билет . Лирика П. Верлена




Значительным событием в развитии европейской прозы было возникновение во второй половине XIX в. эстетики символизма. Как литературное течение символизм зарождается во Франции 60-70-х годов в творчестве таких известных поэтов как Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме. Символизмом увлекались бельгийский драматург и поэт М. Метерлинк, немецкий писатель Г. Гауптман, английский О. Уайльд и другие.

Идея таинственности мира, конфликта между реальным и идеальным. Символисты обращались к духовному, религиозному миру человека, считали главным в художественном творчестве интуитивное, бессознательное. Чаще они обращались к идеям романтиков и мистиков, к философским учениям Платона, Канта, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора. Основная проблема художественного творчества - проблема символа, который сочетает земное, эмпирическое, временное, с глубинами духа и души, с вечным и абсолютным.

В самом начале 70-х гг. излагает свою теорию "ясновиденья" А. Рембо; выходят ряд программных стихотворений П. Верлена 1882 - 1883 гг.(в том числе знаменитое "Искусство поэзии") и серия его очерков "Проклятые поэты" (о Корбьере, Рембо, Малларме и др.); в 1886 г. Ж. Мореас, создатель термина "символизм", публикует знаменитый "Манифест символизма".

Основная задача искусства у символистов: постижение "мира идей", выражение духовного и душевного, осуществляемое посредством символа. При этом обращение к символу свойственно не только символистам, его особая роль в любом литературном произведении обусловлена самой природой художественного образа. "Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ)... Переxодя в символ, образ становится "прозрачным"; смысл "просвечивает" сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива". Символ становится полисемичным, несущим в себе смутный, туманный, не поддающийся одновариантной дешифровке смысл. П. Верлен, Лотреамон, А. Рембо, С. Малларме М. Метерлинка, в поздних произведениях норвежца Г. Ибсена.

Символизм- ориентация на символ, язык основан на символах.

Черты Символизма:

· искусство — интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий;

· музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства;

· господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и в иррационально-магическую силу поэтической речи;

· обращение к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

Символизм, в противовес натурализму и реализму, стремился вернуть в искусство представление об идеальном, о высшей сущности, скрытой за обыденными предметами. Видимость мира пронизана бесчисленными намеками на эту скрытую сущность – таков главный постулат символизма.

 

16 января: Ночь продаж MITSUBISHIПОДРОБНЕЕROLF-MITSUBISHI-VOSTOK.RU₽

 

 

«Я родился романтиком»,-признавал Поль Верлен очевидную и глубокую связь своей поэзии с романтизмом (первое свое стихотворение — «Смерть», 1858, — он посвятил и послал Виктору Гюго), особенно с позднеромантической группировкой Парнаса и творчеством Шарля Бодлера. Эта связь определяет и содержание, и форму первого сборника стихов Верлена «Сатурналии» (1866): романтическое противопоставление Идеала вульгарной толпе, прошлого настоящему и т. п. Однако уже в «Сатурналиях» распространяется особенная, верленовская интонация меланхолии и тоски (циклы «Меланхолия» - Обет, «Печальные пейзажи»). Интонация эта имела своим источником бодлеровский «сплин», но стимулирована была крушением всех иллюзий поэта, с горечью признающегося в том, что он «ни во что не верит». традиции ирреальности, культ красоты, импрессионистичность, ощущуения,

Теряющий веру поэт доверяет только своему ощущению, своим впечатлениям — уже в момент публикации «Сатурналий» Верлен начинает движение к тому, что назовет «новой системой». Главное звено «системы», по словам Верлена, — «искренность, а этим целям служат впечатления от данного момента, буквально прослеженные», «точные ощущения».

Вехами этого движения были сборники «Галантные празднества» (1869) и «Добрая песня» (1870). Субъективное восприятие реальности торжествует в первом из них, преобразующем мир в театр кукол, которым поручено сыграть спектакль «в духе» XVIII в. В этих изящных миниатюрах, лаконичных сценках, в этих наполненных чувствами пейзажах все призрачно. – На прогулке. «Добрая песня» адресована любимой женщине и не свободна от многословия, от трафаретов, пафоса, порожденного любовным ритуалом. Но в целом сборник знаменует переход от «эпического» к личному, к повседневному, к впечатлениям. От ритмов романтической поэзии, «эпического и дидактического тона», Верлен переходит к формам миниатюрным, песенным, написанным как бы шепотом, в одно дыхание, в один миг.

 

 

Творчество Верлена меланхолично. Как и художники – импрессионисты, поэт любит серые, осенние пейзажи, вечера, дожди, пустынные улицы. В его стихотворениях часто звучит тоска, отчаяние, боль, что, в общем, вполне объяснимо обстоятельствами жизни поэта.

Поэзия Поля Верлена – это мост между классическим александрийским стихом и символизмом. Свои первые шаги в литературе Верлен сделал под влиянием парнасской школы, однако уже скоро поэт вырабатывает свой собственный, ни с чем несравнимый поэтический язык. В его стихах образы и метафоры расплывчаты. В лирике Верлена между человеком и природой, между человеком и вещами устанавливается тождество. Так, у Верлена «рыдающие скрипки» на самом деле рыдают, ровно как дожди у него на самом деле – плачут, а ветра – злятся. Пейзажи Верлена – это состояние его души, а душа его – инобытие окружающей его природы.

После 1871 г. усугубляется верленовская меланхолия. Сыграло свою роль поражение Коммуны. Свою роль сыграла несложившаяся личная жизнь, разрыв с женой. Свою роль сыграла и дружба с Рембо, нигилизм которого подталкивал к разрыву с традицией, к «расстройству всех чувств».

В 1874 г. появляется сборник «Романсы без слов», с которым прежде всего связывается представление о новой, импрессионистической поэзии Верлена. В том же году была организована знаменитая первая выставка художников-импрессионистов — импрессионизм стал фактом истории французского искусства.

Как то и полагается произведению импрессионистическому, «Романсы без слов» состоят из стихотворений, рисующих пейзажи. Но пейзаж необычен — это «пейзаж души». Природа перестает быть объектом, относительно которого самоопределяется и в котором выражает себя душа поэта. Они внезапно слились в одном образе, в некоем едином существе, которое, оставаясь природой, становится человеком.

На смену логически завершенным фразам, несущим в себе мысль и описание, пришли фразы краткие, которые ложатся на бумагу, как мазки на полотно художника, как торопливое прикосновение кисти художника-импрессиониста. Верлен сознавался в своей исключительной способности «видеть» предмет; наподобие художника он «охотился» за формами, цветами, тенями.

Громкую известность приобрели слова Верлена — «музыка прежде всего», первая строчка стихотворения «Поэтическое искусство», написанного в том же 1874 году. Верлен поставил под сомнение и рифму, и исконную размеренность стиха, возвестил о возможностях «неправильностей», нюансировки, непарных стихов и особенно музыки, «музыки прежде всего». То есть быть «романсами» — «без слов»: в импрессионизме Верлена содержатся предпосылки символистской эстетики Малларме, эстетики молчания.

Но сам Верлен был далек от таких крайностей. Он держался реальной жизни как источника «точных ощущений» и не решался на разрыв с традицией. В последовавших за «Романсами без слов» сборниках («Мудрость», 1880; «Некогда и недавно», 1885; «Любовь», 1888, и др.) появляются стихи, написанные в традиционных размерах (например, сонеты). Словно спохватившись, Верлен напоминает, что «рифма необходима французскому искусству». В последних циклах стихов преобладает традиционная тема любви (правда, в весьма фривольной интерпретации) и не менее традиционная тема веры в Бога, к которой Верлен возвращался по мере того, как опускался, спивался, погибал.

Как Шарль Бодлер, Верлен уходит от изобразительности и делает ставку на суггестивность. В стихах Верлена очень мало конкретных образов, практически нет бытовых деталей, настроение и чувства поэта передаются с помощью деталей, штрихов, фонетико- синтаксического рисунка стихотворения. Именно поэтому Верлена принято считать предшественников символистов. Впрочем, тут нужно отметить, что сам Верлен не был символистом, он не прибегал к символам, но именно он «протоптал путь» для французского символистского верлибра.

Верлен одним из первых отказался от классической поэтической речи и начал разбавлять ее жаргоном, языковыми неправильностями, просторечиями, архаизмами и т.п. В результате этих экспериментов поэт сумел добиться особой доверительности и разговорной спонтанности. Также Верлен не боялся экспериментировать со стихотворной формой. В частности, он разбивал классическую александрийскую форму нестандартными цезурами и прибегал к неожиданным переносам, добился особой повествовательности своих стихов будто стихотворная речь переходит в прозу. При этом поэзия Поля Верлена удивительно музыкальна

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: