Время выполнения заданий – 3 астрономических часа




ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

КЛАССЫ(100 баллов)

Время выполнения заданий – 3 астрономических часа

 

ШИФР_________________________________________

Задание 1. Найдите правильный ответ (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл - 9 баллов).

1.О процессе зарождения государства у славян свидетельствует (1 балл)

 

А) складывание всероссийского рынка

Б) появление родовой общины

В) появление земледелия и скотоводства

Г) образование племенных союзов

Д) появление сословно-представительных органов власти

 

Ответ: _________________________

 

2. Как называется течение религиозной мысли, которое один из ее идеологов выразил в следующих словах: «Отчисти келью твою и скудность вещей научит тя воздержанию. Возлюби нищету,... и смирение»? (1 балл)

А) славянофилы

Б) нестяжатели

В) иосифляне

Г) никонианцы

Ответ: _________________________

 

3.Для работы им требовались кожи, «телятины», «меха», «харатьи». Чем занимались эти люди? (1 балл)

 

А) Изготовление головных уборов.

Б) Изготовление конной упряжи.

В) Переписка книг.

 

Ответ: _________________________

 

4. В какой конечный пункт вы смогли бы доехать по первой железной дороге из Санкт-Петербурга? (1 балл)

А). Москва.

Б). Царское село.

В). Гатчина.

 

Ответ: _________________________

 

5. Как назывался документ, отражающий результаты проведения учета податного населения Российской империи в XVIII – 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения? (1 балл)

 

А) ревизские сказки;

Б) ведомости;

В) росписи (списки).

 

Ответ: _________________________________________

 

6. «… его уход – лишь закономерный итог и, значит, триумф его политического замысла…Но одновременно это разрушение тоталитарной системы власти стало разрушением государства и превратилось в поражение государственного деятеля и трагедию реформатора, вынужденного отказаться от дальнейшего осуществления своего исторического проекта еще до того, как он начал приносить обещанные результаты». Результаты, чьей политической деятельности так оценивает А. Грачев? (1 балл)

 

А) Н.С. Хрущева

Б) Л.И. Брежнева

В) М.С. Горбачева

Г) Б.Н. Ельцин

 

Ответ: ________________________________

 

7. Какие три из перечисленных строек являются стройками первой пятилетки? (3 балла)

 

А) БАМ

Б) Комсомольск-на-Амуре

В) Турксиб

Г) Газопровод «Саратов-Москва»

Д) Транссиб

Е) Днепрогэс

 

Ответ: ________________________________

 

 

Задание 2. Дайте правильные ответы на вопросы. (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл - 6 балов)

А). Что объединяет эти даты:

1928 г.– 1933 г.; 1933 г. – 1937 г.; 1937 г. – 1942 г.

Ответ: _____________________________________________________________________

 

Б). Что объединяет эти даты:

29 марта—8 апреля 1966, Москва; 30 марта—9 апреля 1971, Москва; 24 февраля—5 марта 1976, Москва; 23 февраля—3 марта 1981, Москва.

Ответ: _____________________________________________________________________

 

В). Что объединяет этих людей:

В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков.

Ответ: _____________________________________________________________________

 

Г). Что объединяет эти понятия:

барщина, натуральный оброк, денежный оброк.

Ответ: _____________________________________________________________________

 

Д). По какому принципу образован этот фактический ряд:

отмена кормлений; завершение губной реформы; проведение земской реформы; начало созыва Земских соборов; составление Судебника

Ответ: _____________________________________________________________________

 

Е). По какому принципу образован ряд из этих фамилий:

А.Н. Голицин, С.С. Уваров, А.В. Головнин, Д.А. Толстой, А.В. Луначарский

Ответ: _____________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами. (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл -14 баллов).

Избранная в (1)________ году, экономическая политика позволила восстановить народное хозяйство, перейти на расширенное воспроизводство в промышленности. Этому способствовал переход от (2) ________________ к (3)____________. Хозяйственные отношения стали строиться не совершенно новых основаниях - произошел переход от (4)_____________ связей к товарно-денежным.

С 1924 г. единый сельскохозяйственный налог, взимался в (5)____________ форме. При наличии у крестьян в достаточных размерах главного средства производства – (6)_______ - деревня получила простор к возрождению.

Несколько позже в деревне была разрешена аренда земли. Были разрешены торговля, мелкое частное производство с применением (7)__________ труда. Государственная промышленность постепенно переводилась на коммерческие основы, самофинансирование и должна была все больше работать на рынок.

Последовал пересмотр положения о кооперации. Кооперативные предприятия получили широкую свободу хозяйственной деятельности. Формируются специализированные центры по закупке, сбыту, переработке сельскохозяйственной продукции - "Льноцентр", "Маслоцентр", и др.

В марте (8)__________ была начата денежная реформа. Воссозданный Госбанк приступил к выпуску новых денежных знаков – (9)______________, обеспеченных по закону на четверть золотом и в остальной части - легкореализуемыми товарами, иностранной валютой, ценными бумагами. Фактическое золотое обеспечение не опускалось ниже 50%.

Была построена налоговая система. Налоги стали устанавливаться прямые как социально более справедливые, чем (10)______________.

Промышленные предприятия объединялись в (11)_______________ территориально-отраслевые тресты. В середине 1923 г. работал 478 трестов.

Восстановление промышленности шло все быстрее, менялась структура хозяйства. Строилась Волховская, Каширская (12) ________________, автозавод "АМО" и др.

Невиданное шестилетнее падение российской экономики за такие же примерно сроки было преодолено. Хозяйство восстановлено. Однако в 1928 г. в стране начинается резкий поворот, приведший к низведению политики (13)_______________ и переходу к курсу, который в дальнейшем получил название политики (14)«_______________» или «великого перелома».

 

1__________________________________

2. _________________________________

3. _________________________________

4.__________________________________

5. _________________________________

6. _________________________________

7. _________________________________

8. _________________________________

9. _________________________________

10 _________________________________

11 _________________________________

12 _________________________________

13 _________________________________

14. _________________________________

 

Задание 4. Прочитайте цитаты из писем знаменитого русского писателя об Иркутске. Ответьте на вопросы. Ответы внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ,максимальный балл – 6 баллов).

«Из всех сибирских городов самый лучший Иркутск», «В Иркутске рессорные пролетки. Он лучше Екатеринбурга и Томска. Совсем Европа», «Иркутск – превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы».

  1. Какой знаменитый русский писатель оставил такого рода записи об Иркутске? (2 балла)
  2. Когда и по какой причине он посетил Иркутск? (2 балла)
  3. Как называлась и называется, в настоящее время улица, которую он назвал «улицей моды и роскоши»? (2 балла)
1.  
2.  
3.  

 

Задание 5. Рассмотрите карту и дайте ответы на вопросы. (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9 баллов)

1. Укажите год, обозначенного на карте конфликта. (1 балл)

2. Укажите государство, которое потерпело поражение в данном конфликте. (1 балл)

3. Напишите название реки обозначенной на карте цифрой «3». На территории какого государства она находится? (2 балла)

4. Какие суждения являются верными для событий, обозначенных на схеме? Укажите в таблице ДА, НЕТ. (1 балл за каждый правильный ответ)

А) По завершению сражения, между сторонами данного конфликта больше не велось боевых действий.

Б) Войсками одной из сторон конфликта командовал Г.К. Жуков.

В) Военным союзником одной из сторон в данном конфликте выступала Монголия (МНР).

Г) Одну из сторон конфликта поддерживали регулярные части немецкой армии.

Д) Конфликт являлся частью Второй Мировой войны.

 

Ответ:

1 ___________________________

2 ___________________________

3 ___________________________

А Б В Г Д
         

 

Задание 6. Установите соответствие между именами политических деятелей и фактами их биографии. (По 1 баллу каждый за верный ответ; максимальный балл – всего 5 баллов)

ДЕЯТЕЛИ ФАКТЫБИОГРАФИИ
А) Г.М. Маленков 1) куратор советского «атомного проекта»  
Б) А.А. Жданов 2) был репрессирован по «ленинградскому делу»  
В) Л.П. Берия 3) Председатель СНК СССР в 1930-е гг.
Г) Н.А. Вознесенский 4) министр обороны в 1955 - 1957 гг.
Д) В.А. Молотов   5) выступил с критикой А. Ахматовой и М. Зощенко
  6) глава советского правительства

 

Ответ внесите в таблицу:

А Б В Г Д
         

 

Задание 7. Перед вами портреты российских полководцев. Подпишите под портретом фамилию полководца и приставку к фамилии, свидетельствующую о его славных делах. (По 1 баллу каждую фамилию, по 1 баллу за приставку к фамилии, максимальный балл - всего 6 баллов)

 

 

 

1 _______________________ 2 _______________________ 3 _______________________

_________________________ _______________________ _______________________

_________________________ ________________________ _______________________

Задание 8. Перед Вами картина, изображающая открытие памятника. Вам необходимо рассмотреть репродукцию и ответить на вопросы. (За каждый правильный ответ 2 балла, максимальный балл – всего 10 баллов).

 

 

 

1. Как называется этот памятник?

2. В каком городе находится памятник?

3. В каком году был установлен монумент?

4. В память о каком историческом событии был установлен монумент?

5. Почему для сооружения монумента был выбран именно этот город?

1.____________________________________________________________________________

2 ____________________________________________________________________________

3 ____________________________________________________________________________

4 ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5 ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 9. Прочитайте отрывок из исторического источника.Используя информацию из источника, а также знания по курсу истории России, развернуто ответьте на вопросы. (Максимальный балл - 10 баллов).

«Божиею милостию Мы,____________ (1), император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.<...> Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустроя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потом, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. <...>Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император_______________(2) издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш ________________(3) — постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения. <...> Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение».

 

1. Назовите точную дату (число, месяц, год) издания этого документа. (1 балл)

2. Восстановите имена монархов, замененные цифрами (1), (2) и (3). (3 балла)

3. Каковы причины принятия данного документа? Назовите не менее двух причин. (Одна позиция 3 балла, две причины – 6 баллов)

 

Ответ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание № 10. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

 

Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

· ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);

· можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);

· располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;

· владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

 

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, её осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Чёткость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Примерные темы эссе:

1. Иван Калита … умел воспользоваться обстоятельствами, окончил борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества, дал им предвкусить выгоды единовластия, почему и перешел в потомство с именем первого собирателя Русской земли». (С.М. Соловьев)

 

2. «В начале своего княжения он (Иван III) мечтал о промыслах, как мечтали о них его удельные предки, в конце же он должен думать о защите целого народа от иноверных и иноземных врагов. Коротко говоря, сначала его политика была удельной, а затем стала национальной». С.Ф. Платонов

 

3. «Россия заявила о себе ещё в Петровскую эпоху, но наследники Петра не смогли продолжить его поступательное вмешательство в общеконтинентальные дела, и лишь при Елизавете Петровне Россия окончательно «вошла» в Европу как одна из великих держав, определяющих её будущее». (М.Ю. Анисимов)

 

4. «Первая особенность русской культуры – это множественность истоков» (Д.С. Лихачев).

 

5. «Гражданская война, гражданская война… где ждать напрасный труд счастливых перемен» (А. Городницкий)

 

6. «С поражением Германии уничтожается один из самых гнойных очагов фашистской заразы, откуда она расползлась во все страны… Но фашизм остается» (Г.П. Федотов)

 

7. «Величие народа должен уметь вместить в себя каждый его представитель» (С.Е. Лец).

Примерные темы развернутых ответов:

  1. Влияние Византии на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.
  2. Петровские преобразования и их оценка историками и современниками.
  3. Влияние Первой Мировой войны на развитие России.
  4. Великая Отечественная война и ее влияние на развитие советской культуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: