ПРИБЛИЖЕННЫЙ РАСЧЕТ ВАЛА (тихоходный вал)




Задача расчета: определение расчетом диаметральных размеров вала в наиболее нагруженных сечениях

 

Рисунок 8.1 Пространственная схема механизма с силами, действующими на элементы кинематической цепи привода (пример)

 

В этой части раздела приводится пространственная схема механизма с силами, действующими на элементы кинематической цепи привода в соответствии с индивидуальным техническим заданием на курсовое проектирование по деталям машин. При этом необходимо задаться направлением вращения электродвигателя w1 и проставить на всех элементах кинематической цепи привода направления их вращения и составляющие сил в зацеплениях зубчатых колес и других передачах.

 

Исходные данные

Рис. 8.2 Схема нагружения тихоходного вала редуктора

Передаваемый крутящий момент тихоходным валом Т4 ___________Н×мм

Составляющие силы в зацеплении зубчатой передачи:

Окружная сила Ft,_________ Н

Радиальная сила Fr________ Н

Осевая сила Fa ________H.

Размеры

a ________ мм (1,6хdвала)

b ________ мм (4÷5 m)

c ________ мм (4÷5 m)

Делительный диаметр зубчатого колеса d2, мм.

Если на зубчатом колесе установлена предохранительная фрикционная многодисковая муфта, размеры a, b, c берутся из чертежа (сборочный чертеж предохранительная фрикционная многодисковая муфта)

 

Расчет

 

8.1 Схематически вычерчивается тихоходный вал редуктора с элементами кинематической цепи привода и наносятся на них действующие внешние силы (рисунок 8.3, а).

 

8.2 Составляется расчетная схема этого вала и наносятся на нее внешние силы, опорные реакции, действующие в вертикальной плоскости (рисунок 9.3, б).

8.3 Определяются опорные реакции из условий и :

 

(8.1)

 

(8.2)

В случае отрицательной величины опорной реакции R1V или R2V, направление последней следует изменить на обратное на расчетной схеме и учитывать во всех последующих расчетах.

Произвести проверку правильности определения опорных реакций, которые должны удовлетворять условию:

 

 

 

 

Эпюра МИV

 

Эпюра МИH

 

Рис. 8.3 Эпюры изгибающих и крутящих моментов

8.4 Составляются уравнения изгибающих моментов для различных участков вала в вертикальной плоскости.

8.4.1 Уравнение изгибающего момента для сечения I-I (рисунок 8.3, б):

, где 0 £ £ с;

при = 0 0 = 0; при = с c.

8.4.2 Уравнение изгибающего момента для сечения II-II:

, где c £ x2 £(b + c);

при x2 = c + d

;

при x2 = b + c

8.49.4.3 Уравнение изгибающего момента для сечения III-III:

,

где (b + c) £ x3 £(a + b + c);

при x3 = (b + c)

;

при x3 = (a + b + c)

.

8.4.4 По расчетным значениям изгибающего момента в плоскости V строится эпюра изгибающего момента со стороны растянутых волокон (рисунок 8.3, в).

На этой эпюре необходимо привести численные значения изгибающего момента по опорам вала и зубчатому колесу.

Примечание. Так как по концам валов отсутствуют пары сил, действующих в направлении продольной оси вала, то эпюры изгибающих моментов будут иметь нулевые значения.

8.5 Вычерчивается расчетная схема вала и наносятся на нее внешние силы, действующие в плоскости Н и опорные реакции (рисунок 8.3, г).

8.6 Определяются величины опорных реакций R1H и R2H в плоскости Н исходя из условий и :

откуда

(8.3)

откуда

(8.4)

В случае отрицательной величины опорной реакции R или R, направление последней изменяется на обратное на расчетной схеме и учитывается во всех последующих расчетах.

Производится проверка правильности определения опорных реакций, которая должна удовлетворять условию в горизонтальной плоскости:

8.7 Составляются уравнения изгибающих моментов для различных участков вала в горизонтальной плоскости.

8.7.1 Уравнение изгибающего момента для сечения I-I (рисунок 9.3, г):

, где 0 £ £ с;

при = 0 0 = 0; при = c c.

8.7.2 Уравнение изгибающего момента для сечения II-II:

, где c £ x2 £(b + c);

при x2 = c

;

при x2 = b + c

= .

8.7.3 Уравнение изгибающего момента для сечения III-III:

,

где (b + c) £ x3 £ (a + b + c);

при x3 = (b + c)

;

при x3 = (a + b + c)

.

8.7.4 По расчетным значениям изгибающего момента в плоскости Н строится эпюра изгибающего момента со стороны растянутых волокон (рисунок 8.3, д).

На этой эпюре необходимо привести численные значения изгибающего момента по опорам вала и месту установки зубчатого колеса.

8.8 Строится эпюра крутящего момента, передаваемого валом (см. рисунок 8.3, е).

8.9 Приведенный (эквивалентный) момент.

Приведенный момент определяется по наиболее нагруженным сечениям вала по зависимости:

. (8.5)

В рассматриваемом примере наиболее нагруженные сечения вала — опора 1 и середина вала под зубчатым колесом.

9.10 Расчет диаметральных размеров вала.

Диаметр вала по рассчитываемому сечению определяется по зависимости:

, (8.6)

где [s-1]и — допускаемые напряжения изгиба при приближенном расчете вала, [s-1]и = 50...60 Н/мм2 для валов, изготовленных из сталей Ст5, 45, 40Х, 40ХН.

Произведя расчет вала по наиболее нагруженным сечениям уточняют конструктивно его размеры. Так, например, диаметры вала под подшипниками принимают одного размера с целью уменьшения типоразмеров подшипников и упрощения технологии изготовления корпусных деталей. В связи с этим диаметр вала под зубчатым колесом не может быть меньше, чем под подшипниками.

 

8.11 Суммарные опорные реакции по опорам 1 и 2 составят:

; (8.7)

; (8.8)

при приближенном расчете вала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: