История одной картины. «Алёнушка» В.М. Васнецов.




Картина «Алёнушка» выдающегося Вятского художника-живописца Виктора Михайловича Васнецова, выполнена на холсте размером 173 × 121 см маслом. Работу над картиной художник начал в 1880 году, а закончил только зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку в Москве. Картина "Аленушка", однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Примечательно, что Павел Третьяков, активно скупавший картины с этой выставки, особого интереса к «Аленушке» не проявлял. Художник даже начал беспокоиться и сам написал Третьякову: «Уважаемый Павел Михайлович, моя «Аленушка» до сих пор не продана, что сильно влияет на мои денежные дела. Мне очень бы хотелось знать: как она Вам кажется в теперешнем ее виде на выставке. До сих пор я, конечно, не имею повода думать, чтобы она Вам нравилась настолько, чтобы Вы решились приобрести ее для галереи; но знать Ваше мнение на этот счет для меня желательно очень». Васнецов даже готов был снизить цену, но купец, так и не приобрёл эту картину для своей галереи. Купить «Аленушку» за пятьсот рублей решил Анатолий Мамонтов, брат известного предпринимателя и мецената с душой художника Саввы Мамонтова. Затем полотно несколько раз меняло хозяев, пока, наконец, не было выкуплено для Государственной Третьяковской галереи.

Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка», но это не значит, что художник считал девушку глупой. В то время значение слова «дурочка» отличалось от современного. Раньше так называли юродивых, обездоленных или сирот. А, согласно сказке, Алёнушка с братцем Иванушкой остались без родителей. Впрочем, первое слово в названии шедевра быстро исчезло, а осталось лишь одно — «Аленушка». Но смысл картины от этого не пострадал — девушка выглядит очень грустной и обездоленной.

Со временем в восприятии зрителей картина оказалась связана со сказкой "О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке». Это произведение знакомо всем с детства. «Уставшая от бесполезных поисков своего брата, героиня сидит на большом камне в сиротливой позе у мрачного пруда. Голова склонена к коленям. Не покидают Аленушку тревожные мысли о брате. Она тоскует - не уследила за ним. Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства...» - так вкратце может быть описана картина «Аленушка», как иллюстрация к сюжету сказки. Однако есть версия, что художник вовсе не создавал сказочный образ. Скорее всего, он просто хотел передать в лице одной девушки трагизм всего русского народа.

Васнецов долго находился в поисках натурщицы для картины. В то время он жил в подмосковном Абрамцеве, где отдыхал летом с семьёй и рисовал пейзажные этюды на берегу р.Вори. Из Абрамцева он частенько прогуливался пешком до соседней деревни Ахтырка, где и повстречал простую деревенскую девушку — свою будущую Алёнушку. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан именно с нее.

Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894

Перед написанием самой картины художник сделал несколько предварительных эскизов сидящей на камне девушки. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это: «Осока», «Аленушкин пруд», «Пруд в Ахтырке». Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках. Виктор Михайлович признавался, что при написании Алёнушки вглядывался в черты лица Веры Мамонтовой, которую многие помнят по картине Серова «Девочка с персиками». Однако сам образ списан именно с крестьянки. Может быть поэтому, глядя на картину, мы понимаем, что перед нами не сказочный персонаж, а реальная девушка. «Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя "Алёнушка" натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку". Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!» - вот несколько строк из воспоминаний автора, раскрывающих тайну создания "Алёнушки"

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Алёнушка», 1881

Алёнушка притягивает зрителя своей настоящей естественной красотой. В её глазах читается грусть и глубокие переживания, которые таит её сердце, несмотря на юный возраст. Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы и загрубевшие босые ноги позволяют увидеть абсолютно реальный образ девушки. Сюжет усиливается неподвижными деревьями, застывшей водной гладью и медленно парящими над головой облаками. Окружающий героиню лес кажется гиблым местом, в котором очень просто затеряться или сгинуть.

Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Алёнушкин пруд, 1880

Критики отмечают, что пейзаж получился настолько хорошо, что картину легко представить и без Алёнушки. Природа особенно важна в картине. В основе своей она является натурной, созданной также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью.

История картины Васнецова "Аленушка" включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, "Аленушка" в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника.

«Аленушка» является одним из самых популярных и самых любимых полотен Васнецова. Мастер не раз отмечал, что из всех его картин ему самому «Аленушка» милее прочих. «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё», — писал в своих воспоминаниях Васнецов. А критик Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины: «В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр - „Алёнушку", не то жанр, не то сказку, - обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы».

Как же сложилась судьба картины?

Картина Васнецова "Аленушка" - это работа, которую знает сегодня большинство наших соотечественников. Сочинение по ней входит в обязательную школьную программу.

Сейчас известная работа Васнецова все так же хранится в Государственной Третьяковской галерее. «Алёнушка» очень популярна и любима зрителями. Именно такое душевное описание картина получила в стенах галереи: «Отказавшись от конкретного сюжета и событийности, Васнецов сумел выразить в картине душу русской сказки, родственную неяркой среднерусской природе. В образе Аленушки, написанной с крестьянской девочки, передано страдание кроткой, одинокой, всеми отвергнутой сиротки, которую можно встретить во многих сказках. Она бесконечно долго сидит на белом камне, как будто сама окаменела от страданий, в ее глазах застыло немое отчаяние. Взгляд девочки притягивает к себе подобно омуту. Темная глубина воды, в которой проступает призрачное отражение, неумолимо манит Аленушку. Фигурка девочки словно сотворена из природных форм, гаснущих вечерних красок и узоров листвы и концентрирует в себе сосредоточенную грусть осенней природы, заботливо скрывающую и охраняющую героиню. Природа утешает ее, как мать утешает свое дитя. Пейзажные мотивы навеяны поэтическими фольклорными образами, например ласточки, что собрались на веточке над головой Аленушки – добрые вестницы, помощницы в беде, а трепещущие осины – символ горькой доли».

В 1979 году по картине написана одноимённая песня Александра Дольского.


АЛЁНУШКА

Аленушка, Аленушка,
Алена сероглазая,
Ты сказку мне, Аленушка
Рассказывай, рассказывай.
Одним движением ресниц
Расскажет мне Алена
Про стаи перелетных птиц
Под небом побеленным.

Со лба откинув прядь волос
Без слов поет Алена
Про запах сена, про покос
И полдень опаленный.
А в меди медленной руки Я вижу изумленно
Теченье плавное реки
В тени берез и кленов.
Аленушка, Аленушка,
Алена сероглазая,
Ты сказку мне, Аленушка,
Рассказывай, рассказывай,
О тридесятых странах,
Что все в родной сторонке,
Всю жизнь я слушать стану
Тебя, моя Аленка.
Над озером рябины
Качаются, качаются,
А песни для любимых
Поются - не кончаются.


В 2013 году в честь 165-летия со дня рождения Виктора Васнецова крупнейшая в мире поисковая система Google на главной странице поменяла логотип Google на дудл, основанный на картине «Алёнушка». При этом кусты на заднем плане были перерисованы так, чтобы из них сложилось название компании.

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №47 города Кирова

 

 

История одной картины.

«Алёнушка» В.М. Васнецов.

 

Работу выполнила:

Ученица 3 Г класса

Пашкович Алёна

Руководитель:

Крестьянинова Н.Н.

Учитель начальных классов

 

 

г. Киров



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: