Оказывается, все они связаны событиями второй Мировой войны




Самыми первыми транспортами в 1941-м наши союзники-англичане отправляли в Архангельск свои самолёты-истребители Hurricane – в этих боевых машинах остро нуждался наш Северный флот. Об этом, пожалуй, многие слышали. Как и то, что трюмах крылатые машины везли в разобранном виде, а собирали их уже на месте - в мастерских Кегострова. Сегодня на скромном поселковом мемориале об этих событиях напоминает памятная плита «Живи и помни» - англо-советскому боевому братству. Но местный аэродром в войну, помимо Hurricane знавал и другие британские самолёты – бомбардировщики Avro-Lancaster, и с этим, между прочим, связана целая история…

 

Северный козырь

Таких кораблей фашисты построили два – Bismark и Tirpitz. Каждый в пятьдесят три тысячи тонн водоизмещением, 250 метров в длину, с броневой защитой до 320мм и пушками главного калибра 342мм. Они обладали мощью турбин в 163 тысячи «лошадей» и развивали скорость хода выше 30 узлов. В очном поединке перед такой мощью практически не смог бы устоять ни один из английских линкоров, а потому в открытом океане за каждым из этих немецких чудовищ британцы охотились целыми своих соединениями кораблей. Tirpitz являлся главным козырем германского флота в Северной Атлантике, и, к слову, трагическая судьба конвоя PQ-17, шедшего в Россию, во многом была предопределена именно присутствием на морском театре немецкого линкора. Tirppitz англичане пытались уничтожить не раз. Историки называют порядка десяти их специальных операций и, в частности, упоминают такие их кодовые наименования: Planet, Brawn, Tiger Claw, Mascot, Goodwood, Paravane, Obviate, Catechism… В них участвовали и военно-морские силы, и воздушный флот, но все эти попытки долго не достигали цели.

Архангельск 1944 года имел отношение к ним, когда линкор, прятавшийся в норвежском Альтен-фьорде, пытались атаковать бомбардировщики «Avro-Lancaster». Эти английские машины взлетали с аэродромов Великобритании, а приземлялись в России. Уже на обратном пути, приняв у нас груз тяжёлых бомб, англичане сбрасывали их на фашистский корабль. В России их принимал и готовил к боевому перелёту аэродром на двинском острове Ягодник – он считался базовым. Но ранним утром 12 сентября война внесла свои «коррективы» в операцию Paravan – по разным причинам из 38 взлетевших английских бомбардировщиков десять пошли на вынужденную посадку. Кто приземлился в Беломорске, кто в Онеге, но более всего в Архангельске и его окрестностях. Три машины сделали это удачно, а остальных ждала «жёсткая посадка». Так на земле остались шесть английских самолётов, из которых затем только две машины признали подлежащими ремонту. Их-то и доставили на Кегостровский аэродром, где имелись мастерские…

 

«Летающие крепости»

Avro-Lancaster конструкции Роя Чадвика являлся самолётом дальней авиации. Англичане и американцы ещё до войны значительно опережали нас этом компоненте вооружений. Уникальные для того времени «летающие крепости»: их четыре поршневых мотора фирмы Rolls-Royce Merlin с тягой свыше 1200 л.с. могли поднять самолёт максимальной взлётной массой свыше 30,8 тонны к практическому потолку в 8 тысяч метров. Дальность полностью снаряжённого бомбардировщика Lancaster тоже впечатляла - 4.600 километров. В бомболюки самолёт мог взять до 10 тонн смертоносных снарядов различных типов, включая сверхмощные. А ещё он нёс и своё оборонительное оружие - 8 пулемётов Браунинга. Экипаж бомбардировщика состоял из 7 человек. Впоследствии историки подсчитали: за годы второй Мировой эти «летающие крепости» англичан совершили более 156 тысяч боевых вылетов и сбросили на противника более 600 000 тонн бомб. Lancaster справедливо называли лучшим бомбардировщиком воздушного флота Его Величества. У Советского Союза не было таких самолётов ни к 1944 году, ни по окончанию Великой Отечественной…

 

Остались фото…

Итак, 12 сентября 1944 года десять из тридцати восьми «летающих крепостей», шедших на Архангельск, израсходовав топливо, запросили посадку: англичан подвела погода и несогласованные с нашими наземными станциями позывные. Общие сведения о событиях этого дня неполны и разрозненны, а порой противоречивы. Большинство самолётов всё же «дотянули» до аэродромов на Ягоднике и Кегострове, и это был наилучший вариант. Двое «жёстко сели» у Беломорска и Онеги, ещё один Lancaster столь же грубо «приземлился» в районе Талаг, другой в Васьково. Встречается упоминание, мол, один из бомбардировщиков якобы садился у Молотовска (Северодвинска), но, где и как мы только ни искали, факт этот не подтвердился… Наконец, командир ещё одного бомбардировщика хотя и успел разглядеть полосу аэродрома на Кегострове, но сел там неудачно…

Здесь начинаются основные вопросы. Живых свидетелей той посадки давно уже нет. Удалось найти тех, кому очевидцы ещё в давнишнюю послевоенную пору рассказывали о ЧП 12 сентября 1944 года. Но это, во-первых, информация с чужих слов, а ещё в ней сразу означились важные «нестыковки». Скажем, одни говорили, что самолёт сразу «сел на брюхо», другие, мол, стойки его шасси подломились, когда Lancaster уже выкатился за пределы посадочной полосы. Разное говорили и о лётчиках: дескать, среди них оказались раненые, другие утверждали – ничего подобного, экипаж чудом уцелел, и вскоре за ними на Кегостров прибыл посыльный катер Беломорской флотилии…

В британских архивах, и это, безусловно, удача, нашлась фотография бомбардировщика, который «садился» на Кегострове. Правда, дата съёмки под вопросом – сразу после аварии или неделю-другую спустя? И здесь тоже звучали разноречия, когда мы показывали фото старикам: одни, разглядев длинный забор (он на втором плане снимка, справа) поясняли - его поставили, когда самолёт уже оттащили в сторону от взлётно-посадочной полосы. Другие им возражали: нет, забор закрывал один из объектов аэродрома и тянулся вдоль телеграфной линии ещё до войны…

 

Судьба «англичан» в России

Мастерские Кегострова, куда передали «Ланкастеры», числились за хозяйством Военно-воздушных сил Беломорской военной флотилии. Известно, что ремонтом английских машин руководил главный инженер по фамилии Кирьянов. Оба самолёта восстанавливали по единому «сценарию»: всё вооружение сняли, моторы перебрали, лопасти пропеллеров заменили, гидравлику наладили, заднюю турель зашили листами дюраля, поврежденную ступенчатой формы носовую часть со стрелковой установкой из спаренных пулемётов заменили на обычный прозрачный обтекатель. Раскраску самолётов (серо-зелёный верх и чёрный низ) оставили прежней, опознавательные знаки англичан закрасили и сверху нанесли советские красные звёзды в чёрной окантовке.

Первый восстановленный на Кегострове Lancaster в январе 1945 года передали 16-му транспортному отряду 70-го транспортного полка Северного флота. Известно, что командиром бомбардировщика был В.Ш. Евдокимов, штурманом В.Я. Андреев. Самолёт, имевший по тем временам большую дальность, чаще всего использовали вовсе не для транспортных нужд, а для сопровождения конвоев, ледовой разведки и патрулирования. В августе 1945 года его направили воевать на Дальний Восток, но в Красноярске он «застрял» из-за нехватки горючего. А вскоре и война с Японией кончилась. Летом 1946 года Lancaster перегнали в Ригу, где передали местному авиатехническому училищу. Дальнейшая судьба самолёта неизвестна.

Второй «кегостровский» Lancaster поначалу тоже служил в составе 70-го отдельного транспортного полка Северного флота. Его командиром был И.И. Дубенец. В 1946 году, когда полк расформировали, самолёт решили перегнать на подмосковный аэродром в Измайлове. Однако при посадке бомбардировщик выкатился за пределы полосы, у него подломились шасси и он «клюнул» землю носовой частью. Вторично восстанавливать эту машину не стали.

Самостоятельно, но неудачно севший на Кегострове Lancaster, поговаривают, лежал в стороне от аэродромных построек ещё несколько лет.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: