Понятие системы счисления




ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ

 
 


Кафедра правовой информатики, информационного права

И естественнонаучных дисциплин

 

Утверждаю

Зам. директора по учебной

и воспитательной работе

к.в.н., доцент

В.Д. Ерёменко

31 августа 2011 г.

 

 

ПЛАН

Практического занятия

 

Дисциплина: «Информационные технологии в юридической деятельности».

 

Тема 4.2: «Общие сведения о системах счисления».

 

 

Разработал:

заведующий кафедрой

к.т.н., доцент

А.В. Мишин

 

Материалы обсуждены и одобрены

на заседании кафедры ПИИПЕД,

протокол № 1 от «29 » августа 2011 г.

 

 

Воронеж - 2011

План проведения занятия

Тема № 4: «Основные закономерности создания информационных процессов».

Занятие № 2: «Общие сведения о системах счисления».

Учебные вопросы Время, мин
Вступительная часть.................................... 1. Понятие системы счисления............................. 2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую....... Заключительная часть...................................  

Литература:

основная:

1. Мишин А.В. Информатика и математика: математика: учеб. пособие / А.В. Мишин, Л.Е. Мистров, А.Ю. Кузьмин. – Воронеж: Научная книга, 2006. – С. 9-14.

дополнительная:

2. Горбатов В.А. Дискретная математика: Учебник / В.А. Горбатов, А.В. Горбатов, М.В. Горбатова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – С. 43-56.

 

Содержание занятия и методика его проведения

Вступительная часть. Преподаватель проверяет наличие и готовность студентов к проведению занятия, делает соответствующие записи в журнале. Объявляется тема, цель и план проведения занятия. Акцентируется внимание студентов на важности изучаемой темы для усвоения последующего материала учебной дисциплины.

Основная часть. Преподаватель проверяет усвоение студентами ранее изученного учебного материала и выполнение ими домашнего задания.

1. Для множеств и : А È В = {-10, -3, -2, -1, 0, 4, 5, 8}. А Ç В = {4, 8}. В \ А = {-3, -1, 0}. A D B = {-10, -3, -2, -1, 0, 5}.

2. Для множеств A = {2, 4} и B ={1, 5, 7}: = {(2, 1), (2, 5), (2, 7), (4, 1), (4, 5), (4, 7)}.

3. Диаграммы Эйлера-Венна множеств:

Доводит основные теоретические сведения и организует выполнение заданий по теме.

Заключительная часть. В заключительной части практического занятия преподаватель подводит итоги, отмечает ошибки в действиях студентов, оценивает работу и отвечает на их вопросы, выдаёт задание на самоподготовку.

Задача. Найти результат вычисления выражения .


Тема 4.2. Общие сведения о системах счисления

Цель занятия – изучить первичные понятия представления чисел в позиционных системах счисления, необходимые для последующего восприятия закономерностей создания информационных процессов.

 

Теоретические сведения

 

Понятие системы счисления

 

Системой счисления (или нумерацией) называют совокупность приёмов построения, обозначения и наименования чисел. Каждая система счисления включает:

1) определённый набор символов (цифр) для записи чисел; эти символы составляют конечный алфавит;

2) определённый способ чтения (наименования) чисел.

Каждой цифре в записи числа однозначно сопоставляется количество, выражаемое этой цифрой. Это количество будем называть количественным эквивалентом цифры [1].

По способу определения количественного эквивалента цифры в записи числа все системы счисления можно разбить на два класса: непозиционные и позиционные.

Система счисления называется непозиционной, если каждой цифре и в любом месте в записи числа однозначным образом сопоставлен некоторый количественный эквивалент. Таким образом, в непозиционных системах счисления местоположение цифры в записи числа (позиция) не влияет на её количественный эквивалент.

Примером непозиционной системы счисления является римская система[2]. Количественные эквиваленты цифр римской системы счисления равны: (I) = l; (V) = 5; (X) = 10; (L) = 50; (С) = 100; (D) = 500; (М) = 1000.

Количественный эквивалент числа в римской системе счисления определяется по следующему правилу: если в записи числа слева от символа находится символ, имеющий не меньший количественный эквивалент, то этот количественный эквивалент включается в сумму со знаком «плюс», в противном случае - со знаком «минус». Например,количественные эквиваленты чисел CCXXXIX и DCCXL равны: …….(CCXXXIX) = 10 - 1 + 10 + 10 + 10 + 100 + 100 = 239,

(DCCXL) = 50 –10 + 100 + 100 + 500 = 740.

Исторически вначале появились непозиционные системы счисления. Общим недостатком этих систем счисления является трудность записи в них больших чисел: либо эти записи слишком громоздки, либо алфавит цифр весьма велик. Именно поэтому непозиционные системы счисления в вычислительной технике практически не нашли применения.

Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры определяется не только видом самой цифры, но и её местоположением в записи числа - позицией.

Примером такой системы является широко используемая нами десятичная система. При смене позиции (места) цифры в числе меняется её количественный эквивалент. Например, у числа 333,3 первая цифра справа означает «три десятых долей единицы», вторая «три единицы», третья – «три десятка», а четвёртая – «три сотни». Сама же запись 333,3 означает сокращённую запись выражения 300 + 30 + + 3 + 0,3 = 3×102 + 3×101 + 3×100 + 3×10 1 = 333,3.

Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием.

Основание позиционной системы счисления – это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе. За основание системы можно принять любое натуральное число – два, три, четыре и т.д.

Наиболее широкое использование имеют следующие системы счисления:

· десятичная (используются цифры 0, 1, 2,..., 9);

· двоичная (используются цифры 0, 1);

· восьмеричная (используются цифры 0, 1, 2,..., 7);

· шестнадцатеричная (для первых целых чисел от нуля до девяти используются цифры 0, 1, 2,..., 9, а для следующих чисел – от десяти до пятнадцати – в качестве цифр используются символы A, B, C, D, E, F).

Любое число А в позиционной системе счисления можно записать в общем виде [3]:

А ( p ) = ,

где ai – цифра в i -том разряде записи числа в системе счисления с основанием р.

Для определения номера разряда (значения i) используется простое правило (см. рис. 4.7): первый слева от запятой разряд (точка отсчёта) является нулевым; номера остальных разрядов равны их порядковому номеру относительно нулевого разряда: влево (целая часть числа) – со знаком «+» (при записи опускается); вправо (дробная часть числа) – со знаком «–». Например,

324,54(10) = 3×102 + 2×101 + 4×100 + 5×101 + 4×102,

1101,01(2) = 1×23 + 1×22 + 0×21 +1×20 + 0×21 + 1×22,

352,51(8) = 3×82 + 5×81 + 2×80 + 5×8-1 + 1×82,

A4C,3F(16) = 10×162 + 4×161 + 12×160 + 3×161 + 15×162.

 

 

Рис. 4.7. Принцип нумерации разрядов записи числа

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: