Пособие для студентов 2-3 курсов
«Готовимся к экзамену»
(общая и профессиональная педагогика)
Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)
Профессиональное обучение (по отрасли: информатика и вычислительная техника)
Болхов, 2014г.
Печатается по решению организационно-методического совета колледжа
Рекомендации для родителей выпускников БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж».
Автор и составитель: Рыбникова Я.А., студент 3курса группы «Г» Бутримов Влад
Данное пособие предназначено для студентов и выпускников колледжа, оно позволят подготовиться к сдаче экзамена, даются ответы на теоретические вопросы. Методическое пособие поможет преподавателям при подготовке студентов к уроку, к выполнению самостоятельной и исследовательской деятельности.
Оглавление
1. Объект, предмет функции и задачи педагогической науки……………………………………………………………….7
2. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки…………………………………………….8
3. Единство и различие педагогической науки и практики………………………………………………………….10
4. Виды внеклассласной работы и их организация……………….11
5. Характеристика системы образования в России……………13
6. Инновационные реформы в современной российской школе……………………………………………………………..17
7.Логика развития педагогического процесса…………………19
8.Педагогический мониторинг………………………………….19
9.Проектировочная деятельность………………………………22
10.Понятие о принципах обучения. Принцип сознательности и активности………………………………………………………..23
11.Понятие о принципах обучения. Принцип наглядности….24
12.Понятие о принципах обучения. Принцип систематичности и последовательности обучения………………………………..25
13. Понятие о принципах обучения. Принцип доступности обучения………………………………………………………….26
14. Понятие о принципах обучения. Принцип научности……27
15. Понятие воспитания, принципы воспитания………………27
16. Особенности воспитательного процесса…………………..30
17. Общие закономерности воспитания…………………...….32
18. Содержание воспитания…………………………………...35
19. Общее понятие о методах и приемах обучения………....38
20.. Различные подходы к классификации методов обучения................................................................................................39
21. Методы устного изложения обучения…………………....41
22 Характеристика наглядных методов обучения……………45
23. Характеристика практических методов обучения……..47
24. Средства обучения, их классификация, общая характеристика………………………………………………….50
25. Понятие о формах организации обучения и их классификация…………………………………………………..53
26. Классно-урочная система обучения………………………..54
27.Урок, типы урока…………………………………………….57
28. Структура современного урока…………………………….58
29. Групповые, индивидуальные формы обучения, взаимного обучения, бригадное обучение…………………………………62
30. Выбор форм, методов и средств обучения………………64
31. Методы воспитания формирования сознания личности………………………………………………………….67
32. Методы воспитания организации деятельности…………..70
33. Методы воспитания стимулирования поведения и деятельности…………………………………………………….72
34. Методы воспитания контроля и самоконтроля…………..74
35.Средства воспитания………………………………………75
36 Формы воспитания, их классификация……………………77
37. Мероприятия, технология проведения коллективного творческого дела………………………………………………..79
38. Потребности и интересы как основа мотивации учения…81
39 Формирование мотивов учения…………………………..…82
40.Алгоритм изучения мотивов………………………………...84
41. Стимулирование учения. Правила стимулирования…….86
42. Алгоритм подготовки учителя к уроку (диагностика, прогнозирование, планирование)……………………………..88
43. Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе………………………………………………………….90
44.. Причины неуспеваемости и пути их преодоления………..92
45. Системы производственного обучения……………………93
46 Характеристика инновационных технологий профессиональной подготовки………………………………...95
47. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда в профессиональном обучении…………………………96
48.Права и обязанности мастера производственного обучения
49. Формы организации труда мастера производственного обучения…………………………………………………...……102
50. Требования к личности мастера производственного обучения………………………………………………………..105
№1.Объект, предмет функции и задачи педагогической науки.
Педагогика- наука воспитании человека. Теория воспитания, обучения и образования.
Педагогика-наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Обьект педагогики- образование как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Функции педагогики: познание законов воспитания, образования и обучения.2.Определение целей и задач, разработка путей достижения поставленных целей воспитания.
Задачи педагогики-1. Накопление и систематизация научных знаний о воспитании 2. Создание теории воспитания, образования, обучения.3.Раскрытие закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами.4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.5.Внедрение результатов исследований в практику. Следует еще остановиться на тех задачах, которые отнесены к классу временных. Их число, масштабность, сложность зависят от социально-экономических условий жизни общества. Решение их диктуется потребностями практики и самой развивающейся науки. Это создание электронных учебников, электронных каталогов и т.д.