ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА И ЕГО МЕСТО В РЯДУ ДРУГИХ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН.




Лекция I

Место специальной психологии в системе дефекто­логической науки. Определение предмета психологии умственно отсталого ребенка. Связь специальной психо­логии с другими смежными дисциплинами.

Забота государства о подрастающем по­колении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей также распространяется закон о всеобщем обязательном обучении. Основным типом школ для таких детей явля­ются специальные коррекционные школы, в которых осуществляется обучение и подготовка их, к посильной трудовой деятельности:

Предмет специальной психологии относится к числу специальных дисциплин в общей науке дефектологии.

Дефектология – это наука о закономерностях разви­тия, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки (от лат.logos – недостаток, греч. defectus – учение). Развитие детей, имеющих фи­зические и психические недостатки, в литературе приня­то обозначать термином аномальное развитие (от греч. апоmalos – неправильное), и относить таких детей к особой категории так называемых дефективных детей.

В широком смысле слова аномальными (или дефек­тивными) могут считаться дети, имеющие более или менее выраженные отклонения в своем физическом или психическом развитии, однако, термин «аномальные дети» применяется для обозначения той категории детей, которые вследствие серьезного психического или физи­ческого недостатка должны воспитываться и обучаться в специальных воспитательно-образовательных учреждениях.

К основным группам аномальных детей можно отне­сти детей, имеющих следующие дефекты:

1. Недостаток слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

2. Недостаток зрения (слепые, слабовидящие).

3. Слепоглухонемые.

4. Умственно отсталые.

5.С нарушениями речи.

6. С нарушениями опорно-двигательного аппарата (дети с ДЦП.).

В задачу специальной психологии и дефектологии входит разработ­ка методов изучения аномальных детей, определение путей и средств компенсации дефектов их развития, разработка общих основ системы обучения и воспита­ния и включение их в общественно полезную деятель­ность.

В процессе развития дефектологической науки выде­лились самостоятельные области, изучающие закономер­ности обучения и воспитания различных категорий ано­мальных детей:

1.Сурдопедагогика – изучает закономерности развития и обучения глухих и слабослышащих детей.

2.Тифлопедагогика – изучает, закономерности развития и обучения слепых и слабовидящих детей.

3.Олигофренопедагогика – изучает закономерности развития и обучения умственно отсталых детей.

4.Логопедия–раздел дефектологии, который изуча­ет как в теории, так и в практике предупреждение и преодоление недостатков речевого развития нормаль­ных и аномальных детей.

Таким образом, в настоящее время в дефектологической науке имеется ряд самостоятельных дисциплин, которые изучают не просто аномального ребенка, а ре­бенка с определенным конкретным дефектом физическо­го и психического развития, т. е. детей, относящихся к определенной категории аномалий. Для аномальных детей созданы специальные типы школ, в которых обуче­ние и воспитание проводятся с учетом их конкретных дефектов: для слепых и слабовидящих, для глухих и слабослышащих, школы для умственно отсталых и др. Для каждого типа школ имеются специ­альные программы и создаются учебники, составленные с учетом аномалий психического развития. Особое и главное место в обучении аномальных детей отводится не только общему образованию, но и подготовке их к посильной трудовой деятельности.

В специально организованных для аномальных де­тей школах они получают всестороннее духовное и фи­зическое развитие, овладевают основами научных зна­ний и получают подготовку к общественно полезной деятельности. Перед оканчивающими специальные шко­лы открыты пути практической деятельности. Выпуск­ники специальных школ могут работать в различных областях народного хозяйства.

Основной состав учащихся коррекционной школы восьмого вида составляют дети с диагнозом олигофрении в степени дебильности. Коррекционной школа восьмого вида обеспечивает де­тям те необходимые условия, в которых осуществляется их общее развитие и подготовка к трудовой деятельно­сти с учетом психологических особенностей их дефектов.

Дети-олигофрены составляют особую группу ано­мальных детей. Они имеют различные отклонения в пси­хическом развитии, как в познавательной деятельности, так и в эмоционально-волевой сфере. В познавательной деятельности, главным образом, имеется недоразвитие сложных форм мыслительной деятельности (процессов абстракции и обобщения). Наблюдаются также откло­нения в эмоционально-волевой сфере и в формировании личностных качеств (патологически выраженные прояв­ления настроения, аффективность, трудности в формиро­вании характера, мотивов деятельности, интересов и т.д.).

У многих детей-олигофренов с патологическими осо­бенностями психического развития наблюдаются аномалии в физическом развитии, аномалии роста, недо­статки в зрительном, слуховом и речевом анализаторах, недоразвитие сложных моторных функций, трудности в формировании двигательных, рабочих навыков и др.

Установлено, что аномалии в психическом и физи­ческом развитии детей-олигофренов возникают как след­ствие органического поражения головного мозга в ран­нем детстве. Таких детей в литературе иногда называют умственно отсталыми.

В литературе медицинской, психологической и педа­гогической нет четкого разграничения в употреблении терминов, обозначающих понятия «олигофрения» и «умственная отсталость» в применении к определенным нозологическим группам аномальных детей. Термин «ребенок-олигофрен» часто употребляется в однознач­ном смысле с термином «умственно отсталый ребенок».

В зарубежной литературе понятие «умственная отста­лость» трактуется очень широко. Этим термином обозна­чается большая сводная группа аномальных детей, куда входят не только дети-олигофрены, но и дети с различ­ным этиопатогенезом, имеющие в психическом развитии отклонения не по типу олигофрении.

Не совсем четкое употребление терминов «олиго­френия» и «умственная отсталость» имеет место и в отечественной литературе. Однако чаще всего термином «умственно отсталый ребенок» обозначают детей-олиго­френов, т.е. группу аномальных детей с органическими поражениями головного мозга, возникшими до трех лет, и стойкими, не приходящими к норме нарушениями психической деятельности. В отечественной дефектологической литературе отчетливо выражена тенденция из большой сводной группы умственно отсталых детей выделять в особую нозологическую группу таких аномальных детей, отклонения в психическом развитии которых свя­заны не с органическими поражениями головного мозга (как это имеет место при олигофрении), а обусловлены временными нарушениями функционально-динамических систем коры мозга. Эти дети выделяются в особую нозо­логическую группу с временными задержками в психи­ческом развитии.

Проблема разграничения детей-олигофренов от детей с другими формами отклонений в психическом развитии будет рассматриваться специально в одной из последующих лекций. При этом считаем необходимым, оговориться, что термин «умственно отсталый ребенок» нами употребляется только при характеристике детей-олиго­френов. Все дети, которые в психическом развитии име­ют внешне сходные или пограничные состояния с деть­ми-олигофренами, относятся не к умственно отсталым, а к группе детей с другими формами отклонений в развитии.

Причины, приводящие к органическим изменениям в структуре мозга детей-олигофренов, очень многообраз­ны и в настоящее время полностью не изучены. При этом учитывается, с одной стороны, влияние патологических наследственных факторов. С другой стороны, влияние различных вредностей действующих на форми­рование и развитие головного мозга ребенка на разных этапах внутриутробного развития и в раннем детстве (по мнению большинства авторов, до 3 лет). [20, 29. 30,55].

Предметом специальной психологии является изуче­ние особенностей психического развития умственно от­сталых детей или, говоря иначе, детей-олигофренов (олигофрения происходит от греч. olygos – малый, рhren – ум). Детей-олигофренов иногда называют сла­боумными детьми. Специальную психологию, изучаю­щую психологические закономерности умственно отста­лых детей, иногда обозначают термином олигофренопсихология или олигопоихология.

Изучение особенностей психического развития детей-олигофренов является большой и сложной проблемой, в решении которой имеют значение не только чисто пси­хологические исследования, но и исследования в других смежных науках: медицине, педагогике, физиологии и др. Остановимся кратко на рассмотрении понятия умственной отсталости в плане взаимосвязи специаль­ной психологии с другими смежными науками,

Прежде всего, для научно обоснованного подхода к правильному определению понятия умственной отстало­сти важно выяснить вопросы, связанные с причинами ее возникновения. Установлено, что психические нару­шения детей-олигофренов возникают вследствие пора­жения центральной нервной системы, преимущественно коры полушарий головного мозга. Нарушения в психи­ческом развитии детей являются следствием органического, структурно-морфологического поражения головного мозга ребенка. В результате необратимых кнор­ме структурно-морфологических изменений вещества головного мозга у детей-олигофренов возникают стой­кие, также необратимые к норме нарушения в психи­ческой деятельности. Так как психические нарушения умственно отсталых детей возникают как следствие ор­ганического поражения центральной нервной системы, возникает проблема выяснения причин, приводящих к органическим поражениям мозга.

Характер психических нарушений при олигофрении в значительной степени зависит от многих особенностей поражения центральной нервной системы: время пора­жения, пространственная локализация очагов поражения по коре мозга, характерные особенности комплекса патогенных факторов и др. Поэтому изучение психичес­ких особенностей умственно отсталых детей связано с отдельными медицинскими дисциплинами (невропато­логией, психопатологией, психиатрией и др.), которые раскрывают этиологические факторы, определяющие собой возникновение олигофрении, а также изучение этиопатогенеза, т.е. вскрытие механизмов возникнове­ния и развития болезни.

Органические изменения в структуре мозга приводят к нарушениям физиологических функций в высшей нер­вной деятельности ребенка. У детей-олигофренов наблю­даются различного рода нарушения в проявлениях свойств нервной деятельности. У них выявляется патология в проявлениях силы нервных процессов, их урав­новешенности и подвижности. Нарушения в проявлениях свойств высшей нервной деятельности, их патологичес­кие особенности являются причиной патологических нарушений в проявлениях всей системы безусловной и условно-рефлекторной деятельности, которая, в свою очередь, является физиологической основой формирования и развития всей психической деятельности ребенка. У детей-олигофренов нарушены все основные законо­мерности в высшей нервной деятельности: законы ирра­диации и концентрации нервных процессов, имеются выраженные патологические особенности в формирова­нии различных стереотипов, патологически выраженное преобладание первой сигнальной системы над второй, нарушено также проявление всех видов внешнего и вну­треннего торможения.

Условные нервные связи образуются медленно и быстро угасают. Таким образом, патологические осо­бенности в формировании и развитии условно-рефлек­торной деятельности являются причиной стойких патологических отклонении в развитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей-оли­гофренов. Дети-олигофрены имеют резко выраженные не­достатки в формировании произвольных форм психической деятельности: произвольное внимание, активное смы­словое запоминание, целенаправленность в мыслительной деятельности, недоразвитие процессов абстракции и обоб­щения и др. У детей-олигофренов нарушено также и формирование социально-личностных качеств: мировоззре­ния, социальных мотивов деятельности, целенаправленно­сти в формировании волевых поступков. Чтобы понять патологическую сущность в проявлении этих психических функций детей-олигофренов, необходимо выяснить специ­фические особенности нарушения в высшей нервной дея­тельности, особенности патологии в формировании и развитии нервной деятельности. А это означает, что для правильного научного объяснения патологических осо­бенностей психической деятельности необходимы иссле­дования в физиологии высшей нервной деятельности.

Таким образом, специальная психология тесно связана с патофизиологией высшей нервной деятельно­сти, которая изучает нарушения в функционально-дина­мических системах высшей нервной деятельности детей-олигофренов.

Специальная психология тесно связана с логопедией – разделом дефектологической науки, которая занима­ется вопросами теории и практики преодоления недо­статков речи: (от греч. 1ogos – учение, раideia – воспи­тание). Логопедия – специальная дисциплина, которая исследует проявления и природу недостатков речи. причины и механизмы отклонений в развитии речи, разра­батывает принципы и методы их преодоления и преду­преждения.

Многие дети-олигофрены имеют различного рода ре­чевые нарушения: заикание, нарушения в артикуляции отдельных звуков, шепелявость, гнусавость и др. Изучая особенности их, в частности, мышление и речь, необходимо тщательно и углубленно изучить все речевые дефекты умственно отсталого ребенка. А это может только квалифицированный логопед. Поэтому изучение психологических особенностей детей-олигофре­нов дополняется логопедическим исследованием, в кото­ром научно обоснованно раскрываются речевые рас­стройства ребенка, а их учет имеет огромное значение для правильного понимания особенностей психической деятельности умственно отсталых детей.

И, наконец, необходимо отметить тесную связь спе­циальной психологии с олигофренопедагогикой–наукой о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

Олигофренопедагогика занимается изучением педагоги­ческой сущности умственной отсталости, а также разра­батывает пути и средства педагогического воздействия на развитие ребенка-олигофрена в процессе обучения и воспитания. Обучение и воспитание осуществляется по принципу индивидуального подхода к умственно отста­лым школьникам с учетом их индивидуальных психоло­го-педагогических особенностей.

Из всего сказанного выше следует, что хотя предме­том специальной психологии является изучение специ­фических психологических особенностей детей-олигофре­нов, однако, одним из принципов научно обоснованного и правильного подхода к психологическому изучению данной категории аномальных детей является комплекс­ное, многостороннее их изучение. Такое изучение предпо­лагает наряду с выяснением специфически психологи­ческих нарушений умственно отсталых детей, изучение также и других факторов, которые имеют непосредст­венную связь с причинами данных психологических на­рушений, а также и с условиями, в которых развивается и воспитывается аномальный ребенок. Поэтому специ­альная психология, являясь одной из специальных дис­циплин дефектологической науки, имеет тесную связь с другими смежными дисциплинами (невропатологией, психопатологией, психиатрией, логопедией, олигофрено­педагогикой м др.), которые открывают возможность для многостороннего комплексного изучения всех факторов, определяющих собой возникновение умственной отсталости у детей. А это, в свою очередь, является одним из основных условий правильного, научно обоснованного и углубленного изучения психических нарушений умственно отсталого ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: