Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему ««Словообразовательный разбор слова»
цели урока:
1) повторить способы словообразования;
2) рассмотреть словообразовательный разбор слова, научиться отличать его от морфемного способа образования слова;
3) развивать практические навыки словообразовательного анализа слова;
4) уметь производить словообразовательный разбор слова;
5) попутное повторение орфографии, пунктуации, морфологии.
оборудование:
- Русский язык. Учебник для 6 кл./ М.Т. Баранов и др.- М., 1997
- Рукописные: а) опорная таблица и б) таблица-алгоритм.
Ход урока
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Запишите в тетрадях сегодняшнее число и новую тему урока «Словообразовательный разбор слова». Будем учиться отличать его от разбора слова по составу или морфемного.
Для начала проведем словарную пятиминутку.
На доске записаны шесть слов с непроверяемыми гласными.
Давайте запишем эти слова к себе в тетради и будем проговаривать их.
(поскользнуться; сноровистость; оснащение; снарядиться; тарифицировать; растасовывать).
1) Записываем в тетрадь, подчеркиваем непроверяемые гласные, расставляем ударение, выделяем корни.
2) Необходимо запомнить эти слова, как они пишутся.
3) Ниже запишем эти же слова по слогам: по-сколь-знуть-ся; сно-ро-ви-сто-сть; о-сна-ще-ни-е; сна-ря-дить-ся;та-ри-фи-ци-ро-ва-ть; рас-та-со-вы-ва-ть.
4) Значение слов: поскользнуться - оступиться на скользком месте или ошибиться, оступиться в каком-либо месте; сноровистость - это качество ловкого и расторопного человека, обладающего сноровкой в чем-нибудь; оснащение - от слова оснастить, т.е оборудовать снастями. Снабдить всеми необходимыми техническими средствами; снарядиться - устроить, снабдить всем нужным, готовить, улаживать, снаряжать; тарификация - франц. установление тарифа (система ставок, определяющая размер платы за различные услуги на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты); растасовывать - перебирать. Перекладывать, делать повторяющими движениями.
Повторение материала, базового для новой темы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали состав слова и словообразование.
Давайте вспомним, какие способы словообразования существуют в русском языке?
(от 1-го слова и от 2-х. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с помощью гласн. о,е, бес соед.гласн., переход из 1 части речи в другую).
Учитель: Что такое морфема?(значащая часть слова);
Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс);
Посмотрите на слова, которые записаны на доске и определите, какими способами они образованы?
Потемнеть (пристав.), автозаводской (суффикс.), соединять (пристав-суф.), переход (бессуфиксн.).
Теперь обратимся к таблице и повторим этапы разбора слова по составу. Что такое разбор слова по составу? (это выделение частей, из которых состоит слово).
Окончание | Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть |
Основа | Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой |
Корень | Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью |
Суффикс | Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями |
Приставка | Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса |
И разберем по составу слово улетают.
Учитель записывает слово на доске, учащиеся в тетрадь.
И так: улетают
1. Окончание –ют. Улетают - улетает, улетаешь.
2. Основа слова –улета-.
3. Корень –лет- Улетают - прилет, прилететь, летать.
4. Суффикс –а-
5. Приставка –у- Улетает - прилет, летать.
Сообщение нового материала.
Словообразовательный разбор слова- это выяснение того, как образовано данное слово, т. е. от чего и с помощью чего.
Посмотрим на таблицу плана словообразовательного разбора слова, которая вывешена на доске.
Процесс | Примеры |
Дать толкование лексического значения анализируемого слова | Писатель – человек занятый написанием чего-либо |
Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовалось | Писатель – писать;-тель |
Определить, от чего образовано слово | Писатель – от основы писа- слова писать |
С помощью чего образовано и способ образования |
Учитель записывает еще раз на доске слово улетают, проговаривая, ученики записывают в тетрадь.
I. Словообразовательный анализ.
1. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.
2. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.
3. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».
4. Способ образования – приставочный.
Учитель: Ребята, откройте учебник на стр. 63 и прочитайте теорию параграфа 29.
1 ученик читает вслух определения. 2-й раз читают все про себя. Необходимо выучить определение порядок разбора за 2-3 минуты.
Вопрос:
Чем отличается словообразовательный разбор слова от разбора слова по составу?
(по составу: выделение окончания, основы, суффикса, приставки, корня, а словообразовательный разбор: это лексическое значение слова, нужно подобрать однокоренные слова, определить от чего образована основа слова).
На стр. 64 нашего учебника выполним упр. 163. Начертите такую же табличку у себя в тетрадях. Устно прокомментируем те примеры, которые даны в табличке, а остальные слова разберем все вместе. По цепочке.
Разбор слова по составу | Словообразовательный разбор слова |
Сверхсекретный Завхоз | Сверхсекретный секретный Завхоз заведующий хозяйством |
Внештатный Раскрасавиц Спецкор Подгруппа Предгрозовой Сбербанк | Внештатный вне штата Раскрасавиц красивый Спецкор специальный корреспондент Подгруппа группа Предгрозовой перед грозой Сбербанк сберегательный банк |
Слова для разбора: внештатный, раскрасавиц, спецкор, подгруппа,
предгрозовой, сбербанк.
Сделаем вывод: Чем отличается разбор слова по составу от словообразовательного разбора?
(по составу - выделение всех морфем; словообразовательный - выделение морфем, от которых образовалось данное слова).
Следующее упражнение выполним на доске, учитель диктует слова для разбора.
Задание: составьте словообразовательную цепочку по образцу.
Ученики по очереди выходят и делают упражнение на доске.
Образец: Красноватенький- красноватый- красный.
Слова для выполнения задания:
Доледниковый (ледниковый, ледник); пересоленный (соленный, соль); долголетие (долгий); сверхготовность (готовность); ненаучный (научный, наука); раскрасавец (красавец); бесчеловечный (человечность, человек).
Следующее упражнение, выполняется аналогично предыдущему. Его вы выполните самостоятельно, а потом проверим.
Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходными и полученным словом по образцу.