С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПАСТЕЛЬ




Введение

 

Слово «пастель» многозначно и означает в первую очередь художественную технику рисования цветными мелками. Также пастелью называют произведение, выполненное в данной технике и сами мелки.

Пастель занимает промежуточное положение между живописью и графикой. С технологической точки зрения (процесс изготовления, особенности хранения и реставрации, состав материала, методы и приемы работы им), пастель является графикой. По своим выразительным возможностям пастель может быть отнесена к живописи.

Однокоренным слов «пастель» является и достаточно далекий термин «пастозность», обозначающий живопись густым слоем краски. Оба слова имеют корень pasta – «тесто». Пастель – необыкновенно красивая и разнообразная техника, позволяющая художнику наиболее точно передать настроение и замысел картины.

В наше время на рынке художественных товаров представлен широкий спектр графических материалов. Есть пастель разного качества и цветов. И добиться можно абсолютно любого изображения, от быстрого наброска до реалистичного изображения. Многим обучающимся близка техника работы сухой пастелью с растушёвкой пальцами при работе в несколько этапов. Но не на длительный период. Так легче понять и почувствовать объём формы, поверхность предмета или воздушность облаков на небе.

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПАСТЕЛЬ

 

План-конспект урока по предмету «Пленэрная практика»

Тема: «Кратковременные этюды и зарисовки. Пейзаж пастелью »

Класс: 3

Возраст учащихся: 14-15 лет

Количество академических часов: 4

Цель: Развитие навыков передачи различных эмоциональных оттенков пейзажа, расширение знания учащихся о жанре пейзажа и роли колорита в

пейзаже, совершенствование техники работы пастелью.

Задачи:

Образовательная: обучить передавать изменчивость состояния природы в зависимости от освещения и в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов; углубить представления учащихся о возможностях цвета; обучить смело выражать чувства изобразительными средствами.

Развивающая: развивать художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами; совершенствовать навыки применения цвета в создании художественного образа; закрепить интерес к работе цветом; развивать навыки владения пастелью; развивать способность к творческому самовыражению; развивать умение вести диалог; развивать ассоциативное и образное мышление, творческое воображение;

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.

 

План занятия:

Организационный момент (5 мин)

Объяснение материала (20 мин)

Инструктаж последовательности работы над пейзажем (15 мин.)

Самостоятельная работа (80 мин)

Рефлексия. Подведение итогов (15 мин)

Материалы и оборудование:

Для учащихся: тонированная бумага А3 формата, кисть белка №4, пастельные карандаши, ластик, набор сухой пастели, переносной планшет, чистые листы бумаги, пакет складной стул, головной убор, бутылка с водой, солнцезащитный крем.

Для преподавателя: учебные и наглядные работы (из методического фонда).

 

Ход занятия:

Организационный момент (5 мин)

Подготовка к занятию. Приветствие. Напоминание правил безопасности и

поведения на открытом воздухе.

Объяснение материала (20 мин)

Теоретическая часть. В пейзаже важной задачей является передача состояния природы, лиричности, поэтичности, для решения этих задач бархатистость и легкость пастели подходят очень хорошо. Художник, изображая пейзаж, старается выразить свои чувства через её образ. Преподаватель озвучивает основные этапы выполнения работы на пленэре, а также основные правила рисунка, живописи и композиции. Для передачи того или иного состояния природы очень большую роль играет верно взятый общий тон. Первый план – ярче и насыщеннее. Второй план – светлее и бледнее. Чем дальше от зрителей цвет, тем он светлее и холоднее, контрасты уменьшаются, границы предметов сглаживаются. Небо чем ближе к земле, тем светлее, а чем выше от земли ярче и темнее. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Основные группы цветов: Основные – составные. Теплые – холодные. Глухие – звонкие. В смешении с тёмным настроение полученного колорита можно охарактеризовать как тревожное, грозное; в смешении со светлым оно становится нежным, спокойным.

В пейзаже важнее всего передать плановость средствами линейной и световоздушной перспективы дальний план лучше решать холоднее и мягче. Затирку пастели на плоскости листа удобнее начинать с дальнего плана, постепенно переходя к среднему и ближнему. Штрихами мелка и энергичной направленной растиркой можно создать эффект ветра. Пейзаж можно писать и в смешанных техниках, в том числе с использованием текстурирования как в подложных, так и в средних, и верхних слоях. В условиях пленэра иногда необходимым является фиксация и защита красочного слоя от механических и иных повреждений (влага, пыль и т. д.) Для этого важно заранее подготовить набор необходимых для работы предметов (чистые листы бумаги, пакет).

Инструктаж последовательности работы над пейзажем (10 мин.)

Вспомним последовательность работы над пейзажем. Преподаватель озвучивает группе учащихся, какое состояние природы ему нужно показать. Далее следует демонстрация этапов выполнения работы, передача того или иного состояния природы: линейная перспектива в сложных зарисовках; закономерности построения сложных архитектурных форм; состояние природы и тоновой диапазон зарисовки. В ходе занятия преподаватель комментирует каждое своё действие и советуется с учащимися.

Самостоятельная работа (80 мин)

Учащиеся в свободной форме рассаживаются по прилегающей территории, выбранной преподавателем. Достают художественные материалы и приступаю к выполнению задания. Сначала учащиеся выполняют на выбранном формате линейный эскиз мелком, цель которого закомпоновать пейзаж на бумаге. После того как преподаватель проверил на этом этапе работу у учащихся, он говорит о том, что можно приступать к работе в цвете.

Целевые обходы:

проверка организации учащимися рабочего места;

наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

контроль над объёмом и качеством выполненной работы.

Рефлексия. Подведение итогов (15 мин)

Обсуждение и оценивание работ. Итог и обобщение проводит преподаватель.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: