Сообщение нового материала.




Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему ««Словообразовательный разбор слова»

цели урока:

1) повторить способы словообразования;

2) рассмотреть словообразовательный разбор слова, научиться отличать его от морфемного способа образования слова;

3) развивать практические навыки словообразовательного анализа слова;

4) уметь производить словообразовательный разбор слова;

5) попутное повторение орфографии, пунктуации, морфологии.

оборудование:

- Русский язык. Учебник для 6 кл./ М.Т. Баранов и др.- М., 1997

- Рукописные: а) опорная таблица и б) таблица-алгоритм.

Ход урока

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Запишите в тетрадях сегодняшнее число и новую тему урока «Словообразовательный разбор слова». Будем учиться отличать его от разбора слова по составу или морфемного.

Для начала проведем словарную пятиминутку.

На доске записаны шесть слов с непроверяемыми гласными.

Давайте запишем эти слова к себе в тетради и будем проговаривать их.

(поскользнуться; сноровистость; оснащение; снарядиться; тарифицировать; растасовывать).

1) Записываем в тетрадь, подчеркиваем непроверяемые гласные, расставляем ударение, выделяем корни.

2) Необходимо запомнить эти слова, как они пишутся.

3) Ниже запишем эти же слова по слогам: по-сколь-знуть-ся; сно-ро-ви-сто-сть; о-сна-ще-ни-е; сна-ря-дить-ся;та-ри-фи-ци-ро-ва-ть; рас-та-со-вы-ва-ть.

4) Значение слов: поскользнуться - оступиться на скользком месте или ошибиться, оступиться в каком-либо месте; сноровистость - это качество ловкого и расторопного человека, обладающего сноровкой в чем-нибудь; оснащение - от слова оснастить, т.е оборудовать снастями. Снабдить всеми необходимыми техническими средствами; снарядиться - устроить, снабдить всем нужным, готовить, улаживать, снаряжать; тарификация - франц. установление тарифа (система ставок, определяющая размер платы за различные услуги на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты); растасовывать - перебирать. Перекладывать, делать повторяющими движениями.

 

Повторение материала, базового для новой темы.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали состав слова и словообразование.

Давайте вспомним, какие способы словообразования существуют в русском языке?

(от 1-го слова и от 2-х. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с помощью гласн. о,е, бес соед.гласн., переход из 1 части речи в другую).

 

Учитель: Что такое морфема?(значащая часть слова);

Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс);

Посмотрите на слова, которые записаны на доске и определите, какими способами они образованы?

Потемнеть (пристав.), автозаводской (суффикс.), соединять (пристав-суф.), переход (бессуфиксн.).

 

Теперь обратимся к таблице и повторим этапы разбора слова по составу. Что такое разбор слова по составу? (это выделение частей, из которых состоит слово).

 

Окончание Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть
Основа Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой
Корень Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью
Суффикс Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями
Приставка Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса

 

И разберем по составу слово улетают.

Учитель записывает слово на доске, учащиеся в тетрадь.

И так: улетают

1. Окончание –ют. Улетают - улетает, улетаешь.

2. Основа слова –улета-.

3. Корень –лет- Улетают - прилет, прилететь, летать.

4. Суффикс –а-

5. Приставка –у- Улетает - прилет, летать.

 

Сообщение нового материала.

Словообразовательный разбор слова- это выяснение того, как образовано данное слово, т. е. от чего и с помощью чего.

Посмотрим на таблицу плана словообразовательного разбора слова, которая вывешена на доске.

Процесс Примеры
Дать толкование лексического значения анализируемого слова Писатель – человек занятый написанием чего-либо
Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовалось Писатель – писать;-тель
Определить, от чего образовано слово Писатель – от основы писа- слова писать
С помощью чего образовано и способ образования  

 

Учитель записывает еще раз на доске слово улетают, проговаривая, ученики записывают в тетрадь.

I. Словообразовательный анализ.

1. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.

2. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.

3. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».

4. Способ образования – приставочный.

 

Учитель: Ребята, откройте учебник на стр. 63 и прочитайте теорию параграфа 29.

1 ученик читает вслух определения. 2-й раз читают все про себя. Необходимо выучить определение порядок разбора за 2-3 минуты.

Вопрос:

Чем отличается словообразовательный разбор слова от разбора слова по составу?

(по составу: выделение окончания, основы, суффикса, приставки, корня, а словообразовательный разбор: это лексическое значение слова, нужно подобрать однокоренные слова, определить от чего образована основа слова).

На стр. 64 нашего учебника выполним упр. 163. Начертите такую же табличку у себя в тетрадях. Устно прокомментируем те примеры, которые даны в табличке, а остальные слова разберем все вместе. По цепочке.

 

Разбор слова по составу Словообразовательный разбор слова
  Сверхсекретный Завхоз   Сверхсекретный секретный Завхоз заведующий хозяйством
  Внештатный Раскрасавиц Спецкор Подгруппа Предгрозовой Сбербанк   Внештатный вне штата Раскрасавиц красивый Спецкор специальный корреспондент Подгруппа группа Предгрозовой перед грозой Сбербанк сберегательный банк

 

Слова для разбора: внештатный, раскрасавиц, спецкор, подгруппа,

предгрозовой, сбербанк.

Сделаем вывод: Чем отличается разбор слова по составу от словообразовательного разбора?

(по составу - выделение всех морфем; словообразовательный - выделение морфем, от которых образовалось данное слова).

Следующее упражнение выполним на доске, учитель диктует слова для разбора.

Задание: составьте словообразовательную цепочку по образцу.

Ученики по очереди выходят и делают упражнение на доске.

Образец: Красноватенький- красноватый- красный.

Слова для выполнения задания:

Доледниковый (ледниковый, ледник); пересоленный (соленный, соль); долголетие (долгий); сверхготовность (готовность); ненаучный (научный, наука); раскрасавец (красавец); бесчеловечный (человечность, человек).

 

Следующее упражнение, выполняется аналогично предыдущему. Его вы выполните самостоятельно, а потом проверим.

Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходными и полученным словом по образцу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: