Орфоэпическая разминка, или




Методические рекомендации по рус. Яз. «Орфоэпическая разминка, или «ПУЛЬС СЛОВА»

Орфоэпическая разминка, или

«ПУЛЬС СЛОВА»

Лисовская Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

гимназии № 50 г. Минска

Соблюдение орфоэпических норм - лакмусовая бумажка речевой культуры человека. Как часто мы слышим неправильно произнесенные слова из уст не только учеников, но и дикторов телевидения. Не случайно давным-давно появилась шутка:

Девяносто процЕнтов доцЕнтов

Носят докУменты в пОртфелях,

И лишь десять процентов доцентов

Носят документы в портфелях.

Проблемы орфоэпии объяснимы, так как сложно русское ударение, происходят постоянные изменения в языке. Путаница возникает еще и потому, что в одном словаре слово имеет два варианта ударения, считающихся абсолютно равноправными, а в другом словаре это же слово имеет один вариант ударения, а второй вариант снабжен так называемыми запретительными пометами (допустимо, не рекомендуется). Это касается таких слов, как обеспЕчение- не рек. обеспеЧение, мАркетинг –! неправ. маркЕтинг, бУнгало не рек. бунгАло, бОчковый не рек. бочкОвый и др.

 

Существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер- комбайнЁр, кАмбала – камбалА, бАржа – баржА, ржАветь-ржавЕть, Искристый- искрИстый, крОшится-крошИтся, бредовОй-бредОвый). Много слов, в которых один из вариантов ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным (творОг и допустимо твОрог, МизЕрный и допустимо мИзерный, бижутЕрия и допустимо бижутерИя, бОндарь и допуст. бондАрь).

Но есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть, алфавИт, магазИн, звонИшь, боЯзнь, кУхонный, облЕгчить, ходАтайствовать, начАть, каталОг и др.

Вот на эти слова мы, учителя русского языка, должны обращать особое внимание. Во-первых, мы обязаны помочь нашим ученикам освоить правильное литературное произношение слов. Это необходимо для того, чтобы они были действительно культурными, интеллигентными людьми. Во-вторых, необходимо подготовить их к централизованному тестированию по русскому языку. Ведь практически ежегодно одно из заданий централизованного тестирования предусматривает проверку владения произносительными (акцентологическими, орфоэпическими) нормами русского литературного языка. Задания такого типа звучат следующим образом: «Произносительные нормы нарушены в словах…», «Согласный перед буквой Е произносится твердо в словах…», «Ударение падает на второй слог в словах …», «Правильно поставлены ударения во всех словах в рядах» и т.п. Как явствует из статистических данных, ежегодно публикуемых Республиканским институтом контроля знаний, тестируемые не в полной мере владеют акцентологическими и орфоэпическими нормами русского литературного языка. И, к сожалению, с каждым годом уровень владения этими нормами становится ниже.

Как помочь школьникам? Как сделать так, чтобы неправильно поставленное ударение резало слух, чтобы правильное литературное произношение вошло в плоть и кровь? Мне кажется, что выход есть. Начиная с пятого класса каждый урок русского языка я начинаю с орфоэпической разминки. В течение полминуты мы хором (как скороговорку) проговариваем блоки слов. Я чётко произношу слова, ребята повторяют вслед за мной. Это не только орфоэпическая разминка, но и хороший мобилизующий этап урока. Ребята проговаривают слова, настраиваются на рабочий ритм урока, а потом уже идет объявление темы урока, целеполагание и т.д.

В 5 классе проговариваем блоки слов, которые ребята постоянно слышат, сами используют в своей речи, потом добавляются новые слова. И так до одиннадцатого класса. Приведу примеры таких блоков. Они состоят из слов, в которых традиционно допускаются ошибки.

1. СвЁкла, краПива, вЕрба, щАвель,

тУфля, нет тУфель, подОшва.

ТОрты, нет тОртов, мне позвонЯт,

ты позвонИшь, созвонИмся.

ЖалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг,

углубИть, углублЁнный, досУг,

айвОвый, алычОвый, тигрОвый,

оптОвый, слИвовый, давнИшний,

Августовский, украИнский.

 

2. НачАть, началА,

нАчатый и нАчал,

принУдить, пристрУнить,

озорничАть, бряцАть,

кАшлянуть и чЕрпать,

закУпорить, исчЕрпать,

алфавИт и магазИн,

простынЯ и швеЯ,

ремЕнь и кремЕнь,

фОрзац и фенОмен.

ВаловОй, весовОй,

биржевОй и ценовОй.

 

 

3. ПростынЯ, ракУшка,

жнИво и огнИво,

кУхонный, кедрОвый,

Отрочество, пулОвер,

глИняный, фарфОр,

гЕрбовый, заИндеветь,

анАлог и творОг,

крАшение, хозЯева,

донЕльзя, дремОта,

чИстильщик, ломОта,

крУжево, ворОта.

 

4.

ГрунтОвый, оптОвый,

балУю, баловнИк,

балОва.нный, брелОки,

избаловАть, премировАть,

пломбировАть, нормировАть,

асимметрИя, санитарИя,

диспансЕр, гренадЕр,

пулОвер, знАмение,

Иконопись, дефИс,

освЕдомить, зубчАтый.

 

КладОвая, двувидовАя,

опорожнИть, усугубИть,

ветеринАрия, семинАрия,

гастронОмия, агронОмия,

знамя- знАмение,

 

герб- гЕрбовый,

девять- дЕвятеро,

десять- дЕсятеро,

плесень- плЕсневеть,

бочка- бОчковый.

6. НАискось, никчЁмный,

заговорЁнный, новорождЁнный,

обговорЁнный, новоиспечЁнный,

доведённый и привезЁнный.

одноимЁнный, осЁтр.

 

7. Купе (пэ) как кафе (фэ),

Купейный (п мягкий) как кафейный (ф мягкий).

8. Молоть- мОлотый.

прогнуть- прОгнутый,

сОгнутый, вОгнутый,

дОверху, Отроду,

дОсыта, зАсветло.

Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову подобрать

созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался бы отчетливо. Эти пары слов также проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки.

 

1. У Иры – крап И ва.

2. У Фёклы – св Ё кла.

3. Лика- малая тол И ка.

4. Ия – санитар И я.

5. Гена – г Е незис.

6. Чук купил кауч У к.

7. Где ель- там щав Е ль.

8. Остынь –нет прост Ы нь.

9. Рота прошла через вор О та.

10. М Е льком взглянешь- на мель сядешь.

11. Рынок опт О вый, фруктовый.

12. Съев т О рты, не влез в шорты.

13. Его то цел У ю, то баУ у ю.

Не надо целов А ть,

не надо балов А ть.

14. Кричат «Ура!»

профессор А и доктор А,

директор А и повар А,

увидев церковные купол А.

15. Грибы –зел Ё нки рассказывали побас Ё нки. (побасёнки- короткий, занимательный рассказ, анекдот, а также вообще выдумка, сказка)

16. Петя уверял, что п Е тлю завязал.

17. Ядра как Я дрица. Как вам это нравится?! (Ядрица- крупа из нераздробленных зерен гречихи)

18. У ушка – рак У шка.

19.Молчишь и не звон И шь.

Простит и позвон И т.

20. Будешь с нами –

будешь с деньг А ми.

А если «Ах!» -

Забудь о деньгАх.

 

21. Я крем Е нь, несмотря на твой рем Е нь.

22. Вороже Я и простын Я – ударение на Я.

23. Они искон И (издавна, с незапамятных времён)

мастерск И вязали платки.

24. Нельзя крич А ть, бряц А ть, озорнич А ть.

Можно прин У дить, пристр У нить.

25. Поэт Минский знал финский и укра И нский.

26. Как он смог проверить катал О г?

27. Не юли, а закрой жалюз И.

28. Наш Ник - баловн И к.

В городе Ницца наша баловн И ца.

29. Сэр, вам надо в диспанс Е р (сэ).

30. Шлиф О вщик и танц О вщик.

31. Мал я р и стол Я р.

32. Христопрод а вец и книгопрод а вец.

33.«Где ноты?» - спросили сир О ты.

34. Вор заключил догов О р.

35. Новый хит облегч И т все его страдания.

36. Таб У на рагу .(табу-запрет)

37. Аф Е ра не его сфера.

38. Хоз Я ева из ГулЯева.

39. Не мог написать некрол О г.

40. Суровый край. Кедр О вый рай.

40. Здесь каждая буква на месте стоит,

И называется всё алфав И т.

41. Его оп Е ка с начала века.

42. Голь пьет алког О ль.

43. Парень он видный,

жених зав И дный.

44. Кис-кис пиши через деф И с.

45. Рог –твор О г.

46. Наложить епитимь Ю

на всю семь ю. (е питимь Я – у верующих: церковное наказание: посты, молитвы и т.п.)

 

 

Если такую работу проводить из урока в урок, постоянно добавляя новые слова, то наши ученики будут в совершенстве владеть нормами русского литературного языка.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: