Кривые безразличия и бюджетные ограничения




Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.

Ординалистский подход основан на следующих положениях:

1. Спрос зависит от предпочтений потребителя. При этом предпочтения формируются не на абсолютной оценке полезности товара, а на относительном их соизмерении. В результате происходит ранжирование предпочтений потребителя.

2. Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.

3. Инструментальный анализ спроса потребителя.

Инструментами анализа выступают кривые безразличия и бюджетная линия.

Кривая безразличия – это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Любая точка, лежащая выше и правее кривой (например, К) будет предпочтительнее, чем любая точка кривой. Точка, лежащая ниже кривой, принесет меньше удовлетворения (например, N).

Рассмотри свойства кривых безразличия:

1. Кривая имеет отрицательный наклон, т.к. при постоянной полезности набора из двух товаров, чтобы увеличить количество одного товара в наборе, нужно отказаться от другого товара.

2. Через любую точку в графическом пространстве можно провести соответствующую кривую безразличия. Так мы получим карту кривых безразличия:

 

3. Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой представляет собой высокий уровень полезности.

4. Две кривые безразличия не могут пересекаться и касаться друг друга.

5. Форма кривой – она вогнута по отношению к началу координат. Это объясняется сокращением предельной нормы замещения (MRS):

.

MRS – это количество одного товара, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления другого товара. Знак «–» перед дробью необходим, чтобы значение MRS было положительно, т.к. ΔY отрицательно.

Есть два особых случая конфигурации кривых безразличия:

1. Товары А и В – абсолютные субституты. Тогда кривые безразличия имеют вид:

 

Здесь MRS = const.

 

2. Жесткая взаимодополняемость товаров (например, левый и правый ботинок):

 

Здесь MRS = 0.

 

 

Возможности потребления связаны с бюджетной линией. Спрос ограничивается ценой. Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.

Уравнение бюджетной линии: PхQх + PуQу = I.

Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (А) и (В):

Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Pх/Pу.

Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.

При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному.

Потребитель, опираясь на свои предпочтения при заданном бюджете и ценах, пытается определить какое количество каждого благ следует купить. Для рационального потребителя это означает, что необходимо максимизировать общую полезность при условии бюджетного ограничения, т.е. в математической форме:

Данный выбор можно изобразить графически. Используя кривые безразличия и бюджетную линию (R):

U1 < U2 < U3.

Точка касания бюджетной линии (Е) с самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя. В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей.

 

В точке Е наклон бюджетной линии и кривой безразличия равны:

Данное уравнение и есть основное условие равновесия потребителя в ординалистской концепции.

Аналитически оно объясняется так. MRS характеризует субъективную оценку эквивалентности двух товаров для конкретного потребителя. Соотношение Px/Py характеризует объективную рыночную оценку набора из двух благ. Когда эти оценки совпадают, потребитель достигает максимального удовлетворения при своем бюджете – т.е. оказывается в состоянии равновесия. В точке Е он не имеет стимула менять набор данных двух благ на другой.

Рассмотренный случай, когда равновесие достигается при покупке 2-х благ, называется внутренним равновесием.

Данную схему можно применить и для крайних случаев:

1. Товары х и у – абсолютные субституты (MRS = const.) Графически угловое равновесие потребителя выглядит так:

  • Часть 1
  • | 2
  • | 3

В данном случае равновесие достигается в той ситуации, при которой один из товаров не потребляется вообще (точка Е). Эта точка называется точкой углового равновесия. Оно имеет место на одной из осей в вершине угла, образуемого бюджетной линией и осью.

В данном случае оптимальный выбор – это не набор из двух благ. В каком же случае потребитель предпочтет товар Х, а в каком – товар Y? Это видно из графического анализа. Если наклон линии безразличия больше наклона бюджетной линии, т.е. если MRS>Px/Py, то потребитель предпочтет товар Х. В противоположной ситуации (MRS<Px/Py) выбор в пользу товара Y.

2. Для случая жесткой взаимодополняемости товаров MRS=0. При этом товары покупаются всегда в одной пропорции, что видно из графика.

 

Равновесие потребителя всегда имеет место в вершине прямого угла (точка Е).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: