Реформа управления финансами




 

Проведение активной налоговой политики государства потребовало реформирования системы управления финансовой сферы и создание общегосударственных органов по управлению финансами. В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (1699-1719), которая занималась составлением ежегодной росписи доходов и расходов. В 1717-1721 гг. в рамках коллегиальной реформы вместо старых финансовых органов были созданы три финансовые коллегии: сбор доходов осуществляла Камер-коллегия, распределение средств – Штатс-контор-коллегия, контроль над тем и другим – Ревизион-коллегия. В 1719 г. был принят первый Регламент – устав, четко определявший обязанности финансовых коллегий. Функционально все три финансовые коллегии подчинялись Сенату, а через него и самому императору.

Центральной и финансовой коллегией стала Камер-коллегия. В 1717 г. Петр I назначил ее первым президентом князя Д.М. Голицына. Именно Голицын и Я.В. Брюс стали основными помощниками царя в создании новых органов управления финансами. Основными обязанностями Камер-коллегии были организация большинства податей; исключение составляла подушная подать, которую собирали военные комиссариаты и напрямую отсылали в военную и адмиралтейскую коллегии. Камер-коллегия получила право ведать сдачей сборов на откупа, но не получила права учреждать новые сборы – это была прерогатива императора и Сената. Штатс-контор-коллегия стала центральным органом, ведающим расходами на двор, армию, флот, управление и контроль над использованием финансовых средств на эти цели. Во главе коллегии стоял один из ближайших сподвижников царя Мусин-Пушкин. Ревизион-коллегия осуществляла общий контроль над доходами и расходами «безо всякого убытка в казне». Возглавлял коллегию князь Я. Ф. Долгоруков.

Наряду созданием общегосударственных финансовых коллегий была создана разветвленная сеть местных финансовых учреждений, которые подчинялись общегосударственным финансовым коллегиям. Это способствовало усилению роли государства в управлении финансами и упорядочению финансовой сферы.

Создание трех финансовых коллегий имело большое значение в упорядочении управления страной. Они были первыми центральными финансовыми органами с общегосударственной компетенцией, при создании которых была сделана попытка разграничения их функций.

Вместе с тем реформа управления финансами имела и свои недостатки. Среди недостатков коллегиальной системы было то, что три финансовые коллегии во многом дублировали друг друга; например, все они обладали правом сбора податей. Характерной чертой реформы Петра I в сфере управления финансами была чрезмерная детализация деятельности и постоянное расширение обязанностей финансовых коллегией.

Созданная Петром I система управления финансами России была достаточно прочной и с небольшими изменениями просуществовала до 1802 г.

 

Значение экономической реформы Петра I

Значение экономической реформы Петра I трудно переоценить[4]: в годы правления Петра Великого в области финансов были осуществлены реформы, имевшие далеко идущие последствия для страны. В целом они были проведены в интересах государства и способствовали укреплению его экономической мощи. Проведенная финансовая реформа позволило не только упорядочить денежную систему, превратить монетное дело в монополию государства, но и провести модернизацию страны, не прибегая к иностранным займам. Более того, результаты денежной реформы Петра I имели важное международное значение: рубль был введен в круг европейских монетных систем.

 

Однако методы проведения этих реформ были жестокими и разорительными для народа. Налоговый гнет тяжелым бременем ложился на плечи податных сословий. Подушная подать оказалась непосильной для основной массы населения. В 1726 г. правительство было вынуждено уменьшить ее, однако недоимки по-прежнему подрывали бюджет государства, достигнув к 1722 г. 15 млн. руб.

 

 

Заключение

Проведенная Петром I денежная реформа отразилась положительно не только на экономической жизни страны, но и на политических аспектах России. В результате реформы Российская империя превратилась в крупнейшую политическую силу, с которой вынуждены были считаться все европейские государства.

В целом, рассматривая политику Петра Великого, можно сказать, что Россия при нем приобрела первый опыт европейской модернизации, что, на мой взгляд, несомненно, помогло продвинуться Российской империи вперед, сократив свое отставание от передовых стран Запада. Это позволяет считать Петра I выдающимся реформатором нашего Отечества.

 

 

Список литературы

Анисимов Е. В. Время петровских реформ, Л., изд-во «Лениздат», 1989.

Буганов В. И. Петр Великий и его время - М., изд-во «Наука»,1989. - 192с

Винклер П. П. фон. Из истории монетного дела в России. М., 2005.С.14.

Муравьева Л. А. Финансовая политика Петра Великого//Финансы и кредит. 2007. №9. С.75-76

Павленко Н. И. Петр Великий, М., изд-во «Мысль, 1990

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории 5-е изд., СПб.: Издательство «Лань», 2003. – с.432

 


[1] Анисимов Е. В. Время петровских реформ, Л., 1989

[2] Винклер П. П. фон. Из истории монетного дела в России. М., 2005. С. 14

[3] Муравьева Л. А. Финансовая политика Петра Великого // Финансы и кредит. 2007. №9. С. 75-76

[4] Павленко Н. И. Петр Великий, М., 1990



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: