Ещё одна категория Видов власти




Формы и виды власти

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти.

1. Власть вознаграждающая.

2. Власть принуждающая.

3. Нормативная власть.

4. Референтная власть. Она основана на идентификации (В) с (А) и желании (В) быть похожим на (А).

5. Экспертная власть. Она зависит от величины приписываемых (А) со стороны (В) особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

6. Информационная власть. Эта власть имеет место в тех случаях, когда (А) владеет информацией, способной заставить (В) увидеть последствия своего поведения в новом свете.

 

Выделяют три этапа эволюции форм власти:

1 этап: Власть анонимна, т. е. распределена среди членов рода и племени; проявляется в совокупности верований и обычаев, жестко регламентирующих индивидуальное поведение; не имеет политического характера.

2 этап: Власть индивидуализирована, т. е. власть сконцентрирована в руках вождей, групп.

3 этап: Власть институциализирована, т. е. опирается на специальные институты, осуществляющие ряд функций: выражение общих интересов; управление; обеспечение социального мира и порядка и т.п.

Дополняя типологию, можно сказать о четвертом этапе, который протекает в наше время, - Власть «надгосударственная », представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население десятка европейских стран.

 

Выделяют следующие критерии эффективности власти:

· достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;

· наличие общенационального согласия по вопросу о целях и путях развития данного общества;

· сплоченность и стабильность властвующей элиты;

· рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;

· действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;

· организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;

· наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжения властных структур;

· действенность системы самоконтроля власти, одним их показателей которой является ее авторитет;

· адекватное отражение интересов тех социальных групп, на которые власть опирается, вместе с увязыванием их с интересами общества как целого.

 

Наиболее часто употребляемой является разделение форм осуществления власти: законодательной, исполнительной и судебной.

В зависимости от широты распространения властных отношений можно выделить:

· Мега-уровень – международные организации, наделенные властными полномочиями (ООН, НАТО и др.);

· Макро-уровень – центральные органы государства;

· Мезо-уровень – нижестоящие органы государственной власти;

· Микро-уровень – власть в первичных органах самоуправления и т. д.

 

Три типа господства: традиционный, харизматический, легитимный.

Традиционная власть основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяжелым магико-религиозным последствиям.

Харизматическая власть базируется на вере в «сверхъестественные» способности лидера. Его авторитет основан на вере в способность данного человека брать на себя ответственность и решать все вопросы чудодейственным способом.

Легальная власть опирается на законы, правила и нормы; управление здесь обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активным использованием для достижения поставленных целей.

 

«Вечные» и специфические формы власти. К первым относят демократию, олигархию,

ко вторым – охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию. Рассмотрим более подробно каждую из названных форм.

 

Демократия – одна из основных форм общественно-политического управления, организации государства и политических движений.

Олигархия. Ее основные характеристики: осуществление небольшой группой (социальным слоем) политического и экономического господства в обществе, проявление корпоративности в самой высокой степени, прямое или косвенное воспрепятствование выборам властных органов и замена их назначениями, формирование монопольных прав и полномочий, принадлежащих только этой социальной группе, спонсирование, приватизация, скупка государственного аппарата. Олигархические тенденции характерны практически для всех современных государств.

Охлократия (власть толпы). По своей сути данная форма власти означает:

1) Власть социально-политических групп, использующих популистские настроения и ориентации населения в крайне примитивных формах, что создает условия для произвола и бесправия во всех сферах общественной жизни.

2) Охлократия создает ситуацию беспорядков, мятежей, погромов, пробуждающих низменные устремления, бессмысленные разрушения, безрассудные убийства и произвол, попрание всех гарантий жизни человека. Охлократия часто вступает в свои права в переходный период, в критические для общества периоды.

Милитократия. Одной из современных форм милитократии является хунта. Это форма власти, когда власть принадлежит военным, особым военизированным объединениям и организациям, осуществляющим власть в стране. Основными чертами хунты являются: массовый политический террор, насильственные методы управления страной и обществом.

Идеократия. Форма власти, при которой решающую роль имеют теории и концепции, оправдывающие заранее выдвинутые идеи и выводы. Идеократическим государством был Советский Союз.

Аристократия. 1) форму правления, означавшую власть привилегированных групп общества; 2) часть социальной структуры общества, которая включала в себя людей, занимающих авторитетное положение в обществе. В настоящее время аристократия как форма власти стала отождествляться с консерватизмом.

Монархия – одна из древнейших форм управления, когда абсолютная власть сосредотачивается в руках одного лица, власть которого передается по наследству. Монархия на различных этапах меняла свои формы.

Этнократия. Ее суть проявляется в игнорировании прав национальных (этнических) групп народов при решении принципиальных вопросов общественной жизни, когда реализуется одностороннее представительство интересов господствующей нации, а не интересы человека, социальных групп независимо от этнического происхождения, религиозной и классовой принадлежности.

Теократия. Основными признаками теократической формы политического управления являются: религиозно-правовая регламентация всех сторон общественной и государственной жизни. В теократических обществах устанавливается тоталитарный контроль за поведением, образом жизни личности, ибо статус личности определяется принадлежностью лица к религии и ее институтам.

Технократия. Технократические социальные и политические концепции претендуют на принципиально новую конструкцию общества, базирующуюся на максимально механизированной технологии и эффективной организации промышленности.

Другим источником создания теории технократии стало движение прогрессистов (У. Липпман, Г. Кроули и др.), которые выступали за установление нового общественного порядка. Порядка в виде централизованного общенационального управления под руководством экспертов, знающих технологию «социальной инженерии».

Третьим источником является технико-организационная теория «научного менеджмента», представителем которого был Ф. Тейлор. Он доказывал, что главной фигурой общества является профессионал, который руководствуется научным способом решения любой проблемы в области промышленности, что на его взгляд, можно и нужно перенести в управление страной и государством.

 

 

Источники власти

Источниками власти считают:

· Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

· Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

· Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — насилие.

 

К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права.

В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.

В последнее время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

 

Функции власти

· Коммуникативная

· Координационная

· Управленческая

· Контрольная

 

 

Ещё одна категория Видов власти

· Верховная власть

· Законодательная власть

· Исполнительная власть

· Судебная власть

· Политическая власть

· Управленческая власть

· Публичная власть

· Символическая власть

 

 

Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.


Верховная власть имеет следующие основные признаки, вытекающие из ее принципиального содержания и государственного значения:

· Единство (неделимость). "Государственная власть всегда одна и, по существу своему, не может допустить конкуренции другой такой же власти в отношении тех же лиц, на пространстве той же территории".

· Неограниченность. Юридическое подчинение носителя верховной власти какой-либо внешней силе (другому государству, надгосударственному образованию) означает переход верховной власти к этой силе.

· Полнота. В государстве отсутствует какая-либо власть, не подконтрольная верховной.

· Постоянство и непрерывность. Прекращение существования верховной власти равносильно исчезновению самого государства (утрате им независимости). Смена типа верховной власти возможна не эволюционным, а лишь революционным путём - через ликвидацию старого государственного строя и учреждение нового.

 

Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: