компетенция государственных органов в этой сфере. Так, п. 1 ст. 75 Конституции устанавливает, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. В п. 2 ст. 75 Конституции определено, что защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Кроме того, в п. «ж» ст. 71 Конституции определяется, что финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и основы ценовой политики находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Свое дальнейшее развитие нормы Конституции находят в положениях федеральных законов. Основным нормативным актом данной группы источников является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который определяет полномочия Центрального банка Российской Федерации по эмиссии наличных денег, организации наличного денежного обращения, установлению правил проведения расчетов, а также полномочия по проведению кредитно-денежной политики. Кроме того, основы организации денежной системы определяются также Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и иными законами.
Важное значение в регулировании денежной системы имеют нормативные акты Президента РФ. Так, например, Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» были закреплены общие принципы организации оборота наличных денежных средств в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 114 Конституции РФ на Правительство Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. В этих целях Правительство имеет право издавать нормативные правовые акты, направленные на проведение такой политики.
Еще одним важным источником правового регулирования денежной системы выступают акты финансово-кредитных органов. К данной группе актов относятся акты ЦБ РФ, например: Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ, Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ и др.
Кроме того, отдельные вопросы, связанные с денежной системой, определяются актами иных органов исполнительной власти.
Например, Министерство здравоохранения и социального развития утверждает порядок выдачи заработной платы и иных социальных платежей, Минобразования определяет порядок оплаты образовательных услуг, предоставляемых на платной основе и т.д.
Денежная система, как и любая другая система, состоит из совокупности элементов, находящихся в функциональной взаимосвязи между собой. К элементам денежной системы относится следующее.
1. Официальная денежная единица. Согласно ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек (ст. 27 Закона о Банке России). Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. В настоящее время в Российской Федерации в обращении находятся два вида денежных знаков: банкноты и металлическая монета. Номиналы и образцы денежных знаков утверждаются советом директоров Центрального банка.
В Российской Федерации официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается. Согласно ст. 30 Закона о Банке России банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами ЦБ РФ и обеспечиваются всеми его активами.
Законодательством предусматривается особый порядок установления валютного курса, который содержится в Положении Центрального банка РФ от 18 апреля 2006 г. № 286-П «Об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю». Согласно данному положению Банк России устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) или ежемесячно. Официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю устанавливаются приказом Банка России. Официальный курс доллара США по отношению к рублю рассчитывается и устанавливается Банком России на основе котировок межбанковского внутреннего валютного рынка по операциям «доллар США—рубль». Официальные курсы других иностранных валют по отношению к рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США по отношению к рублю и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках, на межбанковском внутреннем валютном рынке, а также официальных курсов доллара США к указанным валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств.
2. Порядок эмиссии денежных знаков. В соответствии со ст. 29 Закона о Банке России эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Эмиссия безналичных денег происходит в результате кредитных операций, осуществляемых банками. Осуществление эмиссии ведет к увеличению денежной массы. В этом смысле она отличается от простого обмена ветхих и поврежденных денежных знаков, при котором денежная масса остается на том же уровне.
3. Кроме названных элементов, в структуру денежной системы входит порядок организации и регулирования наличного и безналичного денежного обращения.
Главная задача финансово-правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц.
Регулированию денежного обращения предшествует выработка соответствующей денежно-кредитной политики государства на определенном этапе развития общества.
Важное значение в выработке основных направлений правового регулирования денежного обращения играет денежно-кредитная политика. В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации(Банке России)» выработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики возлагается на Центральный Банк РФ. Данную функцию Банк России осуществляет во взаимодействии с Правительством РФ.
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность основных инструментов и методов, с помощью которых происходит регулирование денежного организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, иных государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением совета директоров Банка России, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Валютные интервенции Банка России — это купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимаются установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Как отмечалось ранее, целью выработки и реализации денежно-кредитной политики, осуществления регулирования денежного обращения являются защита и обеспечение устойчивости рубля, всей денежной системы.
Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.
Налично-денежное обращение, или налично-денежный оборот, представляет собой процесс непрерывного движения денежных средств в наличной форме, т. е. в виде банкнот и разменной монеты. В настоящее время наличные денежные средства используются в основном для расчетов среди населения. Сюда, в частности, относятся расчеты населения с торговыми предприятиями, выплата заработной платы, пенсий, пособий и иных социальных платежей, расчеты населения за предоставленные им коммунальные услуги и т. д. В экономически развитых странах доля наличных денег в общем объеме денежной массы не превышает 10—15%.
Как уже было указано выше, эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Эмиссионная деятельность — главный признак и основная функция Центрального банка. Банк России является единственным эмиссионным органом в нашей стране.
По распоряжению Банка России в его хранилищах создаются резервные фонды денежных билетов и металлической монеты. Они представляют собой запасы не выпущенных в обращение денежных средств и служат для удовлетворения потребностей рынка в наличных деньгах. Такие потребности могут возникнуть в случае естественного выхода денежных знаков из обращения (их стирания, уничтожения), необходимости поддержания по- купюрного состава денежной массы страны (т.е. для поддержания определенного процента тех или иных купюр в общей денежной массе) и т.д. Таким образом, при эмиссии наличные деньги поступают из резервных фондов в оборотную кассу Центрального банка, из которых выдаются предприятиям и кредитным организациям.
Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
Кроме того, Банк России в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения осуществляет:
— прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
— установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
— определение порядка ведения кассовых операций.
В соответствии со ст. 31 Закона о Банке России банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.
При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на новые образцы срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.
Правила определения платежеспособности и порядок обмена наличных денег определяются нормативными актами Банка России.
В целях снижения процентной доли наличных денежных средств в денежной массе государство стимулирует безналичные расчеты и ограничивает расчеты, осуществляемые с использованием наличных денежных средств.
Так, в соответствии со ст. 861 ГК расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. В то же время расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения», определившим основные принципы организации наличного оборота в Российской Федерации, установлено, что все предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы:
— обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
— должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
— могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
— обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка;
— имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
Нормы Указа были отражены и развиты в Положении ЦБ РФ о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.
Так, в соответствии с данным Положением, организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее — предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Хранение наличных денежных средств в кассах предприятий допускается только в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям. В случаях, когда это необходимо, лимиты остатков касс могут быть пересмотрены.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
Все поступающие денежные средства должны быть документально оформлены. Для этого ведется кассовая книга. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах. Первые экземпляры остаются в кассовой книге, а вторые служат отчетом кассира. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия. При приеме денег лицу, сдающему денежные средства, должна быть выдана квитанция, заверенная печатью (штампом) предприятия и подписанная главным бухгалтером и кассиром.
Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег также подписываются руководителем и главным бухгалтером.
Говоря о деньгах, необходимо отметить, что ими являются не только наличные банкноты и монеты — такое представление превалирует в обыденном сознании граждан — деньги могут существовать также и в безналичной форме.
Денежное обращение предполагает постоянное движение денежных средств, их переход из наличной в безналичную форму и обратно. В настоящее время подавляющая масса денег находится в безналичной форме, что обусловлено вполне объективными причинами. Во-первых, наличные деньги «слишком дорогие» — их производство, хранение и даже уничтожение требуют немалых затрат. Безналичные деньги в этом смысле ничего не стоят государству. Во-вторых, безналичные расчеты гораздо удобнее, так как не требуют физического перемещения денег. В-третьих, потоки безналичных денег легче контролировать, поскольку их обращение возможно исключительно с помощью технических средств.
Итак, безналичные деньги — это денежные средства, существующие в виде записей на счетах кредитных организаций. Их эмиссия происходит в результате проведения кредитных операций, они не находят своего материального выражения в реальном мире и представляют собой юридическую фикцию. Обращение безналичных денег становится возможным посредством осуществления расчетов.
Правовую основу безналичных расчетов в Российской Федерации составляют Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (гл. XII «Организация безналичных расчетов»), Гражданский кодекс Российской Феде- рации (гл. 46 «Расчеты»), а также иные нормативные акты.
В соответствии с п. 1 ст. 862 ГК РФ, при осуществлении безналичных расчетов до - пускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
Современный безналичный оборот в Российской Федерации организован в соответствии со следующими принципами:
1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;
2) основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;
3) требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), или после этого;
4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;
5) формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия, о чем подробнее говорилось в предыдущих параграфах данной главы. Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.
Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.
В соответствии с Законом о Банке России в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:
— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
— определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
В сфере денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права.
В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации относится финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), и в этом аспекте названные отношения являются предметом правового регулирования конституционного права.
Нормы финансового права регулируют отношения, складывающиеся в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций. Названные отношения могут складываться между Центральным банком и кредитными организациями; между кредитными организациями; между кредитными организациями и их клиентами; между юридическими и физическими лицами; между кредитными организациями и иными институтами финансовой системы; между институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами.
Как известно, нормы гражданского права регулируют имущественные и неимущественные отношения, связанные с имущественными, в которых деньги являются одним из объектов гражданских правоотношений. Наряду с этим нормы гражданского права регулируют расчетные отношения между субъектами по гражданско-правовым сделкам, возникающие при этом права и обязанности сторон, а также кредитных организаций, участвующих в данных отношениях. К ним относятся отношения по установлению форм безналичных расчетов, таких как чек, вексель, платежное поручение и др., порядок открытия и закрытия счетов в кредитных организациях, их виды, определяющие различные правовые режимы данных счетов, а также права и обязанности сторон при заключении договора банковского счета.
Административное право регулирует отношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение административных правонарушений в сфере денежного обращения, денежной системы.
Нормы уголовного права предусматривают меры уголовной ответственности за совершение таких преступлений, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) и изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ).
Следовательно, регулирование денежного обращения в стране осуществляется нормами различных отраслей права, которые находят свое выражение, как отмечалось ранее, в Конституции РФ, в Федеральных законах «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе РФ и в иных нормативно-правовых актах. Особую роль в регулировании денежного обращения в стране играют инструкции Банка России по всему комплексу названных вопросов в сфере денежного обращения.
На протяжении многих столетий драгоценные металлы выступали основой денежной системы. Первые деньги, имевшие товарную природу, изготавливались из драгметаллов и их внутренняя стоимость определялась стоимостью валютного металла. Позже, при системе «золотого стандарта», денежные знаки подлежали размену на золото. В настоящее время золото также играет важную роль в денежном обращении. Сосредоточиваясь в государственных резервах, золото образует фонд, величина которого свидетельствует о богатстве данного государства и обеспечивает доверие к национальной валюте. Операции с золотовалютными резервами являются одним из основных инструментов проведения кредитно-денежной политики государства.
Регулирование порядка обращения золота и других драгоценных металлов в настоящее время осуществляется на основе Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Налогового кодекса РФ, Указа Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней», а также иных нормативных правовых актов.
На основании п. 2 ст. 10 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» государственное регулирование указанных отношений по добыче, производству, использованию и обращению драгоценных металлов осуществляется посредством:
— лицензирования пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;
— преимущественного права приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, формирования золотого запаса Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;
— установления требований к учету, хранению, транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также к порядку осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
— нормативно-правовой регламентации действий организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках; специального учета указанных организаций и индивидуальных предпринимателей;
— контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения;
— а также осуществления иных действий, направленных на регламентацию указанных отношений.
Понятие драгоценных металлов определяется Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» путем их простого перечисления. Так, под драгоценными металлами понимаются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгметаллы могут находиться в любом состоянии и виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Добыча драгметаллов осуществляется исключительно организациями, получившими лицензию на осуществление такого рода деятельности.
Добытые из недр драгоценные металлы, а также иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе