Специфика распространения научных знаний через СМК




Семинары по курсу

Социологи культуры

Тема № 1. Феномен интеллигенции и ее роль в развитии культуры.- 2 ч.

  1. Сущность термина «интеллигенция»
  2. Техническая и гуманитарная интеллигенция. Проблема взаимоотношений.
  3. Специфика социальной роли интеллигенции в России
  4. Интеллигенция и власть – проблема взаимоотношений.

 

Вопросы для дискуссии

  1. Найдите в традиционной и современной культуре слоганы (мотиваторы, демотиваторы, крылатые выражения, цитаты…) в которых раскрывается смысл, термина интеллигенции, объясните их суть.
  2. Можно ли назвать г. Санкт-Петербург, Москву, Вологду, Череповец – городом интеллигенции.
  3. Почему в истории России интеллигенции всегда отводили особую роль? Как на практике она воплотилась?
  4. Интеллигенция должна поддерживать власть или критиковать власть?
  5. Может ли интеллигентный человек быть без высшего образования?
  6. Можете ли вы кого-нибудь из знакомых вам людей назвать интеллигентным?

 

 

Тема № 2. Музей как социальный институт – 2 ч.

1. История развития музейного дела. Процесс институционализации музея.

2. Эволюция социальных функций музея.

3. Типология музеев.

4. Проблема

5. Современные формы музейной работы. (проекты, государственные программы, «Ночь в музее» и т.п.)…

6. Социальный портрет музейного работника.

7.Специфика социальных отношений

- музей и система образования

- музей и государство

- музей и церковь

- музей и бизнес

- музей и коллекционеры

 

Вопросы для дискуссии

  1. Вспомните, когда Вы последний раз были в музее? В связи с чем?
  2. Какие функции и цели у социальной акции «Ночь музеев»?
  3. Предложите собственные меры для улучшения музейной деятельности?
  4. Как современные музеи привлекают внимание посетителей?
  5. Найдите положительные и отрицательные стороны в существовании «виртуальных музеев»

 

 

Тема № 3. Социология науки – 4 ч.

  1. Классификация наук. Уровни научного знания. Тенденции современного развития науки.
  2. Динамика функций науки.
  3. Научная революция как социальный феномен. Теория Т. Куна, виды научных революций, последствия для человека и для общества.
  4. Наука и мораль. Социальная ответственность ученого.
  5. Наука и религия. Проблема взаимоотношений.
  6. «Утечка умов» как социальный феномен. Проявление, причины, последствия.
  7. Научный работник как субъект научной деятельности. Типология, соц. Портрет ученого. Ученый как призвание.
  8. Понятие и социальные функции научного сообщества. Классификация научных сообществ, проблема оснований.
  9. Проблема индивидуального и коллективного в научной деятельности. Авторство в науке. Интеллектуальная собственность.

10. Виды научных организации, специфика деятельности, роль в развитии науки.

11. Научный городок как способ организации научной деятельности.

12. Современные методы оценки эффективности научной деятельности и продукции. Современное управление научным процессом.

Специфика распространения научных знаний через СМК

 

Вопросы, которые выделены жирным – на специальные доклады. Остальные вопросы – готовить самостоятельно для обсуждения, самовыражения, и ответов на вопросы теста))

Вопросы для дискуссии – обязательны!!!!

Подберите, приведите и прокомментируйте примеры, показывающие:

2. Как наука влияет на изменение вашей жизни.

3. Как в средствах массовой культуры поднимается проблема научной деятельности (например, фильм «Игры разума» и т.п.)

4. Приведите примеры удачных, на ваш взгляд, и не удачных методов и способов популяризации науки.

 

Вопросы для дискуссии.

1. Определите сущность понятий «научная проблема», «научный факт», «научная парадигма», «научный закон» «научная закономерность», «научное открытие»

2. В чем разница предметов изучения философии науки, социологии науки, истории науки?

3. Как в генезисе научных парадигм отражается эволюция общественного сознания?

4. В чем специфика научной деятельности в социально-гуманитарной сфере?

5. Носит ли наука политический характер?

6. Определите, в чем разница понятий «научный работник», «ученый», «изобретатель», «работник умственного труда», «исследователь».

7. Каким образом, какими путями человек приходит в мир науки?

8. Можно ли назвать краеведение научной деятельностью?

9. Какие научные организации в г. Череповце Вам известны?

10. Приведите примеры взаимодействия научных сообществ и государства.

11. В чем сущность государственного проекта «нанатехнологии»? Каково его социальное значение?

12. Как можно управлять процессом научных открытий?

13. По каким критериям определяется в общественном мнении «полезность» научной деятельности?

14. Как определяется механизм и размеры финансирование науки в РФ?

15. Какими методами, способами, управленческими решениями можно поднять престиж научной деятельности и статус ученого?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: