Основы научных исследований в агрономии




Для практических занятий по курсу

Основы научных исследований в агрономии

 

Смоленск 2012


УДК 631/. 635(075.8)

ББК 41.4я73

В96

Рецензент: Юденков А.В., доктор физико-математических наук, заведующий кафедры информационных технологий и высшей математики ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия».

 

Вьюгин С.М.

В96 Рабочая тетрадь для практических занятий по курсу «Основы научных исследований в агрономии». Издание второе дополнительное и переработанное. / С.М. Вьюгин. – Смоленск: ФГБОУ ВПО «Смоленская ГСХП», 2012.

 

Рабочая тетрадь предназначена для студентов агрономических и технологических специальностей сельскохозяйственных вузов. В тетради изложены основные методы математической статистики для анализа экспериментальных данных в агрономических и смежных и ней отраслях науки. Представлены дополнительные и переработанные методики расчетов непараметрических критериев с использованием простейших средств счетной работы.

 

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО «Смоленская ГСХА» (протокол №7 от 30 апреля 2012 г.)

 

 

© Вьюгин С.М., 2012.

©Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Смоленская государственная

сельскохозяйственная академия»-

 


Вьюгин Сергей Михайлович

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для практических занятий по курсу

Основы научных исследований в агрономии

Издание второе дополненное и переработанное

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» (протокол от №).

 

Предназначается для студентов инженерно-технологического факультета сельскохозяйственных вузов.

 

 

Рецензент: Юденков Алексей Витальевич, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой информационных технологий и высшей математики ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия».

 

 

Перечень символов, применяемых при математической обработке опытных данных.

μ – средняя генеральной совокупности;

σ2 – дисперсия генеральной совокупности;

σ- стандартное отклонение генеральной совокупности;

Х- значение варьирующего признака;

- выборочная средняя;

S2 – выборочная дисперсия;

S – выборочное стандартное отклонение;

V – коэффициент вариации, изменчивости;

- средняя ошибка выборочной средней;

% - относительная ошибка выборочной средней;

d – разность между выборочными средними;

l – число вариантов;

n- повторность, объем выборки;

N – общее число наблюдений в опыте;

ν – число степеней свободы;

t – критерий Стьюдента;

F - -критерий Фишера;

НСР – наименьшая существенная разность;

С – корректирующий фактор;

Су, Ср, Сv, Сz и т.д. – суммы квадратов отклонений для разных источников варьирования в дисперсионном анализе;

r – коэффициент линейной корреляции;

вху – коэффициент регрессии У по Х;

Ссоv – ковариация;

∑- сумма, знак суммирования;

÷ - доверительный интервал.

Содержание

Работа 1. Статистические характеристики вариационных рядов и группировка данных при количественной изменчивости………  
Работа 2. Оценка существенности средних двух зависимых (I) и независимых (II) выборок при количественной изменчивости…..  
Работа 3. Статистический анализ вариационных рядов при качественной изменчивости……………………………………………..  
Работа 4. Непараметрические критерии для проверки нулевой гипотезы (по Усманову Р.Р. и др., 1985)…………………………  
Работа 5. Дисперсионный анализ данных вегетационного опыта с одинаковой и разной повторностью по вариантам………………  
Работа 6.Дисперсионных анализ данных полевого опыта, с полным набором дат, проведенного методом рендомизированных повторений………………………………………………………  
Работа 7.Дисперсионный анализ данных полевого опыта с выпавшими из учета датами, проведенного методом рендомизированных повторений…………………………………………………  
Работа 8.Дисперсионный анализ данных полевого опыта с повышенной повторностью варианта, проведенного методом рендомизированных повторений………………………………………  
Работа 9. Дисперсионный анализ данных полевых опытов, проведенных методом латинского квадрата или латинского прямоугольника……………………………………………………………..  
Работа 10. Дисперсионный анализ данных с неоднородными выборками (анализ данных, которые на подчиняются закону нормального распределения)………………………………………..  
Работа 11.Дисперсионный анализ данных двухфакторного опыта проведенного методом рендомизированных повторений……..  
Работа 12.Дисперсионный анализ данных двухфакторного опыта, проведенного методом расщепленных делянок……………….  
Работа 13. Корреляционный и регрессионный анализ (прямолинейная корреляция)………………………………………………….  
Работа 14.Ковариационный анализ………………………………..  
Работа 15.Оценка соответствия между эмпирическими и теоретическими распределениями по критерию Пирсона (χи- квадрат).  
Работа 16..Пробит-анализ  
Работа 17.Планирование полевого опыта  
Вопросы для самоподготовки  
Шифр задания  

 

Основная литература

1. Кирюшин Б.В. и др. Основы научных исследований в агрономии / Б.Д. Кирюшин, Р.Р. Усманов, И.П. Васильев. – М.: КолосС, 2009. – 398 с.

2. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследований): учебник / Б.А. Доспехов - М., Агропромиздат, 1985. – 416 с.

 

Дополнительная литература

1. Литл Т.Сельскохозяйственное опытное дело (Планирование и анализ): учебник / Литл Т., Хиллз Ф. – М:. Колос, 1981. – 385 с.

2. Перегудов В.Н. Планирование многофакторных полевых опытов с удобрениями и математическая обработка их результатов: учебник / В.Н. Перегудов. - М., Колос, 1968. -157 с.

3. Вьюгин С.М. и др. Непараметрические методы статистики в агрономии / С.М. Вьюгин, А.В. Юденков. – Смоленск, 2004. – 100 с.

Вьюгин С.М. и др. Статистическая обработка результатов научных исследований в агрономии / С.М. Вьюгин, А.В. Юденков, А.М. Володченков. – Смоленск, 2006. – 117 с.

 


Работа 1. Статистические характеристики вариационных рядов и группировка данных при количественной изменчивости

Литература. Доспехов Б.А. с. 179-192; с. 195-201; с. 204 – 217.

1. Нормальное распределение и его закономерности

 

2. Вариационный ряд. Понятие и виды количественной изменчивости.

 

 

3. Генеральная совокупность и выборка

 

4. Статистические характеристики количественной изменчивости (формулы и определения)

 

 

Цель работы. Освоить группировку данных, полученных в результате наблюдений, рассчитать статистические показатели, построить гистограмму и вычертить кривую распределения вариационного ряда.

Пример. Масса клубней картофеля, г.

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

Шифр задания ___________ Подпись преподавателя ____________

 

Порядок выполнения работы

Рабочая таблица

Шифр задания Значения признака, Х
   
   
   
   

 

Число классов

Классовый интервал


Таблица для расчетов (А=).

номер группы группа частота, f среднее по группам, Х х1= Х-А f.x1
               
               
               
               
               
               
               
               
  Суммы - -

 

 

 

Частота, f    

Значение признака Х

Гистограмма и кривая распределения

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Дата сдачи работы ____________ Подпись преподавателя________________


Работа 2. Оценка существенности средних двух зависимых (I) и независимых (II) выборок при количественной изменчивости.

Литература. Доспехов Б.А. стр. 220-230; 250-252.

1. Точечная и интервальная оценка параметров распределения.

 

 

2. Понятие о нулевой гипотезе и статистические методы ее проверки.

 

3. Примеры зависимых и независимых выборок.

 

4. Оценки существенности разности средних зависимых и независимых выборок по критерию Стьюдента.

 

I) зависимые выборки

Цель работы. Согласно заданию вычислить статистические характеристики для двух зависимых выборок. Определить существенны ли разности между средними и сделать статистический и агрономический выводы.

Пример 1. Пораженность двух сортов ячменя корневыми гнилями. Сорта располагались по соседним делянкам.

№ пары Зазерский 85, Х1 Биос – 1, Х2 Разность d=Х21 Квадрат разности, d2
  43,5 36,2    
  41,4 35,6    
  39,8 36,4    
  45,6 33,0    
  61,1 38,5    
  34,1 39,7    
  43,8 35,7    
  39,4 36,5    
  41,5 34,6    
  41,4 34,8    
  52,5 41,3    
  47,6 32,8    
  44,1 36,8    
  42,4 34,7    
  45,6 35,5    
Суммы ∑Х1= ∑Х2= ∑d= ∑d2 =
Средние  

 

 

Порядок выполнения работы

1. По каждому вариационному ряду находим число наблюдений N1=

N2= /

2. Определяем суммы наблюдений и рассчитываем выборочные средние по сортам

3. Определяем отклонения для каждой сопряженной пары наблюдений и вычисляем среднюю разность

, где N - число пар наблюдений.

4. Для определения ошибки средней разности находим:

Корректирующий фактор

Сумму квадратов разностей

Ошибку средней разности

5. Проводим оценку существенности средней разности по фактическому критерию Стьюдента

По таблице приложения 1 находим теоретические значения критерия Стьюдента при числе степеней свободы N-1= t05= и t01=

6. Проверяем правильность оценки существенности по величине наименьшей существенной разности =

 

Выводы

 

 

Дата сдачи работы__________ Подпись преподавателя_________

II) Независимые выборки.

Цель работы. Определить статистические характеристики для двух независимых выборок. Оценить существенность разности средних и сделать статистический и агрономический выводы.

Пример 2. Глубина заделки семян яровой пшеницы после вспашки на 20 см и дискования на 10-12 см. Дать оценку качества посева яровой пшеницы по обработкам.

Вспашка на 20 см, Х1 Дискование на 10-12 см, Х2
  4,5   4,6  
  5,8   3,6  
  5,6   3,2  
  4,9   5,1  
  3,0   4,4  
  5,9   3,8  
  7,4   3,3  
  3,9   4,4  
  5,0   3,7  
  8,1   5,5  
  4,3   2,1  
  7,2   2,9  
  4,7   5,3  
  5,6   1,7  
  7,2   0,9  
Суммы        

 

Порядок выполнения работы

По каждой выборке находим:

Статистические показатели Вспашка на 20 см, Х1 Дискование на 10-12 см, Х2
  Число наблюдений, N    
  Средняя арифметическая    
  Корректирующий фактор    
  Сумма квадратов отклонений    
  Дисперсия    
  Стандартное отклонение    
  Ошибка выборочной средней    
  Коэффициент вариации %    
  Доверительный интервал для генеральной средней    
  Доверительный интервал для генеральной совокупности    

 

Оценка существенности различий между средними.

1. Интервальным методом

 

2. По критерию существенности Стьюдента

 

t05=

t01= при γ= N1+N2-2

3. По величине наименьшей существенности разности (НСР)

НСР05=t05.Sd

НСР01=t01.Sd

 

Выводы.

 

 

Дата сдачи работы. Подпись преподавателя.

 

 

Работа 3. Статистический анализ вариационных рядов при качественной изменчивости.

Литература. Доспехов Б.А.с. 192-195, с. 217-220, 230-231.

1. Качественная изменчивость. Определение и примеры.

 

2. Статистические характеристики качественной изменчивости. Формулы и определения.

 

 

3. Методы оценки существенной разности между выборочными долями.

 

 

Цель работы. Освоить расчеты при качественной изменчивости признака, оценить существенность разности между выборочными долями и сделать вывод.

Пример. В выборках объемом по 500 растений ячменя пораженных корневыми гнилями в севообороте и при бессменном возделывании было следующим:

Варианты                                  
Севооборот                                  
Бессменно                                  

 

 

Шифр задания ____________ Подпись преподавателя__________

Порядок выполнения работы

Севооборот Бессменный посев
nб= nб=
nзд.= nзд=.
N1= nб+ nзд.= N2= nб+ nзд.=
P1= nб: N1= P2= nб: N2=
q1=1- P1 q2=1- P2

 

Оценка существенности разности между выборочными долями:

1) по критерию Стьюдента

t05=

t01= при γ= N1+N2-2

2) По величине наименьшей существенности разности (НСР)

НСР05=t05.Sd

НСР01=t01.Sd

3). Интервальным методом

Севооборот

Бессменный посев

Выводы:

 

 

Дата сдачи работы ___________Подпись преподавателя_____________

 

 

Работа 4. Непараметрические критерии для проверки нулевой гипотезы (по Усманову Р.Р. и др. 1985 г.)

Литература. Вольф В.Г., 1966; Лакин Г.Ф., 1980.

1. Сравнение независимых выборок по Х-критерию Ван-дер-вардена.

Пояснения к работе.

 

Пример. В лабораторных условиях проводилась оценка устойчивости двух сортов овса к стеблевой ржавчине. Растения опрыскивали из пульверизатора суспензией уредоспор.

На 14 день после инокуляции учитывали тип реакции в баллах по Стэкмэну и Левину.

Тип реакции в баллах

Сорта Номера проб (растений)
                   
Сорт А                    
Сорт В                    

 

Порядок выполнения работы

1. Определяем число наблюдений по каждому вариационному ряду n1=; n2= и сумму всех наблюдений n= n1+ n2= /

2. Составляем вспомогательную таблицу, в которой ранжируем обе выборки и один вариационный ряд, каждому значению признака присваиваем порядковый номер (ранг) R.

Вспомогательная таблица для расчета Х-критерия.

Пораженность в баллах Ранг, R Отношение Функция  
Сорт А Сорт В  
А В А В А В  
                 
n1= n2= n=n1+ n2   =  

 


3. Находим для всех значений признака из выборок отношение

4. По таблице 2 определяем значения функции (ПСИ)

5. Суммируем с учетом знаков значения функции ∑

и эту сумму принимаем за фактический критерий – Х Ван-дер-Вардена.

=Хф

6. По таблице 3 находим теоретические значения Х-критерия при n=n1+ n2, с учетом разности n1- n2 и сравниваем Хф с Х05

Вывод: ______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Таблица 2. Значения функции

ψ ψ ψ
0,00 0,34 -0,41 0,68 0,47
0,02 -2,05 0,36 0,36 0,70 0,52
0,04 -1,75 0,38 -0,31 0,72 0,58
0,06 -1,55 0,40 -0,25 0,74 0,64
0,08 -1,41 0,42 -0,20 0,76 0,71
0,10 -1,28 0,44 -0,15 0,78 0,77
0,12 -1,18 0,46 -0,10 0,80 0,84
0,14 -1,08 0,48 -0,05 0,82 0,92
0,16 -0,99 0,50 0,00 0,84 0,99
0,18 -0,92 0,52 0,05 0,86 1,08
0,20 -0,84 0,54 0,10 0,88 0,18
0,22 -0,77 0,56 0,15 0,90 0,28
0,24 -0,71 0,58 0,20 0,92 1,41
0,26 -0,64 0,60 0,25 0,94 1,55
0,28 -0,58 0,62 0,31 0,96 1,75
0,30 -0,53 0,64 0,36 0,98 2,05
0,32 -0,47 0,66 0,41 0,99 2,33

Таблица 3. Теоретические значения Х-критерия Ван-дер-Вардена на 5 и 1% уровне значимости.

n=n1+ n2   n1- n2=0 или 1   n1- n2=2 или 3  
0,05 0,01 0,05 0,01
  2,40 - 2,30 -
  2,48 - 2,40 -
  2,60 3,20 2,49 3,10
  2,72 3,40 2,58 3,40
  2,86 3,60 2,79 3,58
  2,96 3,71 2,91 3,64
  3,11 3,94 3,06 3,88
  3,24 4,07 3,19 4,05
  3,39 4,26 3,36 4,25
  3,49 4,44 3,44 4,37
  3,63 4,60 3,60 4,58
  3,73 4,77 3,69 4,71
  3,86 4,94 3,84 4,92
  4,39 5,68 4,36 5,65
  4,88 6,35 4,87 6,34
  5,33 6,95 5,31 6,92
  5,75 7,50 5,74 7,49
  6,14 8,02 6,12 8,01
  6,50 8,51 6,51 8,50

 

 

2. Сравнение независимых выборок по Т-критерию Уайта (Манна-Уитни).

Пояснения к работе

 

 

Пример 1. Проведен учет степени пораженности двух сортов озимой пшеницы бурой ржавчиной.

Сорта Повторность
                   
Сорт А                    
Сорт В                 - -

 

Порядок выполнения работы

1. Располагаем все значения сравниваемых выборок в один ранжированный ряд.

2. Каждому значению присваиваем порядковый номер (ранг). Одинаковые значения признака имеют средний ранг.

 

 

Вспомогательная таблица.

Поражения  
Ранг, R  

 

 

3. Определяем сумму рангов по каждой выборке (варианту)

∑R1=; ∑R2=

4. Меньшая сумма рангов принимается за Т-критерий фактический∑R=Тф=

5. По таблице 4 находим теоретическое значение Т-критерия по числу наблюдений для каждой выборки.

При n1 =;n2=; Т05= и сравниваем Тф с Т05

Выводы:

 

Таблица 4. Теоретические значения Т-критерия Уайта (5%-ный уровень значимости) (Данные или меньшие значения отвергают гипотезу).

  Меньшее число наблюдений – n1
                 
<Большее число наблюдений – n2                    
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

n1 и n2 – число наблюдений в двух группах.

Если группы неравные, то за n1 следует брать меньшее число.

3. Сравнение зависимых (сопряженных) выборок по критерию Вилкоксона.

 

Пояснения к работе.

 

 

Пример (по В.Г. Вольфу, 1966 г.). Десять корзинок подсолнечника перед цветением делили условно пополам. Одну половину корзинок самоопыляли пыльцой своих же цветков, а на вторую половину перед самоопылением наносили в избытке пыльцу кукурузы. Эффект дополнительного опыления определяли по числу завязавшихся семян.

Число семян подсолнечника при двух способах опыления.

Способ опыления № растения
                   
Самоопыление, А                    
Тоже + кукуруза, В                    
Разность, d                    
Ранги, R                    

 

Порядок выполнения работы.

1. Определяем отклонения по всем сопряженным парам и записываем их со своими знаками.

2. Присваиваем порядковый номер (ранг) отклонениями d без учета знаков, при этом нулевые разности (d) рангов не имеют.

3. Определяем сумму рангов для минусовых отклонений ∑R1 = и сумму рангов для плюсовых отклонений ∑R2 =

4. Меньшую по знаку отклонений сумму рангов принимают за фактический критерий Вилкоксона ∑R =Wф.

По таблице 5 находим теоретические значение критерия Вилкоксона.

При ν=n-k = W05

И сравниваем Wф с W05

Вывод:

 

Таблица 5. Теоретические значения W – критерия Вилкоксона при 5% и 1% уровне значимости.

(Равные или меньшие значения приводят к опровержению Но – гипотезы)

Число пар, n Уровни значимости Число пар, n Уровни значимости
0,05 0,01 0,01 0,05
    -      
    -      
           
           
           
           
           
           
           
           

 

4. Сравнение зависимых (сопряженных) выборок по Z –критерию знаков.

Пояснения к работе.

 

 

Пример 1. (по А.Е. Чумакову, И.И. Минкевич, 1977 г.). Поражение листьев яблони при инокуляции штаммами Ventura inaegualis (парша). На каждый лист наносилось по две капли суспензии спор каждого штамма.

Диаметр пятна, мм Различия(±)
штамм №1 штамм №2
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Порядок выполнения работы.

1. Записывают сопряженные значения выборок (вариантов).

2. Знаками «плюс» или «минус» обозначают эффекты (различия).

3. Суммируют отдельно число плюсовых эффектов ∑ «-«=. Нулевые разности в расчет не принимают.

4. Сумму плюсовых знаков принимают за фактический критерий знаков Zф.

5. По таблице 6 определяют теоретическое значение критерия знаков Zт по числу пар, давших плюсовые и минусовые эффекты.

Вывод:

 

Таблица 6. Теоретические значения критерия знаков (Z) при 5% и 1% уровне значимости.

Число пар, n Уровни значимости Число пар, n Уровни значимости
0,05 0,01 0,01 0,05
    -      
    -      
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 


Работа 5. Дисперсионный анализ данных вегетационного опыта с одинаковой и разной повторностью по вариантам.

Литература. Доспехов Б.А. с. 242-255, 256-271.

Вопросы для самоподготовки.

1. Сущность дисперсионного анализа. Схема (модель) дисперсионного анализа данных вегетационного опыта.

 

 

2. Проверка нулевой гипотезы при дисперсионном анализе.

 

 

3. Сущность вегетационного опыта и методика его проведения.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Обработка данных в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: