Вооруженный или групповой разбой предлагается перенести из категории «тяжких» в «особо тяжкие».




Квалифицирующий признак, предусмотренный п. «в» ч.4 ст.162 УК РФ, необходимо изложить в следующей редакции: «. с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего».

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем уточняется и конкретизируется ряд положений теории Особенной части уголовного права, относящихся к проблеме уголовной ответственности за совершение разбоя. Криминологическая характеристика разбоя, а также лиц, его совершающих, проводилась на основе УК РФ 1996г. и Федерального закона от 08.12.2003 года о внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство, где уголовно-правовая норма об ответственности за разбой была изложена в новой редакции. Таким образом, данная работа вносит определенный вклад в дальнейшее развитие уголовно-правовых и криминологических представлений о разбое.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть применены для дальнейшего совершенствования уголовного законодательства, при разработке разъяснений Верховным судом Российской Федерации, а также мер, направленных на предупреждение разбоя. Они могут быть использованы в деятельности правоохранительных органов при квалификации разбоя, отграничении его от смежных составов преступлений.

Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов «Уголовное право» и «Криминология» в юридических учебных заведениях МВД России, других министерств и ведомств, а также при проведении дальнейших исследований в рассматриваемой области.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях, проводимых во ВНИИ МВД России (г. Москва, март 2004г., июль 2007г.), в Ростовском юридическом институте МВД России (г. Ростов-на-Дону, июнь 2004г.), в Ставропольском филиале Северо-Кавказской академии госслужбы (г. Ставрополь, апрель 2006г. и апрель 2007г.), на совещаниях в практических подразделениях органов внутренних дел Ставропольского края и ГУ МВД России по Южному федеральному округу. По теме диссертации опубликовано пять научных статей.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе Ставропольского государственного университета и СевероКавказского гуманитарного института при проведении учебных занятий по курсам «Уголовное право», «Криминология», а также в правоприменительной деятельности ГУВД Ставропольского края.

Структура работы. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК РФ, и состоит из введения, двух глав, содержащих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Заключение:

Заключение

Подводя итоги работы по уголовно-правовой и криминологической характеристике разбоев и его квалифицированных видов в России и в Южном федеральном округе, необходимо сформулировать основные выводы.

1. История развития законодательства о разбое уходит в глубину веков, начиная с Русской Правды, Псковской Судной грамоты, Судебника 1556 года и далее. Государством всегда велась и ведется борьба с данным видом преступления, в том числе активно и на уровне регионов. Особенно на Северном Кавказе, где сложные социально-экономические, политические, демографические и этнические факторы влияли и влияют на криминальную обстановку, в том числе на такие тяжкие преступления, как разбой.

В российском уголовном законодательстве нормы о разбое в различные исторические периоды неоднократно претерпевали изменения диспозиции, изменялось содержание понятия, разбой, вводились новые виды наказаний, ужесточались санкции, однако все это мало изменяло тенденцию роста числа преступлений против собственности, в том числе разбоев. Последнее десятилетие (1996-2006г.г.) характеризуется нестабильностью уголовного законодательства, что выразилось в многочисленных его изменениях и дополнениях.

Уголовный кодекс РФ утратил свойство системности. Эффективность уголовно-правовой борьбы с преступностью была особенно подорвана многими положениями, содержащимися в федеральных законах от 8.12.2003 г. и от 21.07.2004г., которыми внесены значительные изменения и дополнения в УК РФ.

2. Уголовно-правовая и криминологическая характеристики разбоев в России и регионах Южного федерального округа менялись в соответствии с обстановкой в экономической, правовой и политической сферах общества, оставаясь при этом одним из наиболее распространенных видов преступности против собствен ости. Динамика роста насильственных преступлений против собственности, в том числе разбоев, находится в прямой государственных законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообществ, общественных формирований и граждан в их деятельности, связанной с предупреждением преступлений, устранением причин и условий, способствующих их совершению, защитой жизни, здоровья и конституционных прав граждан.

В этих целях МВД России разработана базовая модель на четырех уровнях: субъекта Российской федерации, городов с районным делением, городов без районного деления, муниципальных сельских и городских поселениях, которая поступательно вводится на всей территории страны. зависимости от состояния социально-экономической, политической сфер общества, усугубляется в переходный период, обуславливается степенью эффективности правовой системы. В этих условиях не существует механизмов социального регулирования, обеспечивающих снижение числа таких преступлений, их профилактику и предупреждение.

3. Разбой представляет собой многообъектное преступление, где основным непосредственным объектом является собственность, а дополнительным - здоровье потерпевшего. Кроме того, в ряде случаев вред может быть причинен свободе, общественной безопасности, неприкосновенности жилища и др. Они являются факультативными объектами разбоя.

Предметом разбоя является чужое движимое имущество, обладающее всеми признаками предмета хищения - экономическим, физическим, юридическим.

Потерпевшими по данному преступлению могут быть как физические так и юридические лица. Нападение может осуществляться не только в отношении собственников имущества, но и в отношении лиц, не являющихся ими (например, сторожа, охранники, кладовщики, продавцы, близкие родственники и т.п.).

Объективная сторона разбоя характеризуется следующими признаками: нападением, соединенным с насилием, опасным для жизни; соединенным с насилием, опасным для здоровья; либо с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья.

Важнейшим признаком разбоя является насилие. При этом нападение выступает как основной, но не единственной формой его реализации. Чтобы снять возникающие трудности при квалификации разбоя, мы предлагаем изложить статью в следующей редакции: «Под разбоем следует понимать любые умышленные действия, соединенные с насилием, опасным для жизни и здоровья граждан, либо с угрозой применения такого насилия». Таким образом, понятием «разбоя» охватываются все действия лиц, посягающих на собственность. Разбой считается оконченным с момента совершения любых умышленных действий, соединенных с насилием опасным для жизни и здоровья.

4. Квалифицирующие признаки разбоя определяются формами соучастия, размерами похищенного, местом совершения посягательства, орудием преступления и тяжестью вреда здоровью.

Термин «оружие» при разбое следует понимать несколько шире, чем указано в законе «Об оружии». Разбой следует признавать вооруженным, не только когда он совершен с применением предметов, указанных в законе (в т.ч. и газовым оружием), но и с использованием взрывчатых веществ, взрывных устройств, отдельных видов боеприпасов, например ручных и противотанковых гранат. Это особенно актуально при квалификации разбойных нападений в регионах Южного федерального округа, особенно в республиках Северного Кавказа, где в силу известных объективных причин у населения хранится большое количество различного оружия.

Под предметами, используемыми в качестве оружия, следует понимать предметы которыми потерпевшему могли быть причинены телесные повреждения, опасные для жизни и здоровья (перочинный или кухонный нож, бритва, ломик, дубинка, топор, ракетница и т. п.), а также предметы, предназначенные для временного поражения цели (например, механические распылители аэрозольные и другие устройства снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами).

Действия виновных с использованием животных следует рассматривать как вооруженный разбой.

Вооруженный или групповой разбой следует, перенести из категории «тяжких» в «особо тяжкие».

5. Проникновение в жилище, помещение или иное хранилище при разбое осуществляется незаконно, а может осуществляться помимо воли потерпевшего. Как проникновение в жилище следует рассматривать изъятие похищаемых предметов без вхождения в него.

6. Признаком организованной группы является ее устойчивость.

7. Редакция отдельных квалифицирующих признаков, требует уточнения и изменения. Это обстоятельство обусловлено их неудачной, с нашей точки зрения формулировкой, и потребностями практики. А) В диспозицию ч.2 ст.162 УК РФ следует добавить признак «. группой лиц.». Б) Изложить квалифицирующий признак предусмотренный п.«в» ч.4 ст.162, в следующей редакции: «. с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего».

8. Декриминализированный признак разбоя - «неоднократность» следует вновь ввести в уголовный кодекс, так как решение об отмене неоднократности входит в явное противоречие с задачами борьбы с профессиональной преступностью. Криминальный профессионализм, как раз, и проявляется в систематическом совершении преимущественно тождественных и однородных преступлений, образующих неоднократность. Тем самым нарушены вековые традиции законотворчества, поскольку российский законодатель ранее всегда реагировал должным образом (путем усиления репрессии) на такие проявления повторности преступлений, как неоднократность и систематичность. Подавляющее большинство уголовных кодексов зарубежных стран содержат нормы, регламентирующие институт неоднократности (повторности) преступлений

9. Следует, с учетом общественной опасности вооруженного группового разбоя, санкцию этой нормы увеличить в виде лишения свободы на срок о 12 лет как было ранее до изменения ФЗ от 8 декабря 2003г.

Опрос населения, проведенный сотрудниками органов внутренних дел и филиалов ВНИИ МВД России по Ставропольскому краю и ЮФО в республиках Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Калмыкии, а также в Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской области, показал, что 80% опрошенных поддерживают ужесточение наказания за разбой и особенно вооруженный.

10. Зарубежное уголовное право охватывает признаком насильственного хищения чужого имущества и ситуацию, когда виновный применяет насилие и с целью избежать задержания, а также случаи причинения смерти потерпевшему. Вместе с тем в уголовном законодательстве некоторых странах причинение вреда здоровью потерпевшего при совершении посягательства подлежит дополнительной квалификации.

Во всем мире отмечается тенденция к росту разбойных нападений.

11. Криминологические процессы, проходящие в стране в целом, оказывают влияние на криминологическую ситуацию в субъектах Российской Федерации, разрушая традиционные устои жизни и общения народов, что особенно актуально для регионов Южного федерального округа, где исторически сосредоточено подавляющее число населения различных национальностей.

Большинство разбойных нападений отличаются слаженностью действий и профессионализмом, что свидетельствует о деятельности организованных групп.

На основании изложенного можно дать предполагаемый криминологический (среднестатистический) портрет «разбойника».

Разбойником» в большинстве своем является лицо мужского пола в возрасте от 14 до 29 лет, физически достаточно развитого, но страдающего психическими заболеваниями или аномалиями, холостого, со средним или незаконченным средним образованием, без определенного постоянного дохода и работы, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, ранее судимого, входящего в 2/3 случаев в преступную группу, корыстолюбивого.

Изучение личности преступника и потерпевшего неразрывно связаны, имеют перспективы научного развития. При комплексном подходе к их изучению дают возможность значительно повысить эффективность профилактических мероприятий направленных на предупреждение разбоев

12. В криминологии утвердилась позиция целесообразности сочетания как мер предупреждения разбоев, проводимых на общегосударственном уровне в социальном аспекте, так и мер, направленных на источники этого негативного явления, а также способов предупреждения конкретного преступного поведения. Важной деятельностью государства при этом становится воссоздание системы профилактики данного вида преступлений.

Регионам страны рекомендовано с учетом разработанной МВД РФ четырехуровневой базовой модели профилактики правонарушений, используя специфику местных условий, разработать комплексную программу профилактики правонарушений, инициировать ее рассмотрение в местном законодательном собрании и сделать все для ее успешной реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Настоящая работа посвящена уголовно-правовой характеристике разбоя.

Изучение нормативных актов, материалов судебной практике и монографических

исследований позволило прийти к следующим выводам.

Разбой – это нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с

применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой

применения такого насилия. Как видно, разбой – преступление двухобъектное:

одновременно посягает на отношения собственности и на здоровье человека.

Каждый из названых объектов относится к категории основных. Вместе с тем

законодатель отнес норму об ответственности за разбой к группе преступлений

посягающих на отношение собственности, имея, очевидно в виду, что жизнь и

здоровье человека охраняются другой многочисленной и к тому же обособленной

системой уголовно-правовых норм Особенной части УК РФ. При равнозначности

объектов данного состава посягательства на собственность придается

приоритетное значение.

Кроме того, закон, говоря о физическом насилии в качестве признака

разбоя, определяет его в общем, виде как «опасное для жизни и здоровья».

Однако смерть потерпевшего в результате примененного к нему насилия, не

охватывается составом разбоя, речь идет об умышленном причинении тяжкого

вреда здоровью, опасного в момент причинения, независимо от наступлений

последствий, указанных в статье 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого

вреда здоровью).

Следует иметь в виду, что причинение тяжкого вреда здоровью в процессе

разбойного нападения попадает под признаки части 4 статьи 162 УК РФ. Если

же разбой сопряжен с убийством, то ответственность наступает по статьям 105

и 162 УК РФ. При разбое, когда причиняется вред здоровью, назначается

судебно-медицинская экспертиза. Причинение тяжкого вреда здоровью

потерпевшего рассматривается как особо квалифицирующий признак (пункт «в»

части 4 статьи 162) кроме простого разбоя (часть 1 статьи 162), УК РФ

предусматривает такие квалифицирующие признаки данного деяния, как разбой,

совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением

оружия или предметов, используемых в качестве оружия; с незаконным

проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном

размере; организованной группой; в целях завладения имуществом в особо

крупном размере. Особым признаком является разбой, совершенный с

применением оружия или предметов, используемые в качестве оружия. Это

специфическая форма насилия.

Объективная сторона данного состава выражается в нападении. Нападение –

это внезапные для потерпевшего агрессивные действия виновного, которые

соединены с насилием или угрозой применения насилия. При разбое нападение и

непосредственно следующее за ним насилие (угроза) составляют органическое

единство двух агрессивных неразрывных актов, субъективно объединенных

единой целью – хищением чужого имущества. Вне насилия нападение теряет

уголовно-правовое значение, ибо тогда оно не может быть средством

завладения чужими имуществом. В разбое проявляется так называемое

инструментальное насилие, то есть используемое исключительно как средство

достижения корыстной цели. При разбое нападение и насилие соединены еще и

тем, что выступают в виде средства достижения преступной цели.

При оценке тяжести насилия следует учитывать не только последствия в виде

причинения вреда здоровью потерпевшего, но и его интенсивность,

продолжительность, способ применения, оружие преступника. Особое значение

приобретает вооруженное разбойное нападение. Оружие, которое используется

преступником при совершении разбоя, может быть как огнестрельным, так и

холодным, включая различные виды и устройства взрывного характера. Сюда же

можно отнести и гладкоствольное охотничье оружие, обрезы из него и как,

записано в законе, предметы, используемые в качестве оружия. Предметы,

используемые в качестве оружия, - понятие чрезвычайно широкое. Законодатель

не запрещает введения нового определения, если оно не противоречит закону.

Поэтому предметы, используемые в качестве оружия можно назвать предметом

двойного назначения, то есть хозяйственные предметы, которые потенциально

могут быть использованы для причинения вреда здоровью. Примером предметов

двойного назначения могут служить топоры, кухонные ножи, то есть все те

предметы, которые мы используем в повседневной жизни для хозяйственных и

бытовых нужд.

Настоятельная необходимость предупреждения разбоев, особенно совершаемых

с применением оружия, усиливает стремление ученых и практиков к разработке

и применению эффективных средств и методов. Однако правоохранительные

органы организуют и осуществляют соответствующую предупредительную

деятельность не так, как им бы хотелось, а так как они могут это делать в

современных условиях.

Определение предупреждения и профилактики разбоев необходимо связывать с

общей оценкой предупреждения преступлений и понимать как систематически и

целенаправленно осуществляемое профилактическое воздействие на лиц,

способных в силу своего поведения и характерологических особенностей

совершить разбой. Речь идет о невыгодности совершения указанных действий,

что связано не с наказанием человека, а с недопущением с его стороны

преступления. Основная цель - превенция, а не репрессии. Главное не

наказание за разбои, а их предупреждение.

Что касается общего предупреждения преступления, то его можно определить

как сдерживающее воздействие, исходящее от уголовного права и деятельности

правоохранительных органов.

В борьбе разбоями наиболее эффективными могут оказаться принудительные

меры профилактики. Это подтверждает практика. Преступникам, совершающим

данные преступления, должны противостоять весомая сила, сила власти,

государственное принуждение, сила закона. Подавляя преступное насилие, мы

тем самым восстанавливаем закон.

Представляет интерес следующая схема предупреждения разбоев:

. Социальный контроль над лицами способными в силу своего поведения и

характеристик личности совершить преступление;

. Административный надзор за лицами, ранее привлекавшимися к

ответственности за преступление;

. Оперативно-розыскные мероприятия, не допускающие совершение

преступлений, связанные с выявлением лиц, способных совершить такие

деяния, а также замышляемые и подготавливаемые;

. Предотвращения и пресечения преступлений, что также связано с

мероприятиями оперативно-розыскного характера;

. Раскрытие преступлений, розыск и задержание преступников, и их

изобличение в процессе расследования, обеспечение неотвратимости

наказания;

. Специальные мероприятия в процессе исправления лиц, осуждаемых за

преступления; особое воздействие на этих лиц во время отбывания ими

наказания в виде лишения свободы;

. Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых с

применением оружия.

Проведение этих мероприятий должно быть организованным. Имеются в виду

профилактическая деятельность, реализация таких принципов как

информационное обеспечение, взаимодействие, правовое регулирование и т.д.

Отдельно от общего предупреждения следует рассмотреть проблему

специального предупреждения разбоя, совершенного с применением оружия.

Разоружение преступника, недопущение вооруженного преступления составляют

все содержание специального предупреждения. При этом особенно активно

используются оперативно-розыскные средства и методы. В единстве два этих

направления профилактики – специальное предупреждение и оперативно-

розыскная профилактика – образуют, комплекс мер воздействия на лиц,

незаконно обращающихся с оружием и совершающих вооруженные разбои. Анализ

практики показывает, что в борьбе с вооруженными разбоями наибольший эффект

достигается там, где активно применяются оперативно-розыскные методы и

средства. Но всегда надо иметь полную и достоверную информацию о лицах,

способных совершить преступление с применением оружия.

В области уголовно-правовой регламентации порядка приобретения, хранения,

ношения оружия норма запрета сама по себе не в полной мере отвечает

задачам, стоящим перед этим институтом, а, кроме того, плохо согласуется с

проблемами предупреждения преступлений, совершаемых с применением оружия.

Уголовный кодекс устанавливает ответственность за ношение, хранение и

изготовление оружия, а также кинжалов, финских ножей или иного холодного

оружия. Однако в Уголовном кодексе отсутствует понятие оружия. Это

существенно затрудняет деятельность правоохранительных органов не только

при рассмотрении данной категории дел, но и при осуществлении борьбы с

преступлениями, совершаемыми с применением оружия.

Возникают и другие трудности. Например, при обнаружении кустарных и

самодельных предметов, предназначенных для нанесения телесных повреждений,

судебно-следственные органы вынуждены назначать криминалистическую

экспертизу для установления принадлежности их к категории оружия.

Как уже ранее говорилось понятие «предметы, используемые в качестве

оружия», по существу не раскрывают этого понятия. Возможно, поэтому на

экспертизу и те предметы фабричного производства, относительно поражающих

свойств, которых на практике возникают сомнения. Правда, закон разъясняет,

что указанные предметы не относятся к оружию и их хранение, ношение,

приобретение или сбыт не влекут уголовной ответственности по

соответствующим статьям уголовного кодекса. Необходимость назначать

экспертизу в силу пробела в праве чревато тем, что порождает у следователей

и судей чувство беспомощности по делам о хранении и ношении оружия, так как

в большинстве случаев они до получения заключения эксперта не в состоянии

решить вопрос о наличии или отсутствии в действиях подозреваемого состава

преступления. Анализ материалов уголовных дел показывает, что экспертная

оценка преобладает над правовой. Связано это с отсутствием законодательного

определения оружия.

В законе следует четко определить понятие оружия, перечислить его

конкретные виды, на которые распространяется действие соответствующих

правовых норм. Это делает ненужным (во многих случаях) производство

криминалистической экспертизы, так как судебно-следственные органы сами

получают возможность разрешить все правовые вопросы, связанные с оружием,

и будут прибегать к помощи экспертов только в случае необходимости

определить техническое состояние и исправность данного образца, провести

идентификационные исследования и т.д. В законе можно определить оружие как

предметы и механизмы, специального предназначения для поражения живой цели

или мишеней, изготовленные по типу исторически выработанных образцов,

максимально отвечающих задачам «преступного умысла» и не имеющих другого

целевого назначения. Развитие законодательства именно в таком плане могло

бы привести к ограничению свободного распространения оружия, упорядоченного

его обращения и добровольной сдаче незаконно хранящегося. Порядок обращения

в любом случае должен быть узаконен.

Целесообразно внести понятие «опасные предметы», куда вошли бы все

изделия, которые по своим конструктивным и физическим свойствам могут быть

использованы для причинения вреда здоровью. Установление уголовно-правового

запрета на ношение опасных предметов в условиях явно не соответствующих их

целевому назначению, может способствовать усилению борьбы с тяжкими

преступлениями. Норму, устанавливающую этот закон, можно сформулировать

следующим образом: «Ношение опасных предметов, которые могут использоваться

для реальной угрозы в местах и при обстоятельствах явно не соответствующих

их целевому назначению, наказывается …». Квалифицирующим признаком этой

нормы, так же как и нормы, устанавливающей ответственность за владение

самодельным оружием, следует признать те же действия, имеющие целью

совершение преступлений. Даже сам факт наличия у лица опасных предметов при

совершении правонарушения укрепляет его решимость довести посягательство до

конца, побуждает оказывать активное давление на потерпевшего, а также

активно сопротивляться лицам, препятствующим преступным действиям, наконец,

противодействовать работникам правоохранительных органов.

Совершенствование правового режима оружия может успешно осуществляться

лишь в соответствии с развитием системы профилактики преступлений.

 

 

3 На правах рукописи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: