Семинары по курсу
Социологи культуры
Тема № 1. Феномен интеллигенции и ее роль в развитии культуры.- 2 ч.
- Сущность термина «интеллигенция»
- Техническая и гуманитарная интеллигенция. Проблема взаимоотношений.
- Специфика социальной роли интеллигенции в России
- Интеллигенция и власть – проблема взаимоотношений.
Вопросы для дискуссии
- Найдите в традиционной и современной культуре слоганы (мотиваторы, демотиваторы, крылатые выражения, цитаты…) в которых раскрывается смысл, термина интеллигенции, объясните их суть.
- Можно ли назвать г. Санкт-Петербург, Москву, Вологду, Череповец – городом интеллигенции.
- Почему в истории России интеллигенции всегда отводили особую роль? Как на практике она воплотилась?
- Интеллигенция должна поддерживать власть или критиковать власть?
- Может ли интеллигентный человек быть без высшего образования?
- Можете ли вы кого-нибудь из знакомых вам людей назвать интеллигентным?
Тема № 2. Музей как социальный институт – 2 ч.
1. История развития музейного дела. Процесс институционализации музея.
2. Эволюция социальных функций музея.
3. Типология музеев.
4. Проблема
5. Современные формы музейной работы. (проекты, государственные программы, «Ночь в музее» и т.п.)…
6. Социальный портрет музейного работника.
7.Специфика социальных отношений
- музей и система образования
- музей и государство
- музей и церковь
- музей и бизнес
- музей и коллекционеры
Вопросы для дискуссии
- Вспомните, когда Вы последний раз были в музее? В связи с чем?
- Какие функции и цели у социальной акции «Ночь музеев»?
- Предложите собственные меры для улучшения музейной деятельности?
- Как современные музеи привлекают внимание посетителей?
- Найдите положительные и отрицательные стороны в существовании «виртуальных музеев»
Тема № 3. Социология науки – 4 ч.
- Классификация наук. Уровни научного знания. Тенденции современного развития науки.
- Динамика функций науки.
- Научная революция как социальный феномен. Теория Т. Куна, виды научных революций, последствия для человека и для общества.
- Наука и мораль. Социальная ответственность ученого.
- Наука и религия. Проблема взаимоотношений.
- «Утечка умов» как социальный феномен. Проявление, причины, последствия.
- Научный работник как субъект научной деятельности. Типология, соц. Портрет ученого. Ученый как призвание.
- Понятие и социальные функции научного сообщества. Классификация научных сообществ, проблема оснований.
- Проблема индивидуального и коллективного в научной деятельности. Авторство в науке. Интеллектуальная собственность.
10. Виды научных организации, специфика деятельности, роль в развитии науки.
11. Научный городок как способ организации научной деятельности.
12. Современные методы оценки эффективности научной деятельности и продукции. Современное управление научным процессом.
Специфика распространения научных знаний через СМК
Вопросы, которые выделены жирным – на специальные доклады. Остальные вопросы – готовить самостоятельно для обсуждения, самовыражения, и ответов на вопросы теста))
Вопросы для дискуссии – обязательны!!!!
Подберите, приведите и прокомментируйте примеры, показывающие:
2. Как наука влияет на изменение вашей жизни.
3. Как в средствах массовой культуры поднимается проблема научной деятельности (например, фильм «Игры разума» и т.п.)
4. Приведите примеры удачных, на ваш взгляд, и не удачных методов и способов популяризации науки.
Вопросы для дискуссии.
1. Определите сущность понятий «научная проблема», «научный факт», «научная парадигма», «научный закон» «научная закономерность», «научное открытие»
2. В чем разница предметов изучения философии науки, социологии науки, истории науки?
3. Как в генезисе научных парадигм отражается эволюция общественного сознания?
4. В чем специфика научной деятельности в социально-гуманитарной сфере?
5. Носит ли наука политический характер?
6. Определите, в чем разница понятий «научный работник», «ученый», «изобретатель», «работник умственного труда», «исследователь».
7. Каким образом, какими путями человек приходит в мир науки?
8. Можно ли назвать краеведение научной деятельностью?
9. Какие научные организации в г. Череповце Вам известны?
10. Приведите примеры взаимодействия научных сообществ и государства.
11. В чем сущность государственного проекта «нанатехнологии»? Каково его социальное значение?
12. Как можно управлять процессом научных открытий?
13. По каким критериям определяется в общественном мнении «полезность» научной деятельности?
14. Как определяется механизм и размеры финансирование науки в РФ?
15. Какими методами, способами, управленческими решениями можно поднять престиж научной деятельности и статус ученого?