Лекция I
Место специальной психологии в системе дефектологической науки. Определение предмета психологии умственно отсталого ребенка. Связь специальной психологии с другими смежными дисциплинами.
Забота государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей также распространяется закон о всеобщем обязательном обучении. Основным типом школ для таких детей являются специальные коррекционные школы, в которых осуществляется обучение и подготовка их, к посильной трудовой деятельности:
Предмет специальной психологии относится к числу специальных дисциплин в общей науке дефектологии.
Дефектология – это наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки (от лат.logos – недостаток, греч. defectus – учение). Развитие детей, имеющих физические и психические недостатки, в литературе принято обозначать термином аномальное развитие (от греч. апоmalos – неправильное), и относить таких детей к особой категории так называемых дефективных детей.
В широком смысле слова аномальными (или дефективными) могут считаться дети, имеющие более или менее выраженные отклонения в своем физическом или психическом развитии, однако, термин «аномальные дети» применяется для обозначения той категории детей, которые вследствие серьезного психического или физического недостатка должны воспитываться и обучаться в специальных воспитательно-образовательных учреждениях.
К основным группам аномальных детей можно отнести детей, имеющих следующие дефекты:
1. Недостаток слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
2. Недостаток зрения (слепые, слабовидящие).
3. Слепоглухонемые.
4. Умственно отсталые.
5.С нарушениями речи.
6. С нарушениями опорно-двигательного аппарата (дети с ДЦП.).
В задачу специальной психологии и дефектологии входит разработка методов изучения аномальных детей, определение путей и средств компенсации дефектов их развития, разработка общих основ системы обучения и воспитания и включение их в общественно полезную деятельность.
В процессе развития дефектологической науки выделились самостоятельные области, изучающие закономерности обучения и воспитания различных категорий аномальных детей:
1.Сурдопедагогика – изучает закономерности развития и обучения глухих и слабослышащих детей.
2.Тифлопедагогика – изучает, закономерности развития и обучения слепых и слабовидящих детей.
3.Олигофренопедагогика – изучает закономерности развития и обучения умственно отсталых детей.
4.Логопедия–раздел дефектологии, который изучает как в теории, так и в практике предупреждение и преодоление недостатков речевого развития нормальных и аномальных детей.
Таким образом, в настоящее время в дефектологической науке имеется ряд самостоятельных дисциплин, которые изучают не просто аномального ребенка, а ребенка с определенным конкретным дефектом физического и психического развития, т. е. детей, относящихся к определенной категории аномалий. Для аномальных детей созданы специальные типы школ, в которых обучение и воспитание проводятся с учетом их конкретных дефектов: для слепых и слабовидящих, для глухих и слабослышащих, школы для умственно отсталых и др. Для каждого типа школ имеются специальные программы и создаются учебники, составленные с учетом аномалий психического развития. Особое и главное место в обучении аномальных детей отводится не только общему образованию, но и подготовке их к посильной трудовой деятельности.
В специально организованных для аномальных детей школах они получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний и получают подготовку к общественно полезной деятельности. Перед оканчивающими специальные школы открыты пути практической деятельности. Выпускники специальных школ могут работать в различных областях народного хозяйства.
Основной состав учащихся коррекционной школы восьмого вида составляют дети с диагнозом олигофрении в степени дебильности. Коррекционной школа восьмого вида обеспечивает детям те необходимые условия, в которых осуществляется их общее развитие и подготовка к трудовой деятельности с учетом психологических особенностей их дефектов.
Дети-олигофрены составляют особую группу аномальных детей. Они имеют различные отклонения в психическом развитии, как в познавательной деятельности, так и в эмоционально-волевой сфере. В познавательной деятельности, главным образом, имеется недоразвитие сложных форм мыслительной деятельности (процессов абстракции и обобщения). Наблюдаются также отклонения в эмоционально-волевой сфере и в формировании личностных качеств (патологически выраженные проявления настроения, аффективность, трудности в формировании характера, мотивов деятельности, интересов и т.д.).
У многих детей-олигофренов с патологическими особенностями психического развития наблюдаются аномалии в физическом развитии, аномалии роста, недостатки в зрительном, слуховом и речевом анализаторах, недоразвитие сложных моторных функций, трудности в формировании двигательных, рабочих навыков и др.
Установлено, что аномалии в психическом и физическом развитии детей-олигофренов возникают как следствие органического поражения головного мозга в раннем детстве. Таких детей в литературе иногда называют умственно отсталыми.
В литературе медицинской, психологической и педагогической нет четкого разграничения в употреблении терминов, обозначающих понятия «олигофрения» и «умственная отсталость» в применении к определенным нозологическим группам аномальных детей. Термин «ребенок-олигофрен» часто употребляется в однозначном смысле с термином «умственно отсталый ребенок».
В зарубежной литературе понятие «умственная отсталость» трактуется очень широко. Этим термином обозначается большая сводная группа аномальных детей, куда входят не только дети-олигофрены, но и дети с различным этиопатогенезом, имеющие в психическом развитии отклонения не по типу олигофрении.
Не совсем четкое употребление терминов «олигофрения» и «умственная отсталость» имеет место и в отечественной литературе. Однако чаще всего термином «умственно отсталый ребенок» обозначают детей-олигофренов, т.е. группу аномальных детей с органическими поражениями головного мозга, возникшими до трех лет, и стойкими, не приходящими к норме нарушениями психической деятельности. В отечественной дефектологической литературе отчетливо выражена тенденция из большой сводной группы умственно отсталых детей выделять в особую нозологическую группу таких аномальных детей, отклонения в психическом развитии которых связаны не с органическими поражениями головного мозга (как это имеет место при олигофрении), а обусловлены временными нарушениями функционально-динамических систем коры мозга. Эти дети выделяются в особую нозологическую группу с временными задержками в психическом развитии.
Проблема разграничения детей-олигофренов от детей с другими формами отклонений в психическом развитии будет рассматриваться специально в одной из последующих лекций. При этом считаем необходимым, оговориться, что термин «умственно отсталый ребенок» нами употребляется только при характеристике детей-олигофренов. Все дети, которые в психическом развитии имеют внешне сходные или пограничные состояния с детьми-олигофренами, относятся не к умственно отсталым, а к группе детей с другими формами отклонений в развитии.
Причины, приводящие к органическим изменениям в структуре мозга детей-олигофренов, очень многообразны и в настоящее время полностью не изучены. При этом учитывается, с одной стороны, влияние патологических наследственных факторов. С другой стороны, влияние различных вредностей действующих на формирование и развитие головного мозга ребенка на разных этапах внутриутробного развития и в раннем детстве (по мнению большинства авторов, до 3 лет). [20, 29. 30,55].
Предметом специальной психологии является изучение особенностей психического развития умственно отсталых детей или, говоря иначе, детей-олигофренов (олигофрения происходит от греч. olygos – малый, рhren – ум). Детей-олигофренов иногда называют слабоумными детьми. Специальную психологию, изучающую психологические закономерности умственно отсталых детей, иногда обозначают термином олигофренопсихология или олигопоихология.
Изучение особенностей психического развития детей-олигофренов является большой и сложной проблемой, в решении которой имеют значение не только чисто психологические исследования, но и исследования в других смежных науках: медицине, педагогике, физиологии и др. Остановимся кратко на рассмотрении понятия умственной отсталости в плане взаимосвязи специальной психологии с другими смежными науками,
Прежде всего, для научно обоснованного подхода к правильному определению понятия умственной отсталости важно выяснить вопросы, связанные с причинами ее возникновения. Установлено, что психические нарушения детей-олигофренов возникают вследствие поражения центральной нервной системы, преимущественно коры полушарий головного мозга. Нарушения в психическом развитии детей являются следствием органического, структурно-морфологического поражения головного мозга ребенка. В результате необратимых кнорме структурно-морфологических изменений вещества головного мозга у детей-олигофренов возникают стойкие, также необратимые к норме нарушения в психической деятельности. Так как психические нарушения умственно отсталых детей возникают как следствие органического поражения центральной нервной системы, возникает проблема выяснения причин, приводящих к органическим поражениям мозга.
Характер психических нарушений при олигофрении в значительной степени зависит от многих особенностей поражения центральной нервной системы: время поражения, пространственная локализация очагов поражения по коре мозга, характерные особенности комплекса патогенных факторов и др. Поэтому изучение психических особенностей умственно отсталых детей связано с отдельными медицинскими дисциплинами (невропатологией, психопатологией, психиатрией и др.), которые раскрывают этиологические факторы, определяющие собой возникновение олигофрении, а также изучение этиопатогенеза, т.е. вскрытие механизмов возникновения и развития болезни.
Органические изменения в структуре мозга приводят к нарушениям физиологических функций в высшей нервной деятельности ребенка. У детей-олигофренов наблюдаются различного рода нарушения в проявлениях свойств нервной деятельности. У них выявляется патология в проявлениях силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности. Нарушения в проявлениях свойств высшей нервной деятельности, их патологические особенности являются причиной патологических нарушений в проявлениях всей системы безусловной и условно-рефлекторной деятельности, которая, в свою очередь, является физиологической основой формирования и развития всей психической деятельности ребенка. У детей-олигофренов нарушены все основные закономерности в высшей нервной деятельности: законы иррадиации и концентрации нервных процессов, имеются выраженные патологические особенности в формировании различных стереотипов, патологически выраженное преобладание первой сигнальной системы над второй, нарушено также проявление всех видов внешнего и внутреннего торможения.
Условные нервные связи образуются медленно и быстро угасают. Таким образом, патологические особенности в формировании и развитии условно-рефлекторной деятельности являются причиной стойких патологических отклонении в развитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей-олигофренов. Дети-олигофрены имеют резко выраженные недостатки в формировании произвольных форм психической деятельности: произвольное внимание, активное смысловое запоминание, целенаправленность в мыслительной деятельности, недоразвитие процессов абстракции и обобщения и др. У детей-олигофренов нарушено также и формирование социально-личностных качеств: мировоззрения, социальных мотивов деятельности, целенаправленности в формировании волевых поступков. Чтобы понять патологическую сущность в проявлении этих психических функций детей-олигофренов, необходимо выяснить специфические особенности нарушения в высшей нервной деятельности, особенности патологии в формировании и развитии нервной деятельности. А это означает, что для правильного научного объяснения патологических особенностей психической деятельности необходимы исследования в физиологии высшей нервной деятельности.
Таким образом, специальная психология тесно связана с патофизиологией высшей нервной деятельности, которая изучает нарушения в функционально-динамических системах высшей нервной деятельности детей-олигофренов.
Специальная психология тесно связана с логопедией – разделом дефектологической науки, которая занимается вопросами теории и практики преодоления недостатков речи: (от греч. 1ogos – учение, раideia – воспитание). Логопедия – специальная дисциплина, которая исследует проявления и природу недостатков речи. причины и механизмы отклонений в развитии речи, разрабатывает принципы и методы их преодоления и предупреждения.
Многие дети-олигофрены имеют различного рода речевые нарушения: заикание, нарушения в артикуляции отдельных звуков, шепелявость, гнусавость и др. Изучая особенности их, в частности, мышление и речь, необходимо тщательно и углубленно изучить все речевые дефекты умственно отсталого ребенка. А это может только квалифицированный логопед. Поэтому изучение психологических особенностей детей-олигофренов дополняется логопедическим исследованием, в котором научно обоснованно раскрываются речевые расстройства ребенка, а их учет имеет огромное значение для правильного понимания особенностей психической деятельности умственно отсталых детей.
И, наконец, необходимо отметить тесную связь специальной психологии с олигофренопедагогикой–наукой о воспитании и обучении умственно отсталых детей.
Олигофренопедагогика занимается изучением педагогической сущности умственной отсталости, а также разрабатывает пути и средства педагогического воздействия на развитие ребенка-олигофрена в процессе обучения и воспитания. Обучение и воспитание осуществляется по принципу индивидуального подхода к умственно отсталым школьникам с учетом их индивидуальных психолого-педагогических особенностей.
Из всего сказанного выше следует, что хотя предметом специальной психологии является изучение специфических психологических особенностей детей-олигофренов, однако, одним из принципов научно обоснованного и правильного подхода к психологическому изучению данной категории аномальных детей является комплексное, многостороннее их изучение. Такое изучение предполагает наряду с выяснением специфически психологических нарушений умственно отсталых детей, изучение также и других факторов, которые имеют непосредственную связь с причинами данных психологических нарушений, а также и с условиями, в которых развивается и воспитывается аномальный ребенок. Поэтому специальная психология, являясь одной из специальных дисциплин дефектологической науки, имеет тесную связь с другими смежными дисциплинами (невропатологией, психопатологией, психиатрией, логопедией, олигофренопедагогикой м др.), которые открывают возможность для многостороннего комплексного изучения всех факторов, определяющих собой возникновение умственной отсталости у детей. А это, в свою очередь, является одним из основных условий правильного, научно обоснованного и углубленного изучения психических нарушений умственно отсталого ребенка.