Станция Бекасово-Сортировочное входит в состав Бекасовского железнодорожного узла, расположенного в юго-западной части Большого Московского кольца на его пересечении с магистралью Москва – Брянск-Льговский.
По основному назначению и характеру выполняемой работы станция является сортировочной, по объему работы - внеклассной, по типу горочной односторонней с последовательным расположением парков.
Парк приема «А», приемоотправочный парк «Б», приемоотправочный парк «В», приемоотправочный «М», сортировочный «С» и объемлющим расположением главных путей - I, IАГ, III, IIIАГ, IIАГ, IIАБГ, IIВ, IIАВ, IVАБГ, IVАГ, IА, IIА, а также соединительные, вытяжные и прочие станционные пути.
Прием поездов со стороны станции Кресты со всех направлений (Люблино-Сортировочное, Рыбное, Орехово-Зуево, Черусти, Ожерелье) осуществляется по II-ому главному пути, а отправление поездов на эти направления - по I-ому главному пути перегона Бекасово-Сортировочное-Кресты.
Прием поездов со стороны Бекасово I осуществляется:
- по I-ому главному пути - со стороны станций Вязьма, Поварово, Волоколамск, Москва-Товарная-Смоленская, Москва-Сортировочная-Киевская;
- по IV главному пути - со стороны станций Брянск.
Отправление поездов в сторону станции Бекасово I (на вышеуказанные направления) производится:
- по ветви №V - на станцию Москва-Сортировочная-Киевская;
- по IV главному пути - на станции Брянск-Льговский;
-по II главному пути - на станции Брянск-Льговский, Поварово, Волоколамск, Вязьма, Москва-Товарная-Смоленская.
Станция имеет пять парков: парк приема «А», сортировочный парк «С», приемоотправочные парки «В», «Б» и «М». Парки «А», «С», «В» и «М» расположены последовательно, а парк «Б» - параллельно парку приема «А».
Парк приема «А» специализирован для приема и обработки (подготовки к расформированию) поступающих со всех направлений в расформирование поездов и внутристанционных передач.
Парк имеет 12 путей приема (№№ 4-15) для приема грузовых поездов обоих направлений, а также предохранительный тупик 14 пт.
Сортировочный парк «С» специализирован для накопления и формирования поездов в соответствии с установленным планом формирования.
Парк имеет 48 сортировочных путей (№№ 11-68), объединенных в шесть пучков по 8 путей в каждом. Для обеспечения параллельного расформирования двух составов с сортировочной горки пути парка «С» условно разделены на две сортировочные подсистемы: левую (Западную) - пучки №№ 1, 2, 3, 4 и правую (Восточную) - пучки №№ 5, 6. Левая подсистема, как правило, предназначена для накопления и формирования поездов на Западное направление (Брянск, Вязьма, Поварово и т.д.), правая - поездов на Восточное направление (Орехово-Зуево, Рыбное, Люблино-Сортировочное, Черусти и т.д.).
Для максимально эффективного использования путей сортировочного парка на станции применяется их скользящая специализация. Горочная горловина парка имеет четыре пути надвига (№№ 1Н, 2Н, 3Н, 4Н).
Пути сортировочного парка станции оборудованы устройствами контроля их заполнения (КЗП) на всю глубину.
Формирование составов осуществляется на вытяжных путях №№1, 2, 3, 4, 134, а перестановка их из сортировочного парка «С» в приемоотправочный парк «В» – по четырем вытяжным путям (№№1, 2, 3, 4).
Приемоотправочный парк «В» специализирован для приема, обработки и отправления транзитных поездов без переработки (в том числе с переломом веса и длины); выставки, обработки и отправления поездов своего формирования и внутристанционных передач. Парк имеет 22 приемоотправочных пути
(№№1В-23).
Приемоотправочный парк «Б» предназначен для приема, отправления, и пропуска пассажирских и грузовых поездов обоих направлений. Парк имеет четыре пути, из которых два главных (№№ IIБ, IVБ) и два
приемоотправочных (№№ 3,5).
Приемоотправочный парк «М» предназначен для пропуска пассажирских и грузовых поездов обоих направлений. Парк имеет четыре пути, из которых два главных (№№ I, II) и два приемоотправочных (№4, 3).
Для расформирования-формирования поездов станция имеет автоматизированную горку большой мощности с четырьмя путями надвига и роспуска, обеспечивающими применение параллельного роспуска двух составов. Полезная длина путей надвига (м) и вместимость в условных вагонах приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Полезная длина путей надвига (м) и их вместимость в условных вагонах
№№ путей | 1Н | 2Н | 3Н | 4Н |
Длина, (м) | ||||
Вместимость, (у.в.) |
Путевое развитие горочной горловины позволяет осуществлять роспуск составов:
- с первого пути надвига по сигналу Г1 - на левую (Западную) сортировочную подсистему сортировочного парка (пути сортировочных пучков №№ 1,2,3,4);
- со второго и третьего путей надвига по сигналу Г2 - на все пути сортировочного парка;
- с четвертого пути надвига по сигналу Г3 - на правую (Восточную) подсистему.
Схема построения горочной автоматической централизации (ГАЦ МН) обеспечивает возможность управления горочными устройствами, как с одного пульта, так и раздельное управление левой и правой сортировочными подсистемами с отдельных пультов.
На горке работают 4 маневровых локомотива серии ЧМЭ-3, ТЭМ-7А (количество маневровых локомотивов варьируется от 4 до 5 в зависимости от объемов работы), которые, кроме расформирования-формирования составов и внутристанционных передач, в отдельных случаях выполняют другую маневровую работу (окончание формирования, перестановка составов в парк отправления, обработка транзитных поездов с переломом веса и длины, подача-уборка местных вагонов, вагонов с техническими браками и коммерческими неисправностями).
Автоматизированная сортировочная горка большой мощности станции оборудована комплексной системой автоматизированного управления сортировочным процессом (КСАУ СП).
Использование КСАУ СП позволяет обеспечить автоматизацию процесса расформирования составов, включая автоматизированное управление:
- маневровыми локомотивами в процессе надвига, роспуска и маневров (подсистема Горочной автоматической локомотивной сигнализации ГАЛС Р);
- горочными светофорами и указателями количества вагонов при роспуске составов (подсистема Горочное программно-задающее устройство ГПЗУ);
- стрелками ГАЦ с контролем исполненного роспуска и маневровых перемещений на спускной части горки (подсистема Микропроцессорной автоматической централизации с ведением накопления ГАЦ МН);
- замедлителями тормозных позиций (подсистема Устройство управления прицельным торможением УУПТ);
- компрессорными установками (подсистема Комплексная система управления компрессорной станцией КСАУ КС);
- автоматическим контролем технического состояния напольного, постового и бортового оборудования КСАУ СП с помощью контрольно-диагностического комплекса зоны ГАЦ (КДКСУ);
- тормозными устройствами; количество вагонных замедлителей типа КЗ-3 – 16 ед., РНЗ2М – 25 ед., КНЗ-5 – 20 ед., РЗ5-ПК – 1 ед., ЗВУ-5ПК – 1 ед.
Район формирования имеет пять вытяжных путей (№№ 1, 2, 3, 4, 134), из которых четыре (№№ 1, 2, 3, 4) соединяют пути сортировочного парка «С» с путями приемоотправочного парка «В», а один (№ 134) примыкает к вытяжному пути №1, обеспечивая выход на него с путей первого сортировочного пучка.
Вытяжные пути для обеспечения максимальной параллельности в работе, как правило, специализированы следующим образом:
- № 1 - пути второго и третьего пучков сортировочного парка;
- № 2 - пути четвертого пучка;
- № 3 - пути пятого пучка;
- № 4 - пути шестого пучка.
В районе формирования работают 6-7 маневровых локомотивов серии ЧМЭ-3, ТЭМ-7А в том числе 1 или 2 – в первом пучке, и 5 или 4 соответственно – на пучках №№ 2-6 сортировочного парка. Количество маневровых локомотивов, как в целом в районе формирования, так и по пучкам сортировочного парка регулируется в зависимости от объема работы и оперативной эксплуатационной обстановки.
Маневровые локомотивы не закреплены жестко за районами станции и имеют гибкую систему использования. Для выполнения некоторых операций один из горочных локомотивов может переехать в район формирования, а один из вытяжных – в район расформирования.
Машинисты маневровых локомотивов работают в «одно» лицо.
Устройства вагонного эксплуатационного депо станции (ВЧДЭ-13) примыкают к станции стрелкой №616 к пути 23 парка «В».
На пункте технического обслуживания (ПТО) парка «А» осуществляются следующие работы:
- техническое обслуживание вагонов;
- выявление вагонов, требующих отцепочного ремонта, и вагонов с техническими неисправностями, которые могут быть устранены в приемоотправочном парке «В» перед отправлением за время технологической обработки составов в парке;
- подготовка составов к расформированию, включая ремонт автосцепных приборов и отпуск автотормозов, отбор под погрузку порожних вагонов;
- выявление вагонов с просроченным деповским и капитальным ремонтом, истекшим пробегом.
Штат смены обслуживания вагонов на ПТО станции Бекасово - Сортировочное, число ОРВ (осмотрщиков-ремонтников вагонов), представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Штат смены обслуживания вагонов на ПТО станции Бекасово-Сортировочное
Парк | Число бригад | Число групп | Состав группы, чел. | Дополнительно | Явочный штат, чел. |
Парк прибытия | 1 ОРВ на осмотр поездов «с ходу» и 1 ст. ОРВ (освобожденный) руководителя смены | ||||
Парк отправления | Сокращенное опробование тормозов осуществляется 5 бригадами по 2 ОРВ |
Параллельно сортировочному парку со стороны первого сортировочного пучка располагается основное локомотивное депо (ТЧЭ-23).
Место примыкания – на продолжении пути 1Д, 2Д, 113, 114 за стрелкой №149, №133, №8, №10.
Депо осуществляет техническое обслуживание поездных электровозов и маневровых тепловозов в объеме ТО-2, ТО-3 и ремонт в объеме ТР-1.
Депо имеет приписной парк поездных электровозов серий ВЛ-10, ВЛ-10у, ВЛ-11, ВЛ-11М и маневровых тепловозов серии ЧМЭ-3, ТЭМ-7А.
На территории депо размещается необходимый комплекс обустройств для обслуживания поездных и маневровых локомотивов, а также локомотивных бригад других депо, для которых оно является оборотным.
Депо обслуживает поездное движение на одиннадцати участках обслуживания (Бекасово - Вязьма, Сухиничи, Орехово-Зуево, Рыбное, Люблино-Сортировочное, Поварово, Вековка, Москва-Сортировочная-Киевская, Можайск, Малоярославец, Волоколамск), а также сборные и вывозные поезда в границах Московско-Смоленского региона.
Помимо вагонного и локомотивного депо, к станции примыкает путь необщего пользования ОАО "Завод "Комбикорма и Премиксы", принадлежащий владельцу, а так же следующие пути, переданные в ведение других служб и организаций, железных дорог ОАО «РЖД»:
- дистанция пути (ПЧ-18);
- дистанция энергоснабжения (ЭЧК-108);
- база путевой машинной станции (ПМС-231);
- дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-5);
- восстановительный поезд (ВП-4124).
В границах станции расположены шесть остановочных пунктов пригородных электропоездов: «Поселок Киевский», «Бекасово-Сортировочное», «Бекасово-Центральное», «240 км», «241 км» и «Мачихино», которые имеют пассажирские платформы.
Таблица 3 - Пассажирские устройства станции
№ путей | Наименование устройств | Длина (в метрах или вагонах) |
Парк "Б" о.п. "поселок Киевский" | ||
II | Низкая пассажирская платформа №2 | 141м |
IV | Низкая пассажирская платформа №1 | 85м |
Парк "Б" о.п. "Бекасово-Сортировочное" | ||
II | Низкая пассажирская платформа №1 | 100м |
3-IV | Низкая пассажирская платформа №2 | 108м |
II | Низкая пассажирская платформа №2 | 101м |
IV | Низкая пассажирская платформа №1 | 194м |
Продолжение таблицы 3 | ||
Парк "Б" о.п. "240 км" | ||
II | Низкая пассажирская платформа | 115м |
Парк "Б" о.п. "241 км" | ||
II | Низкая пассажирская платформа о.п. "241 км" | 108м |
Парк "М" о.п. "Мачихино" | ||
I-II | Высокая пассажирская платформа | 91м |
I-II | Низкая пассажирская платформа | 112м |
Низкая пассажирская платформа | 76м |
Станция расположена в зоне интенсивного движения пассажирских и пригородных поездов на прилегающих участках.
На станции выполняются следующие операции:
- прием, обработка, расформирование, формирование и отправление грузовых поездов;
- пропуск пассажирских поездов (в том числе со сменой бригад и локомотивов) и пригородных электропоездов;
- пропуск (в том числе со сменой бригад и локомотивов), пополнение и уменьшение составов транзитных грузовых поездов;
- техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов поездов и вагонов;
- устранение технических и коммерческих неисправностей;
- погрузка, выгрузка;
- подача и уборка вагонов к местам производства грузовых операций;
- посадка и высадка пассажиров пригородных электропоездов, продажа билетов.
Основное назначение станции - выполнение операций по расформированию-формированию грузовых поездов в соответствии с планом формирования.
Поездная работа в грузовом движении на участках Бекасово - Москва.-Сортировочная-Киевская, Бекасово - Москва-Товарная-Смоленская, Бекасово - Кубинка, Бекасово - Можайск, Бекасово - Малоярославец выполняется вывозными локомотивами, которые одновременно выполняют работу по выставке со станции поездов на прилегающие участки и передаче составов поездов из парка «В» в парк «А».