На направление «Менеджмент»
1. Эволюция предмета, названия, парадигм экономической науки.
2. Экономические категории, закономерности, законы. Методы познания в экономической науке. Возможности и границы применения экономического эксперимента.
3. Экономическая среда как совокупность условий осуществления хозяйственной деятельности. Элементы экономической среды. Особенности экономической среды в РФ (в Вашей стране).
4. Иерархия благ в хозяйственной жизни человека. Место в этой иерархии продуктов, создаваемых и потребляемых в самом домашнем хозяйстве (примеры). Электроэнергия и сырье — это продукт, услуга, ресурс, товар, капитал?
5. Потребности общества. Их виды. Проблема несоответствия роста потребностей и ограниченности ресурсов и пути ее разрешения.
6. Ресурсы общества. Факторы производства: виды, взаимосвязь. Ключевые факторы производства в новой экономике. Информация — ограниченный ресурс? А капитал?
7. Виды доходов, приносимых факторами производства при различных способах их использования. Условие появления ренты, процента и зарплаты. Двойственное понятие «цены» фактора производства.
8. Рента: сущность, виды, общие и специфические факторы формирования. Отличия ренты от арендной платы.
9. Заработная плата: сущность, формы, общие и специфические факторы формирования. Экономический смысл МРОТ и прожиточного минимума.
10. Процент: сущность, виды, общие и специфические факторы формирования. Отличие кредитования от инвестирования.
11. Капитал: понятие, виды, кругооборот. Признаки деления на основной и оборотный капитал. Смысл амортизации.
12. Определение инвестиций. Особенности инвестиций предприятий, государства, домашних хозяйств. Взаимосвязь инвестиций и сбережений в экономике. Объясните различие понятий, связанных с капиталом: сбережение, накопление, возмещение, инвестиции.
13. Методы капитализации и дисконтирования в экономической науке. Сущность и сфера их использования на практике. Активы и пассивы субъектов экономики. Связь с доходами и расходами. Примеры.
14. Разделение труда: понятие, предпосылки, виды, выгоды для участников.
15. Эффективность производства и производительность труда. Сущность, определяющие факторы. Разграничение понятий: производительность труда, интенсивность труда, трудоемкость производства. Критерии и примеры, позволяющие отличить одно от другого.
16. Кривая производственных возможностей и кривая безразличия. Их смысл и принятые допущения.
17. Понятие стоимости в экономической науке. Виды стоимости. Стоимость и цена.
18. Закон убывающей предельной полезности благ для предприятий и домашних хозяйств. Пример Робинзона.
19. Типы хозяйственных систем, критерии классификации, их основные различия и краткая характеристика.
20. Предпосылки возникновения рыночных отношений. Товарно-денежные отношения и рынок: сходства и отличия. Товары и услуги как объекты рынка, их сходства и различия.
21. Сущность переходной экономики. Направления и способы рыночных преобразований. Сопровождающие явления. Особенности переходного периода в России.
22. Детерминанты (факторы) спроса и предложения. Основные факторы спроса и предложения в российской экономике (в экономике Вашей страны или любой страны на выбор).
23. Эластичность спроса и предложения по цене. Условия появления абсолютно эластичного или абсолютно неэластичного товара. Примеры. Влияние эластичности на поведение предпринимателей и потребителей.
24. Принцип «невидимой руки» рынка по Адаму Смиту: преимущества и недостатки, возможность его реализации в современной рыночной экономике.
25. Виды рынков по предмету купли-продажи. Модели рынков (типы конкурентной среды) и их особенности. Примеры и экономический смысл естественной монополии.
26. Экономические институты: сущность, примеры. Институционализм как научное направление в экономической теории, его представители.
27. Отношения собственности. «Пучок» прав собственности Онорэ. Разнообразие отношений собственности в рыночной экономике.
28. Понятие и цели предпринимательства. Отличие предприятия от фирмы. Теория предпринимательства И. Шумпетера. Коммерческое и некоммерческое объединение предпринимателей.
29. Классификация видов предпринимательской деятельности по формам собственности, с точки зрения иностранного участия, сфер деятельности, законности, новаторства, по числу участников. Сущность социально-ответственного предпринимательства.
30. Домашнее хозяйство: виды, функции в экономике. Доходы и расходы домохозяйств.
31. Виды рисков и издержек предприятия. Способы управления ими. Вклад Р.Коуза в разработку теории издержек.
32. Понятие прибыли и рентабельности. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Что такое планово-убыточная деятельность? Рентабельность предпринимательства в России.
33. Масштабы деятельности фирмы. Причины появления положительного, отрицательного и нулевого эффекта масштаба. Отличительные черты (критерии) малого предпринимательства, его вклад в развитие национальной экономики.
34. Процесс воспроизводства: сущность, виды, стадии. Объекты воспроизводства.
35. Суть экономического роста. Способы и соответствующие им проблемы его измерения. Типы и факторы роста, а также его сдерживания.
36. Стратегии экономического роста: политика, ориентированная на спрос и политика, ориентированная на предложения. Понятие «качество роста» применительно к российской экономике и экономикам зарубежных стран. Политика «мягкой посадки».
37. Объясните механизм действия экономических мультипликаторов. Назовите их виды. Что такое акселератор? Какую роль играют эти «экономические рычаги» в классической политэкономии и теории общего равновесия. Почему?
38. Кругооборот доходов и расходов в теории Л. Вальраса. Какой вклад он внес в экономическую статистику?
39. Экономический цикл и его фазы. Критерии разграничения фаз и характеристика процессов, протекающих на различных фазах. Основные причины и отличия кризиса рыночной и нерыночной экономик.
40. Инфляция: сущность, причины, типы, темпы, измерение. Позитивные и негативные стороны. Антиинфляционная политика.
41. Безработица: сущность, виды, методы борьбы. Взаимосвязь с инфляцией.
42. Регулирование экономики: уровни, сферы, методы и инструменты. Значение и особенности экономического регулирования экономики РФ (Вашей страны) на современном этапе.
43. «Провалы» рынка. Примеры. Деятельность антимонопольной службы.
44. «Провалы» государства. Экономическая политика и ее цели, взаимосвязь с экономической теорией.
45. ВВП как основной макроэкономический показатель. Методы расчета и состав по разным методам. Экономическая сущность различий ВВП и ВНП.
46. Базовые понятия системы национального счетоводства: экономическая территория, резидент/нерезидент, отрасли и институциональные секторы экономики.
47. Система макроэкономических показателей. Необходимость и последовательность статистической «очистки» ВВП для оценки располагаемого личного дохода населения.
48. СНС: понятие, эволюция, задачи. Виды национальных счетов и принципы их формирования.
49. Понятие «национальное богатство». Трудности и недостатки его подсчета в современной статистике. Особенности национального богатства РФ (или страны на выбор).
50. Деньги: этапы развития, функции, виды. Новые виды денег. Роль денежных суррогатов в экономике.
51. Денежная масса, ее агрегаты (принцип агрегирования) и способы регулирования. Закон денежного обращения. Кредитно-денежная политика ЦБ.
52. Кредит: сущность, формы. Роль процентной ставки в рыночной экономике. Кредитно-банковская система и ее звенья. Особенности банковской системы РФ (Вашей страны, страны на выбор).
53. Финансовые отношения в экономике. Место государственного бюджета в финансовой системе. Структура, принципы формирования. Взаимосвязь дефицита госбюджета и государственного долга. Особенности бюджета РФ на 2012 г.
54. Налоги и их основные виды. Объекты налогообложения, налоговая ставка, налоговое бремя. Система налогообложения в России.
Рекомендуемая литература
1. Громыко Г.Л., Иванов Ю.Н., Алексеев А.Р., Воробьев А.Н., Елаховский В.С. Экономическая статистика. ―М.: ИНФРА-М. 2008.
2. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. ― М.: КНОРУС, 2008.
3. Макконнэлл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ., 17-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009.
4. В.Д. Камаев. Экономическая теория: Учебник для студ. вузов. ― М.: Владос, 2007.
5. Курс экономической теории. 6-е изд. Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. 2007.
6. Логинов Б.Б., Руднева А.О. Международные факторы производства. – М.: ИНФРА-М, 2012.
7. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. Едиториал УРСС. 1997.
8. Руднева А.О. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.
9. Сорвиров Б.В. История экономических учений. – М.: Экзамен, 2008.
Блок «Менеджмент»
1. Менеджмент: основные понятия и определения. Типы и виды менеджмента.
2. Основные школы менеджмента и этапы эволюции науки управления. «Школа научного управления» Ф.Тейлора, «классической школы управления» А.Файоля.
3. Пирамида менеджмента и главные функции управления.
4. Значение и содержание «школы человеческих отношений».
5. Основные теории мотивации персонала организации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
6. Способы мотивации деловой карьеры сотрудников организации.
7. Система подготовки персонала организации. Профессиональная и лидерская подготовка менеджеров. Меры по восстановлению сил сотрудников.
8. Понятие организации и ее основные характеристики. Классификация организаций. Признаки сложных систем и законы кибернетики.
9. Модели организационных структур. Основные формы и цели коммерческих и некоммерческих организаций.
10. Внешнее окружение организации и ее внутренняя среда. Жизненный цикл развития организации. Система управления организацией и ее основные элементы (состав, структура и особенности).
11. Управленческое решение в системе управления и деятельности менеджера. Сущность и содержание управленческого решения. Основные этапы принятия управленческого решения и требования к нему.
12. Классификация управленческих решений. Особенности управленческих решений и факторы, влияющие на их принятие. Методы принятия управленческих решений. Значение качества и времени при принятии управленческого решения.
13. Рациональное решение и этапы его принятия. Методы, с помощью которых осуществляется процесс коллективной выработки решений.
14. Понятие о стратегии компании, ее составляющие элементы, виды и формы. Концепция общих стратегий М.Портера и пять конкурирующих сил.
15. Эталонные или базовые стратегии развития организации. Главные отличия стратегических решений и оперативно-тактических.
16. Факторы, определяющие стратегию компании и подходы к формированию стратегии. Основные этапы разработки стратегии, алгоритм и содержание этапов.
17. Анализ альтернатив и выбор стратегии (SWOT-анализ, PEST – анализ). Матричный анализ – матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ).
18. Матрица Дженерал Электрик (GeneralElectric) –МакКинзи(McKinsey) и ее роль в стратегическом управлении организацией. Матрица Шелл и ее основные характеристики.
19. Преимущества «стратегического подхода» к управлению и почему стратегическое управление является непрерывным процессом. Дерево целей и задач, дерево решений. Матрица интенденций.
20. План развития организации, бизнес-план и основы планирования.
21. Корпоративная культура организации и ее роль. Формирование культуры, благоприятствующей стратегии организации.
22. Власть: виды и способы ее реализации. Типология власти. Лидерство и понятие стиля руководства.
23. Модели и характеристики различных стилей руководства и зависимость типа лидерства, стиля руководства от жизненного цикла организации.
24. Виды управленческой информации и ключевые требования к ней. Виды коммуникаций и участники коммуникационных процессов в организации.
25. Понятие коллектива. Основные виды коллективов. Понятие формальных и неформальных групп и их характерные черты.
26. Психологические характеристики коллектива. Пути формирования коллектива. Социальные роли и отношения в коллективе. Формальные и неформальные коммуникации.
27. Особенности и отличия управления персоналом и управления человеческими ресурсами. Модель психологической безопасности организации и роль менеджмента в этом процессе.
28. Основы командообразования: понятие команды и показатели оценки ее деятельности. Коллективное творчество. Стратегическое лидерство, командообразование и управление командами.
29. Управление организационными изменениями и инновациями как инструмент реализации стратегии. Системы корпоративных коммуникаций и стандарты взаимодействия в управлении.
30. Транснациональные корпорации: сущность, виды, основные показатели и роль в мировой экономики.
31. Капитал: понятия, виды, кругооборот. Признаки деления на основной и оборотный капитал. Смысл амортизации.
32. Типы хозяйственных систем, критерии классификации, их основные различия и краткая характеристика.
33. Экономические институты: сущность и примеры. Институционализм как научное направление в экономической теории, его представители.
34. "Провалы" рынка и "провалы" государства. Примеры. Экономическая политика и ее цели, взаимосвязь с экономической теорией. Деятельность антимонопольной службы.
35. Виды рынков по предмету купли-продажи. Модели рынков и их особенности. Экономический смысл естественной монополии.
36. Принцип невидимой руки по Адаму Смиту: преимущества и недостатки, его реализация в современной рыночной экономике.
37. Денежная масса, ее агрегаты (принцип агрегирования) и способы регулирования. Закон денежного обращения. Кредитно-денежная политика ЦБ.
38. ВВП как основной макроэкономический показатель. Методы расчета и состав по разным методам. Экономическая сущность различия ВВП и ВНП.
39. Кредит: сущность и формы. Роль процентной ставки в рыночной экономике. Кредитно-банковская система и ее звенья. Особенности банковской системы РФ (Вашей страны или страны на выбор).
40. Налоги и их основные виды. Объекты налогобложения, налоговая ставка. Система налогообложения в России.
41. Экономический цикл и его фазы. Основные причины и отличия кризиса рыночной и нерыночной экономик.
42. Инфляция: сущность, причины, типы и темпы. Позитивные и негативные стороны. Антиинфляционная политика.
43. Государственный бюджет в финансовой системе. структура и принципы формирования. Взаимосвязь дефицита бюджета и государственного долга. Особенности бюджета РФ на 2016 год.
44. Меркантилисты и физиократы: представители, основные воззрения, параллели с современной экономической теорией и практикой.
45. Классическая экономическая школа: представители, основные идеи и их роль в дальнейшем развитии экономической теории.
46. Дж. М. Кейнс и его школы: теория эффективного спроса, денег, процента, занятости и безработицы.
47. Монетаризм: представители, основные положения, уравнение темпов роста денежной массы Фридмена.
48. Факторы спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения по цене. Условия появления абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного товара.
49. Домашнее хозяйство: виды, функции в экономике. Доходы и расходы домохозяйств.
50. Безработица: сущность, виды и методы борьбы. Взаимосвязь с инфляцией.
Рекомендуемая литература
1.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент (Концепции и ситуации для анализа). Москва: Изд-во Диалектика-Вильямс, 2013.
2.Аникин В.И., Сурма И.В. и др. Основы стратегического менеджмента. - М.: Канон+, 2013.
3.Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. - М.: КноРус, 2012.
4.Макконнэлл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ., 17-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009.
5.Аникин В.И. и др. Менеджмент. - М.: Канон+, 2013.
6.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Изд-во Вильямс,2009.
7.Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник.-М.: Проспект, 2014.
8.Руднева А.О. Основы экономической теории. Учебное пособие. М., 2011.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. М., 2010.
10.Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Экономистъ, 2008.
11. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент – М.: Издательство Юрайт, 2014.
12.Кнышова Е.Н., Менеджмент. М.: Форум-Инфра-М, 2010.
13. Менеджмент (под ред. Королева В.И.) – М.: Магистр, 2012.
Дополнительная литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М. Экономика. 1989.
2. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М. ЮНИТИ. 2002.
3. Кнорринг В.И. Основы искусства управления. М., Изд-во ДЕЛО, 2003.
4. Хасби Д. Стратегический менеджмент. М. Контур. 1998.
5. Р. Акофф. Искусство решения проблем. М. Мир. 1982.
6. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб. ПИТЕР. 2002.
7. Ньюстром Дж. В., Девис К. Организационное поведение. СПб. ПИТЕР. 2000.
8. Смирнов Э.А. Теория организации. М. ИНФРА-М. 2002.
9. Пшенников В. Японский менеджмент. М. ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ. 2000.
10. Ларичев О.А. Теория и методы принятия решений. М. Логос. 2002.
11. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент – М., Гардарика, 2003.
12. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. (The ideas that changed the world of management. FinancialTimes, PrenticeHall), М., Инфра-М, 2002.
13. ГоранОльве Н., Жан Рой, Магнус Веттер. Оценка эффективности деятельности компании (практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей). М.: Изд-во «Вильямс», 2003.
14. Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ. 1998 г. М.: Инфра-М, 2002.
15. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ. 1997.