НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
СМОТРИТЕ СЕБЕ В ТАРЕЛКУ…
«Пощусь - тщеславлюсь, и не пощусь - тщеславлюсь», - скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице». «Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идет с осуждением. Брат вкушает кашу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет кофе, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма. Съел супчик и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.
«Тщеславие непощением» - более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла - а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никаких напитков - а зато я каюсь каждые выходные! Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»
И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания.
Вегетарианцы никогда животной пищи не едят - к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола. Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», - идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии - слова Божьего - уделяется особенное внимание. Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.
Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.
Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.
Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, - со старенькими родителями, болеющей соседкой или с братом, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это неразвлечение, а помощь ближнему.
ПОРЯДОК БОГОСЛУЖЕНИЙ
Марта - НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА.
(с понедельника по четверг)
- 09ч00мин – Утреннее Богослужение
- 16ч00мин – Вечернее Богослужение.
Канон Андрея Критского.
6 марта - 09ч00мин – Утреннее Богослужение.
(пятница) Освящение колива.
7 марта Мч. Феодора Тирона
(суббота) - 09ч00мин – Утреннее богослужение
- 11ч00мин—Крещение.
- 16ч00мин – Вечернее Богослужение. Исповедь
Марта Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия.
(воскресенье) - 09ч00мин – Божественная Литургия
Марта Седмица 2-я Великого поста. Поминовение усопших
(суббота) - 09.00 - Панихида.
- 10.00 - Крещение.
- 17.00 -Вечернее богослужение. Исповедь.
Марта Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы.
(воскресенье) - 09ч00мин – Литургия свт. Василия Великого.
- 13.00 - Пассия (особое поклонение Кресту)
Марта Седмица 3-я Великого поста. Поминовение усопших
(суббота) - 09.00 - Панихида.
- 11.00 - Крещение.
- 13.00 - Соборование
- 17.00 - Вечернее богослужение. Исповедь.
Марта Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная.
(воскресенье) - 09.00 – Литургия свт. Василия Великого.
- 13.00 - Пассия (особое поклонение Кресту)
В расписании возможны изменения. Уточнения о порядке
Совершения службы священнослужитель объявляет
По окончании воскресного богослужения.
ПОРЯДОК РАБОТЫИКОННОЙ ЛАВКИ
Ежедневно с 9.00 до 18.00
Без перерыва на обед.
В субботу и воскресенье киоск работает:
С 8.30 и до окончания богослужения,
В киоске обширный выбор духовной литературы для детей и взрослых, иконы именные, свечи восковые.
Не приобретайте свечи и другую утварь в коммерческих киосках и магазинах ритуальных услуг,
Они не освящены и оскорбительно их
Использовать для верующих людей.
Справки по тел: 3 - 26 –99
E-mail: xpam2001@mail.ru
\
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
УФИМСКАЯ МИТРОПОЛИЯ НЕФТЕКАМСКАЯ ЕПАРХИЯ
ДЮРТЮЛИНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД
В честь святителя Василия Великого
ВЕСТНИК
ТОЛЬКО В БОГЕ УСПОКАИВАЕТСЯ ДУША МОЯ…
№ 7 март 2020 год |
ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Покая́ния отве́рзи ми две́ри Жизнода́вче, / у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му
Твоему́, / храм нося́й теле́сный весь оскверне́н:/ но я́ко щедр, очи́сти //
благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.
Прощёное воскресение
Сегодня наступил последний день перед Великим Постом. День Прощеного воскресенья завершает нашу подготовку к Великому посту. В прошедшие подготовительные недели о Закхее, мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде Церковь уже пела и читала песнопения Постной Триоди, напоминая нам о приближении Великого Поста.
Последняя неделя перед постом, Масленица (хочу напомнить, что в переводе на английский или на латынь это слово звучит как «карнавал», состоящее из слов «мясо» и «прощай») – самая приуготовительная: мы прекращаем есть мясную пищу и постепенно входим в пространство Великого Поста. Поэтому ко дню, когда совершается чин прощения, когда песнопения сменяются минорными и постными и звучит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», когда священнослужители переоблачаются из светлых одежд в темные, – мы приходим уже подготовленными. Даже сам строй масленичной недели, со всеми ее народными названиями – золовкины посиделки, тещины вечерки – как раз говорит нам о том, что в эти дни желательно, по нынешним меркам хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить своих родных и близких, чтобы примириться.
Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме священник обращается к народу: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…» и получает ответ: «Бог простит, и нас прости!». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми.
Хотелось бы подчеркнуть, что значит прощение. Слово это обозначает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной обиды между людьми вовсе нет, а отношения натянутые, непростые. Тут уместно вспомнить, что слова «простить» и «просто» однокоренные неслучайно: очень важно, чтобы между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.
Простить непрощаемое
Однако в современном мире многие люди буквально обрастают врагами, которые что-то у них отняли: деньги, должность, здоровье, жизнь близких людей… Как же вести себя по отношению к тем, кого простить не можешь?
Любого человека – даже самого страшного тирана – можно пожалеть. Он мог быть очень нехорошим человеком, но ему в аду мучиться тоже больно. И в детстве его могли плохо воспитывать и потом могли его не любить и прочее. Важно понять, что действия мы можем осуждать, а вот человека можем пожалеть, особенно если он делает другим гадости сознательно или, допустим, не может перестать их делать по немощи. Мы пытаемся умом объяснить поведение человека: ну больной душевно, ну надорван… Тем более это можно сделать в отношении несчастного соседа, которому страсти не дают покоя, неизвестно по каким причинам. Но надо благодарить Бога, хотя бы почти по-фарисейски: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил мне также». А человека пожалеть. Тогда это не будет уже фарисейством, если мы человека не осуждаем, а жалеем. И благодарим Бога.
Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьезную боль. Где же границы искренности и лицемерия? Если я не люблю человека, не испытываю к нему никаких положительных эмоций, но пытаюсь ему улыбаться – лицемерие это, или нет? На самом деле, здесь все достаточно понятно: если я осуждаю человека, и при этом искусственно ему улыбаюсь – это лицемерие. А если я улыбаюсь, но при этом ругаю себя за то, что не могу нормально относиться к этому человеку – то есть я осуждаю не его, а себя – то это уже не лицемерие, а очень важный принцип духовной жизни – от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться нелицемерно просить прощение, даже если у тебя это не очень получается, необходимо. При этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточного прощения.
Простить по-настоящему — как?
Мне кажется, что простить по-настоящему (для начала хотя бы умом) легче человеку верующему. Потому что неверующему человеку сложно объяснить, например, слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то он обязательно пошлет тебе человека, который тебя обидит, унизит, оскорбит и уничижит». Верующему человеку достаточно просто понять, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили нам какое-то зло – это орудие Божьего промысла. Достаточно вспомнить слова Ветхого Завета, что Господь ожесточил сердце фараона, чтобы вывести Израиль из Египта. Или, например, в отношении Навуходоносора, который разрушил Иерусалим, написано: «Раб Мой, Навуходоносор!». Поэтому важно понять для себя, что в некотором смысле эти люди – ангелы, которых Господь посылает, с какой-то Своей, иногда с совершенно непонятной для нас целью.
Следующий, очень важный шаг в деле прощения – отделить наши чувства друг от друга и от наших действий, боль обиды от желания мести, гневных разбирательств, непрощения, вплоть до пожеланий смерти другому человеку. Не нужно специально бороться с болью, потому что это естественное, нормальное чувство, которое мы переживаем. А вот сопровождающие его негативные чувства и действия, обращенные на другого человека, нужно отделить и искоренить.
Прощая человека, мы не обязательно должны перестать вести себя по отношению к нему каким-нибудь специальным образом. Это хорошо понятно на примере, когда родители считают необходимым наказать ребенка. Не всегда при этом они на него сердятся: вполне возможно, они его давным-давно простили, но, тем не менее, считают нужным лишить его чего-нибудь приятного. То же самое очень важно сделать в отношении наших обидчиков. Представьте себе: у вас сложные отношения с каким-нибудь соседом по лестничной площадке, который, несмотря на все ваши попытки, гадко себя ведет. Вы вполне можете довести дело даже до судебного разбирательства. При этом по-христиански ваши действия не должны быть связаны с обидой, ненавистью в отношении него.
Это важно в любой ситуации. Даже на войне, когда долг человека убивать врагов. Военное время всегда возрождает если не формальное язычество, то некое языческое упоение войной – кровью, ненавистью и так далее. Христианину нужно этого не допускать. То же самое касается ситуации, когда враг появляется в семье. Например, когда посторонний человек уводит из семьи мужа или жену. Или в бизнесе, особенно если наши конкуренты начинают вести нечестную борьбу и пользоваться теми средствами, которые ты как христианин никак не можешь себе позволить. Можно и нужно продолжать бороться. Но необходимо бороться и со своими негативными чувствами и молиться за обидчиков.
И, наконец, очень важно помнить, что вообще-то мы глубоко не совершенные люди, поэтому ждать от самих себя что «вот, я ни на кого не буду держать обид и всех прощу», это, в некотором смысле, гордыня. Постараемся подойти к своим обидам творчески: не просто позволять себе продолжать обижаться – а молиться и просить Бога, что с этим можно сделать. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.