Беседа (устный опрос, интервью)




Беседа - метод получения информации в ходе устного непосредственного общения, предусматривающий регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.

Виды беседы

1.По цели.

Исследовательская (для проведения научных исследований)

Диагностическая (для выявления индивидуально-психологических различий)

Консультативная (в процессе психологического консультирования или психотерапии)

2.По форме.

Свободная беседа - возможно самостоятельное изменение порядка, направленности и структуры вопросов. Позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности собеседника, гибко менять тактику в зависимости от полученной информации. Недостаток - трудность сопоставления результатов различных интервью.

Стандартизованное интервью - проведение опроса по четко разработанной схеме, в которой не допускаются изменения порядка вопросв, их формулировок, введения новых вопросов. Ограничивает возможности полного выражения мнений респондентами, а также придает формальный характер процедуре проведения интервью, затрудняет установление контакта.

Полустандартизованное интервью - использует два вида вопросов: обязательные и уточняющие, которые задаются или нет в зависимости от ответов на основные вопросы.

 

Контент-анализ

Контент-анализ - метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Может применяться как в качестве основного метода исследования, так и в виде вспомогательной процедуры обработки данных. Включает несколько этапов работы.

1.Выделение системы опорных понятий, или категорий анализа. Категории анализа - смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью исследования. В качестве категорий анализа выдвигаются определенные проблемы, идеи или темы.

2.Выделение в тексте единиц анализа, или индикаторов - частей текста, характеризующих принадлежность к определенной категории.

3.Статистическая обработка данных.

 

Тестирование

Тест - стандартизованное испытание для оценки количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты по форме могут напоминать анкеты, однако между этими двумя видами психологических методов существуют принципиальные различия.

Главное из них - то, что тест является стандартизованным испытанием, то есть, он должен выполняться испытуемыми, обрабатываться и интерпретироваться психологом в соответствие с заданным стандартом (стандартные инструкции испытуемым, формулировки заданий, бланки для ответов и многое другое). Стандарт задается разработчиком теста и его соблюдения является обязательным условием для грамотного применения теста.

Каждый тест является результатом длительного труда разработчика. Он включает отбор заданий, позволяющих выявлять требуемые психологические характеристики, доказательство валидности теста (то есть, его способности измерять то, для чего он предназначен), надежности (независимости результатов теста от действия случайных факторов) и ряда других характеристик. Кроме того, проводится обследование репрезентативной нормативной группы, с результатами которых затем будут сравниваться результаты отдельных испытуемых, а также создается описание основ интерпретации, в соответствии с которыми можно перевести количественные показатели теста в описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого.

Подробно тесты и тестирование рассматриваются в курсе психодиагностики.

 

Экспертное оценивание

Эксперт - компетентное в конкретной области лицо, участвующее в исследовании в качестве источника информации. Его задачей является выражение своего мнения или оценка явления по определенной шкале в соответствии с предусмотренными правилами. Метод экспертного оценивания - это рациональная орагнизация работы экспертов с регистрацией и последующей обработкой полученных данных.

В психологическом исследовании экспертное оценивание может быть как самостоятельным исследовательским методом, так икомпонентом других методов в случае, если необходимым этапом исследования является нестандартизованный переход от признаков к выводам.

Экспертное оценивание является субъективным методом, и его результаты зависят от ряда факторов: от подбора экспертов и их компетентности, от формулировки инструкций по оценке, особенностей оценочных шкал и других особенностей организации работы.

 

Задание 4 (итоговое)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: