S1,2 Sn2 - доли фирм на рынке




Ценовая дискриминация — это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам. Проведение ценовой дискриминации возможно только на рынке несовершенной конкуренции в силу наличия у монополиста власти над ценой.

Разновидности ценовой дискриминации:

1. Ценовая дискриминация первого рода — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода.

2. Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

3. Ценовая дискриминация третьего рода — это дискриминация по уровню доходов. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам.

Вопрос №23. Олигополия: понятие, признаки. Особенности ценообразования в условиях олигополии.

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характе­ризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. (от 2 до 15).

Характер продукции - Однородная с незначительной дифференциацией

Контроль над ценами - Частичный

Входные барьеры - Высокие

Характерная особенность олигополистического рынка – взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать данную зависимость.

При определении цены и объема производства, помимо сведений о спросе на товар и издержках производства, фирмы должны учитывать ответную реакцию своих конкурентов. Если один из конкурентов снизил цены, то и другие вынуждены понижать их, чтобы не потерять покупателей и прибыль.

Реакция фирмы на изменение цен конкурента отражена в модели ломаной кривой спроса на продукцию фирмы в условиях олигополии. На рисунке изображены кривые спроса и предельного дохода фирмы. Если фирма поднимет цену выше PК, то ее конкуренты повышать цены не будут. В результате она потеряет своих потребителей и спрос на ее продукцию будет эластичен.

Если же фирма установит цену ниже PК, то конкуренты последуют за ней, чтобы сохранить свою долю на рынке. В связи с этим при ценах ниже PК спрос менее эластичен.

Резкое различие эластичности спроса при ценах выше и ниже PК приводит к тому,

что кривая предельного дохода прерывается, а значит, снижение цены не может

быть компенсировано расширением объема продаж.

Поэтому иногда фирмы-олигополисты стремятся поддерживать

(Рис. Ломаная кривая спроса олигополиста)

стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в неценовую область.

Поскольку фирмы не могут договариваться о ценах открыто, формой неявного сговора становится лидерство в ценообразовании, когда ведущая фирма устанавливает цену, а другие фирмы следуют за ней. Цена, определенная фирмой-лидером, максимизирует ее прибыль, а остальные фирмы производят продукцию только по данной цене. Наиболее простая форма явного сговора – картель – объединение нескольких предприятий, заключивших соглашение по установлению доли (квоты) каждого участника в общем объеме производства и сбыта, условий найма рабочей силы и обмена патентами, разграничение рынков сбыта и цены на товар.

Вопрос №24. Монополистическая конкуренция: понятие, признаки. Формы неценовой конкурентной борьбы.

Монополистическая конкуренция - это тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии, этот вид рынка характеризуется множественностью конкурентов.

Характер продукции - Разнородная продукция. Дифференциация продукта - фирмы отрасли производят однотипные взаимозаменяемые товары, отличающиеся друг от друга какими-либо незначительными качественными характеристиками и (или) условиями реализации. (Разные упаковки, технические свойства, условия продажи, фирменная марка)

Контроль над ценами - Слабый

Входные барьеры - Низкие

Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде будут определяться принципом равенства предельного дохода и предельных издержек. В целом фирма может максимизировать свою прибыль или минимизировать свои убытки. Правда, экономическая прибыль долго существовать не может. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, уйдут из отрасли, а на их место придут фирмы, производящие близкую им продукцию. Возможность получения определенной экономической прибыли связана только с дифференциацией продукции.

Неэффективность рыночного механизма компенсируется широким ассортиментом товаров.

Главное средство монополистической конкуренции – неценовая конкуренция.

Формы неценовой конкурентной борьбы:

  • Реклама
  • Дифференциация продукции
  • Совершенствование выпускаемых продуктов и предлагаемых услуг
  • Отсутствие негативного влияния на окружающую сре
  • Распродажи
  • Бесплатный сервис

 

Вопрос №25. Антимонопольное регулирование: сущность, методы, основные модели.
Антимонопольное регулирование
— деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации тех или иных видов производства.
К числу других наиболее широко применяемых методов антимонопольного регулирования относятся:
1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга;
4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм;
5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой;
6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его моде­ли: американскую и европейскую.
Американская модель строится на принципе запрещения монопо­лии как структурной единицы независимо от социально-экономичес­ких последствий ее деятельности.
Европейская модель в отличие делает упор на прин­цип контроля за злоупотреблениями. Такой подход акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов.

Вопрос №26. Рынок труда. Факторы, определяющие спрос и предложение труда. Равновесие на рынке труда и проблема занятости.

Основные элементы рынка труда:

ü субъекты (домашние хозяйства, бизнес, гос-ва)

ü институты рынка (правовые нормы, обычаи, обыкновения - на локальном уровне)

ü инфраструктура (организации, занимающиеся переподготовкой и подготовкой работников)

Функции рынка труда:

1) ценообразующая (формирует и устанавливает зар. плату работников)

2) информационная (передается какая-либо информация о работе)

3) рапределительная (рапределение работников по рабочим системам, распределение доходов работников исходя из соотношения спроса и предложения на рынке труда)

Спрос и предложение на рынке труда

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства. Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины зар. платы. При росте ставки зар. платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной зар. платы и объемом спроса на труд выражается в кривой спроса на труд.

На оси абсцисс - величина требующегося труда (L), а на оси ординат - ставка зар. платы (W). Каждая точка на кривой DL показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой заработной плате соответствует большая величина спроса на труд и наоборот.

Объем предложения труда также зависит от величины зар. платы, получаемой за производительные услуги. Как правило, продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста зар. платы. Поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон.

Кривая предложения труда (SL) показывает, что при повышении зар. платы возрастает величина предложения труда, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается. Факторы, влияющие на предложение труда:

Ÿ общая численность населения страны;

Ÿ доля экономически активного населения;

Ÿ средняя продолжительность рабочего дня;

Ÿ профессионально-квалификационный состав и т.д.

Точка Е - пересечения кривой спроса на труд и кривой предложения труда.

Этой точке на графике соответствует опр. уровень ставки

зар. платы (WE) и заданное этим уровнем предложение труда (LE). В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить зар. плату WE, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, готовые предложить свои услуги при зар. плате WE. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости.

При любой другой величине зар. платы, отличной от WE, равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса и предложения труда зар. плата выступает как цена равновесия на рынке труда. В случае превышения ставкой зар. платы уровня равновесной (случай W') предложение на рынке труда (0 - LS') превышает спрос (0 - LD'). В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при заработной плате W'. Возникает избыток предложения труда, измеряемый отрезком LD'- LS' на оси абсцисс. В случае снижения зар. платы по сравнению с равновесной (например, до уровня W") спрос на рынке труда (0 - LD") превышает предложение (0 - LS ") на величину LS" - LD". В результате этого образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных наболее низкую зар. плату.

Если предложение труда больше спроса на него вследствие установления ставки зар. платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места. Предприниматели готовы нанять большее количество труда, но при условии снижения зар. платы. Таким образом, тенденция к снижению зар. платы складывается как со стороны предложения труда, так и со стороны спроса на труд.

Проблема занятости населения – это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Объясняется это тем, что одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

Вопрос №27. Заработная плата: сущность, виды. Дифференциация ставок заработной платы.
Рынок труда – система социально-экономических отношений между наемными работниками и предпринимателями по вовлечению услуг труда в общественное производство.
Заработная плата – цена труда, которая составляет основной источник дохода большинства населения развитых стран.
На рынке труда формируется заработная плата:
1. Номинальная (сумма денег, которую получает работник за свой недельным, месячный труд);
2. Реальная (показывает объем товаров и услуг, которые можно приобрести на полученные деньги, или отражает покупательную способность номинальной заработной платы, зависящей от цен на предметы потребления).
Дифференциация ставок заработной платы – различие в заработной плате работников разных или одной и той же профессии. Ее можно объяснить взаимодействием спроса и предложения на рынке труда. Если предложение определенного вида труда будет превышать спрос на него, то заработная плата будет низкой, а если спрос будет больше относительно низкого предложения, то и заработная плата будет высокой.
Причинами дифференциации ставок заработной платы являются:
1. Неоднородность услуг труда, т.е. наличие у работников разных способностей, уровня подготовки, образования;
2. Различие работ по привлекательности и условиям труда;
3. Существование ограничения мобильности

Вопрос №28. Рынок капитала. Особенности спроса и предложения на рынке капитала.
Капитал – ресурс длительного пользования, который создается с целью производства большого количества товаров и услуг.
Виды капитала:

  • Физический (машины, оборудование, здания, инструменты и т.д.);
  • Человеческий (навыки к определенному виду хозяйственной деятельности;
  • Основной (здания, сооружения, оборудование);
  • Оборотный (разница между текущими активами и текущими (краткосрочными) обязательствами предприятия, организации).

MP – предельный продукт
MOC – предельная альтернативная стоимость капитала (издержки упущенных возможностей)
I – объем инвестиций



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: