«неудовлет-ворительно» | обучающийся не владеет способностью обеспечивать высокое качество работы при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования, при проведении научно-исследовательских работ | |
I | «удовлет-ворительно» | обучающийся знаком с методами обеспечения высокого качества работы при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования, при проведении научно-исследовательских работ, оперирует отдельными действиями, умениями, знаниями, способенобеспечивать высокое качество работы при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования, при проведении научно-исследовательских работв типовых ситуациях |
II | «хорошо» | обучающийся обладает способностью обеспечивать высокое качество работы при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования, при проведении научно-исследовательских работ в типовых ситуациях и в ситуациях повышенной сложности |
III | «отлично» | обучающийся обладает способностью обеспечивать высокое качество работы при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования, при проведении научно-исследовательских работ в типовых ситуациях и в ситуациях повышенной сложности, а также в нестандартных и непредвиденных ситуациях, создавая при этом новые правила и алгоритмы действий |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Примерные темы рефератов
1. Мелиоративные режимы и природообустройство.
2. Нормативная база природообустройства.
3. Природообустройство и геоинформационные системы.
4. Принципы рационального природопользования в природообустройстве.
5. История развития природообустройства: основные этапы.
6. Основные технико-экономические показатели эффективности
природообустройства.
7. Роль мелиоративных систем в обеспечении природообустройства.
8. Развитие мелиорации и природообустройства в России в дореволюционный период.
9 Развитие мелиорации и природообустройства в России в советский период.
10. Состояние природообустройства и мелиорации земель в современный период.
11. Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса в России.
12. Природообустройство как комплексная научная дисциплина.
13. Природообустройство как вид хозяйственной деятельности.
14. В чем различия природообустройства и природопользования?
15. Роль природообустройства в обеспечении экологической безопасности,
16. Перечислите принципы рационального природообустройства.
17. Что такое системный анализ, какие преимущества он имеет по сравнению с другими методами познания?
18. Понятие «системы», «большой системы» в приложении к природообустройству.
19. Понятие о природно-техногенном комплексе и формировании его структуры.
20. Охрана земель при природообустройстве и природопользовании.
21. Влияние мелиорации земель на компоненты окружающей среды.
22. Прогнозы изменений водного, воздушного, пищевого, теплового,
химического режимов в почвах, грунтах, приземном слое атмосферы в
процессе природообустройства.
23. Влияние изменений в окружающей среде в процессе природообустройства
на условия жизни человека, на растительный и животный мир, памятники
истории и культуры, другие охраняемые объекты.
24. То же на эффективность природопользования
25. Оценка ущербов от орошения и осушения земель.
26. Прогрессивные ресурсосберегающие и природоохранные приемы
мелиорации и рекультивации земель.
27. Пути совершенствования природно-техногенных комплексов.
28. Оценка агроресурсного потенциала при проведении комплексных
мелиораций.
29. Региональные особенности, размерности и энергетический потенциал
агроландшафтoв.
30. Адаптивные комплексы мероприятий для различных типов
агроландшафтoв.
Вопросы к зачету
1. Место природообустройства в системе наук.
2. Понятие «исторический процесс», методы его изучения.
3. Известные Вам методы получения научных знаний о реальной действительности.
4. Представление о сложной системе.
5. Системный подход как направление методологии научного познания.
6. Системный анализ как совокупность методологических средств изучения сложных систем и принятия решений.
7. Природопользование: понятие и определение.
8. Природообустройство: понятие и определение.
9. Принципы природообустройства.
10. Понятие культурного ландшафтa и агроландшафтa.
11. Основные свойства и составляющие природных ландшафтов и агроландшафтов.
12. Процессы трансформации природного ландшафтa в агроландшафт.
13. Понятие культурного ландшафтa и агроландшафтa.
14. Основные свойства и составляющие природных ландшафтов и агроландшафтов.
15. Комплексные мелиорации, обеспечивающие повышение продуктивности земель и экологическую устойчивость агроландшафтa.
16. Задачи природообустройства в комплексе сельскохозяйственных наук.
17. Природообустройство: понятие, объект и цель природообустройства как
деятельности.
18. Связь природообустройства с природопользованием и отличия от него.
19. Принципы рационального природообустройства.
20. Понятие системы, большие системы.
21. Общие свойства систем. Свойства динамических систем, устойчивость.
22. Дореволюционный период в развитии мелиорации и природообустройства
в России.
23. Советский период в развитии мелиорации и природообустройства в
России.
24. Компоненты природы и геосферы
25. Современный период в развитии мелиорации и природообустройства в
России.
26. Геосистемный и экосистемный подходы к природообустройству.
27. Современное состояние агропромышленного комплекса в России.
28. Природообустройство в системе наук о Земле.
29. Федеральная целевая программа развития мелиорации в России.
30. Понятие природно-техногенного комплекса (ПТК).
31. Синонимы термина «природно-техногенный комплекс».
32. Классификация измененных геосистем.
33. Устойчивость ПТК в сравнении с устойчивостью геосистем.
34. Виды ПТК природопользования.
35. Виды ПТК природообустройства.
36 Подсистемы ПТК природообустройства.
37. Понятие модели, моделирование как научный инструмент.
38. Требования к моделям в природообустройстве.
39. Прогнозирование и прогнозы мелиоративных процессов.
40. Мониторинг: цель, задачи, объекты, свойства, уровни.
41. Мониторинг ПТК природообустройства.
42. Нормативно-правовая база природообустройства.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Задачи природообустройства в комплексе сельскохозяйственных наук.
2. Природообустройство: понятие, объект и цель природообустройства как деятельности.
3. Связь природообустройства с природопользованием и отличия от него.
4. Принципы рационального природообустройства.
5. Понятие системы, большие системы.
6. Общие свойства систем. Свойства динамических систем, устойчивость.
7. Дореволюционный период в развитии мелиорации и природообустройства в России.
8. Советский период в развитии мелиорации и природообустройства в
России.
9. Компоненты природы и геосферы
10. Современный период в развитии мелиорации и природообустройства в России.
11. Геосистемный и экосистемный подходы к природообустройству.
12. Основные положения о природно-техно-генных комплексах природообустройства, их особенностях, структуре.
13. Понятие о природно-техногенном комплексе (ПТК) как об измененной геосистеме.
14. Виды ПТК природообустройства и природопользования.
15. Природная и техническая составляющие ПТК.
16. Функциональный состав техногенного блока природно-техногенного комплекса природообустройства.
17. Методы, способы и приемы оросительных, осушительных, химических тепловых и других мелиораций.
18. Цели и сущность мелиорации земель различного назначения.
19. Показатели мелиоративного режима, параметры оросительных и
осушительных систем, влияние мелиорации на окружающую среду.
20. Составляющие экологической безопасности природообустройства.
21. Природно-техногенный комплекс - основа природообустройства.
22. Обеспечение природно-техногенными комплексами показателей
мелиоративного режима, параметров функционирования оросительных и
осушительных систем, устойчивости окружающей среды.
23. Обеспечение природно-техногенными комплексами эффективности мелиораций.
24. Дайте определение устойчивости ПТК. Чем она отличается от устойчивости геосистемы?
25. Охарактеризуйте один из видов ПТК природообустройства. В чем его особенности, какова социально-экономическая цель? Приведите примеры.
26. Перечислите ПТК природопользования. Какие у них есть особенности?
7. Перечислите стадии создания и функционирования ПТК
природообустройства. Назовите основные этапы предпроектной стадии.
28. Какие требования выдвигаются на разных стадиях создания и
функционирования ПТК?
29. Какие части в составе мелиоративных систем выделял А.Н. Костяков?
30. Назовите и охарактеризуйте техногенные подсистемы ПТК
природообустройства.
31. Приведите пример ПТК природообустройства и опишите техногенные
подсистемы, входящие в его состав.
32. Понятие прогноза, виды прогнозов и требования к ним.
33. Перечислите методики прогнозирования, приведите примеры.
34. Понятие модели. Какие требования к моделям выдвигает
природообустройство?
35. Виды моделей. Сравните физическое и математическое моделирование: сложность, достоверность, удобство, достоинства и недостатки.
36. Геосистемный подход при создании природно-техногенных комплексов.
37. Виды природно-техногенных комплексов (ПТК), возникающих при
природообустройстве.
38. Принципы создания ПТК, организации функционирования и управления.
39. Устойчивость природных и техно-природных систем; пути ее повышения.
40. Моделирование и прогнозирование действия природно-техногенных
комплексов.
41. Основные закономерности природных процессов на обустраиваемых
территориях, их общность и возможности математического описания.
42. Способы моделирования природных процессов и функционирования
техногенных элементов.
43. Научно-производственные исследования, полевые и лабораторные
эксперименты, оценка их достоверности.
44. Особенности прогнозирования процессов в ПТК, задачи и способы
прогноза.
45. Оценка экологической безопасности действия ПТК.
46. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций и способы их разрешения.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций, формируемых в ходе освоения данной дисциплины (модуля)
При оценке знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, формируемых в ходе освоения данной дисциплины, используются следующие процедуры:
- проверка заданий для самостоятельной работы;
- проверка рефератов;
- участие в мастер-классе;
- участие в диспуте;
- контрольные вопросы.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины является экзамен.
Текущая аттестация осуществляется на контрольных рейтинговых точках на 9 и 13 неделях.
Перечень оценочных средств,
применяемых для проведения текущего контроля успеваемости
Форма организации оцениваемой деятельности студента для контроля | Оценочные средства | |
Реферат | Типовые темы рефератов, описание показателей и критериев, шкал, методические материалы, определяющие процедуры оценивания уровней сформированности результатов обучения |
Шкала оценки сформированности умения написания реферата
Оценка | Описание |
«5» | Демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к выполнению реферата, выполнены. Представленный материал отличается оригинальностью и логичностью изложения |
«4» | Демонстрирует значительное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к реферату, выполнены. |
«3» | Демонстрирует частичное понимание проблемы. Большинство требований, предъявляемых к реферату, выполнены. |
«2» | Требования, предъявляемые к реферату, не выполнены. |