Сущность и функции рентабельности




Рентабельность — это относительный показатель уровня доход­ности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффектив­ность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

а) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

б) показатели рентабельности продаж;

в) показатели, определяющие доходность капитала и его частей.

 

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или его обратной величиной:

(Т-С)/ Т100, где

Т - товарная продукция в оптовых ценах предприятия;

С - полная себестоимость товарной продукции.

Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула (Т-С)/ С100.

Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.

Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (

активов), равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

прибыль до начисления процентов * 100

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА = —————————————————

валовая выручка

 

Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по фоормуле:

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА =Валовая выручка/ активы

 

 

Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге следует, что

 

УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ = РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ БОРОТА * ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА.

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности являетсяотношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

 

Виды рентабельности.

В наиболее общем виде экономическая эффективность представляет собой количественное соотношение двух величин – результата хозяйственной деятельности и производственных затрат на предприятие рассчитываются следующие показатели эффективности:

 

1) Рентабельность продукции. Рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к затратами:

Р=(Пр/З)×100%

 

2) Рентабельность производства (общая рентабельность). Рассчитывается как отношение балансовой прибыли к средней годовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств:

Р=(БП/ОПФ+ОС)×100%

3) Рентабельность продаж. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли к стоимости товарной продукции:

Р=(БП/Т)×100%

 

4) Рентабельность основного капитала:

Р= (Пр / Основной капитал) ×100%

 

5) Рентабельность собственного капитала:

Р= (Пр/ Собственный капитал) ×100%

 

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использовании капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.

 

 

 

Уровень рентабельности.

Уровень рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприя­тий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.

Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ос­новных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле

где Р — уровень рентабельности, %;

П — прибыль; —среднегодовая стоимость основных производственных фондов; — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств. Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой..стоимости про­изводственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по ба­лансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов. Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но. и от фондоемкости производства. На предприятиях, объеди­нения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью про­изводства уровень рентабельности по отношению к производст­венным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях лег­кой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повы­шается, и наоборот.

 

РазделIII

Анализ прибыли и рентабельности. Задачей анализа прибыли является определение основных тенденций формирования и распределение прибыли в анализируемом периоде, а также основных факторов, вызвавших ее отклонение. Для анаиза и оценки уровня динамики показателей прибыли от реализации товаров составляется следующая таблица (таб.1)

Анализ и оценка уровня и динамика показателей прибыли

 

Показатели Предыдущий период Отчетный период Отчетный период в %к предыдущему
план   факт % вып. плана Откл-е от плана (+,-)
1.Товарооборот, тыс.руб.       102,2 +200 109,5
2.Валовой доход,тыс.руб.       103,9 +73 103,2
3.Уровень валового дохода,% 24,00 25,00 25,25 - +0,25 -
4.Издержки обращения,тыс.руб.       102,5 +37,0 111,2
5.Уровень издержек обращении,% 16,00 16,20 16,25 - +0,05 -
6.Прибыль от реализации,тыс. руб.       104,5 +36,0 123,2
7.Рентабельность,% 8,0 8,8 9,0 - +0,2 -

Как видно из таблицы, в отчетном периоде план по прибыли выполнен на 104,5% и сверх плана получена прибыль 36 тыс.руб., а рентабельность повысилась на 0,2%. Следует выявить причины, повлиявшие на это. Поскольку прибыль- разница между валовым доходом и издержками обращения, отклонения последних и определяет отклонение прибыли. Так, в данном случае привело и к росту прибыли, а рост издержек обращения на 37 тыс.руб., напротив, снизил размер прибыли на эту сумму.

На данном этапе анализа можно сказать, что отклонение прибыли на +36 тыс.руб. есть результат влияния двух факторов(73-37):

—рост валового дохода +73тыс.руб.

—рост издержек обращения +37тыс.руб.

Отсюда, возникает предположение: если бы издержки обращения не увеличивались- прибыль выросла бы на 73 тыс.руб.

Однозначно возникает потребность дальнейшего углубленного анализа, т.е. надо знать причины, вызвавшие отклонение валового дохода и издержек обращения. Как известно, на прибыль влияют изменения объема товарооборота, уровней валового дохода и издержек обращения. Зависимость прибыли и данных факторов можно выразить следующей формулой:

Пр= Т×(уд-уи)/100

Пр- прибыль

Т- товарооборот

У д - уровень валового дохода

Уи – уровень издержек обращения

Используя данную формулу и метод цепной подстановки, можно рассчитать влияние каждого фактора.

Пр1= 9000× (25,0-16,2) =792

Пр2=9200× (25,0-16,2) =809,6

Пр3=9200× (25,25-16,2) =832,6

Пр4=9200×(2,25-16,25)=828

Далее определим влияние факторов на прибыль.

Влияние изменения объема товарооборота:

Пр1-Пр2=809,6- 792= +17,6 тыс.руб.

Влияние изменения уровня валового дохода:

Пр3-Пр2= 832,6- 809,6=+23 тыс.руб.

Влияние изменения уровня издержек обращения:

Пр4-Пр3=828-832,6= -4,6тыс.руб.

Общее отклонение прибыли представляет собой суммарный результат влияния всех факторов:

Пр4-Пр1=828-792=+36=(17,6+23-4,6) тыс. руб.

Факторный анализ прибыли можно проводить и с помощью специальных приемов. Так, влияние изменения объема товарооборота рассчитывается умножением отклонения по товарообороту на плановый уровень рентабельности:

+200×8,8/100=+17,6тыс. руб.

Влияние изменении уровня валового дохода определяется умножением отклонения уровня валового дохода на фактический товарооборот:

+0,25×9200/100=+23 тыс. руб.

Влияние изменения уровня издержек обращения определяется умножением отклонения уровня издержек обращения на фактический товарооборот:

-0,05×9200/100= -4,6 тыс. руб.

 

Задача №1

Коммерческая себестоимость изделия – 90 ден. ед., уровень рентабельности – 25% к себестоимости, акциз – 15 ден. ед. на единицу изделия, налог на добавленную стоимость – 20% от оптовой цены предприятия, посредническо-сбытовая наценка посреднической организации – 20% от закупочной цены, торговая наценка – 10% от закупочной цены.

 

Определить: прибыль предприятия на одно изделие, оптовую цену предприятия, отпускную цену с НДС, посредническую и торговую надбавки, розничную цену изделия.

 

 

Решение задачи:

 

Прибыль предприятия на одно изделие составляет 25% себестоимости этого изделия:

П=0,25×С=0,25×90=22,5 ден. ед.

 

Оптовая цена предприятия включает себестоимость изделия, прибыль и акциз:

Цопт=С+П+А=90+22,5+15=127,5 ден. ед.

 

НДС – 20% от оптовой цены:

НДС=0,2×Цопт=0,2×127,5=25,5 ден. ед.

 

Отпускная цена с НДС равна:

Цотп=Цопт+НДС=127,5+25,5=153 ден. ед.

 

Посредническо-сбытовая наценка:

СН=Цотп×0,2=153×0,2=30,6 ден. ед.

 

Закупочная цена – это сумма отпускной цены и посредническо-сбытовой наценки:

Цз=153+30,6=183,6 ден. ед.

 

Торговая наценка – 10% от закупочной цены:

ТН=183,6×0,1=18,36 ден. ед.

 

Цена реализации – это сумма закупочной цены и торговой наценки:

Цр=183,6+18,36=201,96 ден. ед.

 

Приложение1

 

Схема уровня рентабельности оборота

 

Приложение2

 

Рентабельность деятельности

Рентабельность деятельности

 

Приложение 3

 

 

Схема рентабельности предприятия

 

 

 

Приложение 4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: