Неалфавитные виды письменности




Письмо началось с рисунка и получило название пиктографического (от латинского pictus – нарисованный и греческого grapho – пишу). Рисуночное письмо передает только приблизительное содержание сообщения, совсем не отображая звучание речи. Такие «тексты» может прочесть каждый, даже не зная языка, на котором «обращается» к нам «автор». В пиктограммах не обозначаются отдельные слова, как в предложениях, хотя каждый даже маленький рисунок по содержанию такой же законченный, как и современное предложение. Правда, существовали в этом виде письма и кое-какие условности. Когда рисовали, например, животное, перевернутое вверх ногами, этим хотели показать, что она неживая, убитая. Солнце символизировало «день», а звездочка – «ночь», «мрак». Пиктограммы изображали в основном конкретные предметы. Значительно сложнее было передавать рисунком абстрактные понятия.

Рисуночные записи найдены на территориях доисторического Египта, на острове Крит, в древнем Китае. Когда-то такими рисунками переписывались народности Сибири. А в Северной Америке, Центральной Америке и Австралии пиктографическим письмом пользуются до сих пор.

У нас такой вид письма не используется, хотя встречается немало условных знаков, которые можно считать своеобразными пиктограммами. Так дорожные знаки предупреждают, что недалеко располагается заправочная станция, медпункт, кафе вывески расшифровуют назначение магазинов и т.п.

 

Рис.3 Вавилонская клинопись

 

Известны попытки древних людей изображать с помощью рисунка такие понятия как жизнь, смерть, любовь.

Изображения, которые передавали абстрактные понятия, становились со временем больше схематичными. Они готовили грунт для перехода к пользованию знаками, которые отдаленно напоминают рисунок. Поскольку такие знаки передавали идею, понятия, их назвали идеограммами, а письменность идеографическим (от греческого idea – понятие, grapho – пишу). Возможности идеографии намного большие, чем пиктографии. Это письмо способно передавать и те понятия, которые не воспринимаются зрением и потому не могут конкретно изображаться на рисунке. Идеографическое письмо, в сравнении с пиктографическим, передает не просто мысль, а все предложение – слово за словом. Но все еще отсутствует связь между нарисованным знаком и его выговором. Тоесть и идеографические знаки могут прочесть любым языком., любым наречием.

Древний мир решил важнейшую задачу – как в письменном тексте различать например мужские и женские имена, как указать, что передается не сам предмет, а его действие, что идет речь не про утку, как изображено на рисунке, а про понятие «летать».

Египтяне использовали так называемые ключевые знаки, которые выполняли функцию указателя рода, указателя действия, абстрактных понятий. Если при рассматривании древних египетских записей сталкиваемся с часто повторяющимися значком человеческих ног, то не следует думать, что тут много раз применяется слово «идти» или «шагать», - это только подсказка, что слово нужно понимать как глагол в значении действия. Возле мужских имен рисовалась мужская фигура, возле женских – женская. Имена или титулы обводились окружностью. Египтяне собственные имена, а потом и другие слова могли передавать еще и «ребусным» способом. Если в собственном имени были слоги, которые напоминали по звучанию какой-то предмет, то его запись составлялась с нескольких «созвучных» рисунков. Так из рисунков идеограмм постепенно составлялись иероглифы, тоесть значки, часть которых только отдаленно напоминала контуры конкретных рисунков, а другие уже утратили похожесть с древним рисунком. Такой путь развития прошла письменность китайцев и некоторых других народов.

Идеографическая письменность знаменита еще и тем, что в ней родились цифровые знаки. В древних записях количество изображалось черточками или кружечками. Современные знаки четырех арифметических действий (+) плюс, (-) минус, (х) знак умножения, (:) знак деления, другие математические условные знаки, химические формулы и т.п. – это пример и использования идеографической письменности в наше время.

Алфавитное письмо

В пиктограмме, идеограмме прочитывается не только содержание мысли, а и зрительные образы- рисунки, которые стали зрительными признаками всей культуры тех народов, которые ими пользовались. Навеки оставили они письмена, сведения о способе жизни и мышления, традициях, представлениях об окружающем мире. Единсвенно, что нельзя прочитать, так это их звуковой язык.

Удивительное изобретение человечества, которое является основой современной письменности, - это алфавит. Переход к звуко-буквенному письму можно представить как проникновение человека в атом языка. Для этого необходимо было отличить в языковом потоке наименьшую частичку – звук и найти способ передачи его на письме. Слова, составленные из звуков и изображенные на письме с помощью литер, стали зрительным образом, зрительным знаком культурного развития каждого народа.

То, что человек и сейчас, имея буквенное письмо, не отказывается от пиктограмм и идеограмм, подтверждает, что каждый известный нам вид письменности имеет свои преимущества, свои недостатки и, конечно, свою сферу применения.

В основе русского письма лежит алфавит, или абэтка, или азбука. Тоесть размещенные в определенном порядке графические знаки – буквы, литеры, которые используют при письме. Названия «алфавит», «азбука», «абэтка» составлены из первых двух литер. Алфавит – из греческих литер «альфа» и «вита»; абэтка – из украинских «а» и «бэ»; азбука – из древнерусских «аз» и «буки».

Звуко-буквенная система письма – основа письма многих народов мира, языковая специфика которых отражена и в фонографичном составе из алфавитов. Так в латинском алфавите 23 знака, в итальянском – 21, в чешском – 38, армянском – 39, русском и украинском – 33…

Знаки алфавита графически отличаются один от одного и в своей простейшей условной схеме представляют графемы. Графематический состав звуко-буквенного алфавита любого народа составлялся на протяжении многих столетий на основе того или иного языка, требований удобства написания и чтения.

Современный алфавит имеет двухвариантное графематическое выявление: первый вариант, древнейший, - маюскульный (лат. majuscules – немногог больший) – в виде прописных (заглавных) литер; второй, более поздний, - минускульный (лат. minusculus – очень маленький) в виде строчных литер.

Прямым предшественником нашего алфавита, как и латинского, являются греческие киталы (лат. capitalis – главный). Первый алфавит появился приблизительно в XVI столетии до нашей эры. Семитские племена, которые жили на Синайском полуострове, переняли у египетской письменности целый ряд знаков – идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Так появилось первое буквенное письмо. Финикийцы, приняв и усовершенствовав его, в свою очередь, послужили посредниками в движении звуко-буквенного писа с южно-восточного Средиземноморья к грекам, где оно преобразовалось соответственно требованиям древнегреческого языка. Таким образом, мы видим, что графическая структура графем исторически связана с идеографическими изображениями, это подтверждается также похожими наименованиями некоторых букв греческого алфавита.

Современный алфавит давно утратил смысл образных ассоциаций своих знаков, стал условной графической схемой.

В отличие от графем характер рисунка знаков разных алфавитов создается определенным орудием писцом или художником шрифта (немецкое schrift –письмо).

Рисунок знаков претерпевал различные извенения во времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: